Урок русского языка во 2-м классе по теме "Суффикс как часть слова"

Разделы: Русский язык


Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Цели урока:

  • Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.
  • Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
  • Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.

Формируемые УУД:

  • Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
  • Регулятивные: планирование,целеполагание, корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
  • Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
  • Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: на уроке используется мультимедийная доска, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: “О чём говорят суффиксы”, “Определение суффикса”, “Роль суффикса” раздаточный материал.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, руководство работой учащихся с учебной литературой.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

Вид обучения: проблемный.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1. Организационный этап. Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности. Взаимное приветствие:

- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. Иначать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил (он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

- Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

- A тему урока мы сформулируем немного позже.

Взаимное приветствие

- ключ, перо, “КУНЯ” (надпись на доске)

- Сегодня мы будем говорить о том, как устроен наш язык (“КУНЯ”), откроем “Тайну языка” (ключ), познакомимся с новым словарными словами (перо)

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.
2. Каллиграфическая минутка (исп. Слайд 1. с текстом загадки о кошке и иллюстрацией)

Презентация.

СЛАЙД 2

- Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка?

СЛАЙД 3

img2.gif (1162 bytes)

- Ребята, отгадайте загадку (о школе) (Выписываю на доску слово “школа”) - Пропишите заглавную и строчную буквы “Ш,ш”, обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов. (Даю образец написания букв на доске) - Повторим алгоритм каллиграфического письма (с подчёркиванием “лучшей” буквы).

 

 

 

 

 

 

 

 

- отгадывают загадку, называют слова-подсказки, которые помогли найти верный ответ

- прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают “лучшую” букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с “лучшей” буквой.

Регулятивные:   корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
3. Подведение к теме.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

 

Работа в парах

-Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) Пишу на доске слова “школа” и “школьник”. - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.

- Назовите 2 различия между этими словами

- Выделим известные нам части слов в обоих словах?

- Какие возникли затруднения?

- школьник (Записывают в тетрадь слова “школа” и “школьник”).. - Они однокоренные, т.к. у слов “школа” и “школьник” есть общая часть, в которой содержится их общее значение. - Различия в составе и оттенке значения.

- Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа – ,  школьник - (нулевое).

Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове “школьник” есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов. Личностные: применять правиладелового сотрудничества

4. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. - Почему вы её никак не обозначили?

- Сегодня мы узнаем:

- как называется часть слова, которая изменила и состав слова;

- какой имеет оттенок значения;

- где стоит?

- Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.
5. Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема.

Исп. Слайд 2 (материал из Учебника с. 107 упр.1)

 

 

 

Работа с учебником

 

 

Использование на экране ЭОР “Роль суффикса”

- Попробуем сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения - Прочитайте пары слов на экране. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?

-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?

1 На доске:

Слон со слонёнком.( на форзаце учебника)

Лось с лосёнком.

Орёл с орлёнком.

Коза с козлёнком.

- Откройте учебник на стр. 108, прочитайте материал рубрики “Тайна языка”. Назовите название новой для нас части слова. Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь.

- Посмотрите на экран, выделите в услышанном материале роль суффикса в слове.

Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)

- Она находится между корнем и суффиксом.

 

 

 

 

- Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова

Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина “суффикс”, чтение его названия вслух орфографически, запись слова “суффикс” в тетрадь.

Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

6. Введение нового материала в систему знаний. Парах работа – создания алгоритма нахождения суффикса. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА : - На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов. - Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111.

“После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю ... (суффиксом)”

1. Что такое суффикс
2. Где стоит в слове?
3. Для чего служит в нашем языке?

Дети делают вывод:

   
7. Первичное закрепление. Работа в учебнике.

Исп. Слайд 3 (иллюстрации к упр. 2 на стр. 108 учебника)

 

 

 

 

 

 

 

 

“О чём говорят суффиксы”

- Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов.

2. На доске: -иц-, -их-, - онок-, -ёнок-.

Медведь- медведица- медвежонок.

Волк - ....... - волчонок

Орёл – орлица - ............

....... - зайчиха - ............

- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разночтения.

- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?

- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?

Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:

- какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва?

- Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму?

3 На доске: -ан-, -ян-, -анин -, -янин-.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в Париже, то ты ......, а мы ........ , если на Волге, то ты ........., а мы ....... , если на Марсе, то ты .........., а мы ............

Фронтально письменно в раб.тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений.

- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.

- У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Физминутка, снятие утомления с глаз и рук -встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка. Выполняют задания, стараясь повторить повадки названых животных.  
8. Самостоятельная работа в группах с взаимопроверкой. (дифференцированная по уровню сложности, На слайде (3 группы - работают, 4 группа – составляет Синквейн по теме урока) Разделитесь на группы (по 6 человек).

Задания в группах, помощь, контроль.

1 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

-тель-, -ник-, ист-

строи _____ плот ______ арт _______

учи ______ двор ______ машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Женя – Женечка Миша – Мишенька

Аня - ...________________ Алёша - ..._________________________

Света - ..._______________ Федя - ...___________________________

Дима - ...________________ Люба - ...___________________________

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

3 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

- ан-, -ян-, -анин-, -янин-.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в городе, то ты _____________ а мы ____________ , а если на Земле, то ты __________, а мы _________,

а если в селе, то ты ____________, а мы __________________ .

Вывод:Что знаем о суффиксах?

Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.

Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.

 

ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА) (слайд )

(ПОСЛЕ КОРНЯ)

СУФФИКС - ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

Самостоятельная работа.

Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. - Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства.

- Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

- Суффиксы -онок-, -ёнок- употребляются в словах, называющих детёнышей животных.

Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. - Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства. - Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение. - Суффиксы -онок-, -ёнок- употребляются в словах, называющих детёнышей животных

ПАМЯТКА “Суффикс”

1.Часть слова.

2. Служит для образования новых слов.

3.Стоит после корня.

4.Изменяет значение.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраиватьпоследовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном ивербальном виде;

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Личностные:самоопределение, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству

Физминутка “Вновь у нас физкультминутка”

Вновь у нас физкультминутка,
Повернулись, ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и читать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.

Самостоятельная работа.  
7. Словарная работа

Работа в парах

- одна из групп в предыдущем задании работала со словом “собачка”, от какого слова оно образовано?

- на ваших партах лежат конверты со словами, поработайте в парах, составьте предложение из данных слов. - Какое предложение у вас получилось?

- Из другого конверта возьмите суффиксы, подумайте, какой из них поможет образовать родственное слову “кот” слово.

- В какое место в слове мы можем добавить этот суффикс?

- разрежьте слово “котом” так, чтобы между корнем и окончанием можно было вставить суффикс. Где будет проходить линия разреза?

- образуйте новое слово. Какое предложение у вас теперь получилось?

- Запишите это предложение в тетрадь. Выделите в слове “котёнком” известные вам части слова. В слове “собака” подчеркнём “опасное” место, постараемся выучить написание этого слова.

Вывод: Как определить суффикс?

- от слова “собака” с помощью суффикса -к-

 

 

– Собака играет с котом.

- Суффикс –ёнок- поможет образовать слово котёнок

- Между корнем и окончанием.

- Между корнем кот- и окончанием -ом.

- Собака играет с котёнком. Работают самостоятельно в тетради. “Собака” – безударная непроверяемая гласная в корне.

СТРОЯТ АЛГОРИТМ.

Личностные: применять правила делового сотрудничества

Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

8. Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера. - Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?

- Ребята, выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д.з.

Рассматривают упражнения, изучают задание. – в упр. 4 слова, которые нужно выписать – выделены жирным шрифтом; в упр. 4 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом. Это выполнить сложнее. Упр. 5 отмечено в учебнике “гирей” - “трудное задание”. Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение.

9. Рефлексия деятельности. Итог урока.

2-3 мин.

- С помощью, каких частей слова образуются новые слова?

- Для чего служит окончание?

- Для чего служит корень?

- Может ли быть слово без корня?

- Итак, мы узнали ещё одну часть слова: суффикс.

- Что такое суффикс? Для чего он служит в русском языке

- Был ли для вас урок полезным? Почему?

- Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?

- Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Выставление и аргументация отметок за урок

- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

- Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).

- Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

- Покажите, на сколько сегодня вы:

  • Были активны на уроке.
  • На сколько вы поняли новую тему.
  • На сколько вам понравился урок

(Сидят за партами – плохо, слабо;

Просто стоят – хорошо;

Стоят, руки вверх – отлично).

Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя. Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности:оцениватьуровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос “что я не знаю и не умею?”).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

1. Синквейн.

- Весь урок мы посвятили суффиксам. Своё отношение к ним мы выразим в синквейне.

Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

Пример синквейна:

Суффикс

Ласкательный, новый

Образует, помогает, уточняет

Без суффиксов речь скучная.

Образователь

Литература:

  1. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения)
  2. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография - М., 1997
  3. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: ок.5000 синонимических рядов: более 20 000 синонимов. – М.: Русские словари: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.: АзъLtd., 1992.

Ресурсы сети Интернет:

  1. Сайт фестиваля педагогических идей (https://urok.1sept.ru)
  2. Русский урок (http://rusurok.ru/index.php)
  3. Сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su)