Адрес передового педагогического опыта "Использование современных педагогических технологий для всестороннего развития школьников"

Разделы: Иностранные языки


УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

На современном этапе формированию личности отводится особая роль. Общество ждет от школы сформированную личность, способную к дальнейшему постоянному саморазвитию и испытывающую потребность в самореализации. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна ориентироваться “не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей”. В связи с тем, что в последние годы вырос интерес к английскому языку как средству международного общения, а с появлением компьютеров поставило его в особое положение, поэтому основная моя задача – поддержание постоянного, устойчивого познавательного интереса. В связи с этим особую ценность приобретают современные педагогические технологии, которые используются мною и для обучения, и для всестороннего развития школьников.

Наиболее оптимальными технологиями я считаю, технологии, в основе которых лежат педагогика сотрудничества, исследовательский и дифференцированный подходы, а также когнитивный подход. В рамках таких технологий существует множество разнообразных дидактических приемов, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. Кроме того, технологии, в основе которых сотрудничество, помогает учителю раскрыть способности и возможности обучающегося и привести к желаемому результату. Следуя данным технологиям, учитель направляет свою деятельность на формулирование целей урока, отбор учебного материала, организацию обучения.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

На официальном сайте Министерства размещен проект Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”.

Для чего создан этот проект? В связи с планами долгосрочного развития экономики и социальной сферы РФ необходимо поддерживать конкурентоспособность, а это связано с успешностью всех участников экономического и социального процессов. Чтобы выполнить поставленные задачи, необходимо развивать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения, формирование творческих компетенций, готовности к переобучению.

Развивающая парадигма образования создает условия саморазвития. Одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования.

Актуальность применения в практике работы учителя английского языка различных педагогических технологий определена современным состоянием школьного образования вообще и иноязычного образования в частности. В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В современном обществе сформировались определенные объективные условия, требующие от человека необходимость обладать не только некоторой фиксированной системой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, новые жизненные условия требуют от молодых людей, вступающих в жизнь, способностей к самореализации.

Перспективность заключается в том, что новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки обучающихся.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Общим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения является понятие деятельности. Об этом писали А. Дистерверг, К.Д. Ушинский, Д.И. Писарев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и другие.

Идея простая: среди всех видов деятельности выделить те виды деятельности, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить такую структуру урока и дидактические условия его организации, которая бы системно тренировала способности детей к осуществлению этих видов деятельности.

“Наша задача взять все лучшее, что накоплено в отечественной развивающей педагогике и научиться это применять в массовой школе” - слова академика А.А. Леонтьева – основоположника Образовательной системы “Школа 2000”.

Новая цель образования – функционально грамотная личность:

1. человек самостоятельный;

2. человек познающий;

3. человек, умеющий жить среди людей.

“Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами”. “Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!”

НОВИЗНА ОПЫТА

Обеспечение развития деятельностных способностей и создание условий их реализации приобретают приоритетную значимость, составляют главную цель образования, достижение которой выявляет следующие требования:

  • новые подходы к организации процесса обучения;
  • новой системы взаимодействия учителя и ученика;
  • новые методы работы, способствующие реализации поставленных целей.

Мой опыт заключается в наполнении деятельностных этапов (шагов) содержанием: системой вопросов, устных упражнений, заданий, направленных на “открытие” нового знания.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

С целью определения оптимальных форм, методов и средств достижения результата, а также последовательности изучения разделов и тем учебного материала, форм организации учебного процесса по предмету, в начале каждого учебного года планирую учебно-воспитательную работу по предмету. Календарно-тематический план и учебно-методическая база позволяет выстроить учебную деятельность на уроке, а также определить оптимальные формы и методы организации урока.

С целью повышения интереса, закрепления знаний и повышения уровня усвоения теоретического материала активно применяются интегрированные занятия. В ходе таких занятий учитываются не только знания, умения, навыки как таковые, но и деятельность учащихся по овладению ими содержания учебного предмета на основе самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности. При подготовке уроков учитываются межпредметные связи: ученики должны использовать знания разных предметов: из области математики, из области иностранного языка, спецдисциплин и др.

Разнообразие форм и методов урока позволяет повысить мотивацию к изучению предмета и уровень усвоения материала. В план своих уроков всегда включаю работу с неуспевающими детьми, так как считаю, что это не менее важно, чем работа с одаренными детьми.

Принцип совместной деятельности и общения понимается как движущая сила развития, как средство обучения и воспитания.

Внедрение личностно-развивающего обучения предполагает ряд инновационных преобразований в процессе обучения. Они касаются, прежде всего, создания предметных условий для развития активности учащихся, т.е. составления таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и к созданию коммуникативных условий для поддержки активности учащихся. Личностно-ориентированный подход не снижает, а, напротив, еще больше подчеркивает значимость и необходимость развития познавательной сферы человека (ощущений, восприятия, памяти, мышления).

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

При организации обучения в соответствии с названной технологией необходимо осуществлять работу в три этапа: мотивационный, операционно-познавательный и рефлексивно-оценочный.

На первом этапе ученик, прежде всего, должен понять, для чего изучается эта тема. Для этого необходимо осуществить ряд учебных действий: создать проблемную ситуацию - введение в тему, постановка задачи, решение которой возможно только при прохождении данной темы, проведение беседы о практической значимости темы; формулирование основной учебной задачи; самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности. Ученик должен владеть элементами самоконтроля.

При формировании самоконтроля руководствуюсь принципами посильности и доступности: дается установка на контроль одного из аспектов иностранного языка, например грамматики, лексики, затем двух аспектов, затем контроль осуществляется языкового оформления речи и ее содержания. Оценивание может проходить по следующей схеме: самооценка – взаимооценка – оценка учителя. Особо отмечается групповой самоконтроль, который формирует целеполагание, самоконтроль и самооценку. После озвучивания основной задачи, обычно повторяется необходимый сопутствующий предложенной теме материал.

Операционно-познавательный этап – усвоение содержания темы. Положительный результат, которого мы хотим добиться на данном этапе, будет зависеть от понимания учащимися необходимости изучения содержания предложенного материала.

Рефлексивно-оценочный этап – это подведение итогов работы. В ходе изучения темы учащиеся анализируют свою деятельность, оценивают ее, соотносят результаты с основной задачей. При правильной организации учителем деятельности на уроке, присутствует процесс познания, удовлетворенности учащихся уроком, проявляется творчество и желание к самостоятельной учебе.

Содержание урока также должно быть понятно ученику. Часто школьник испытывает проблемы в говорении на иностранном языке. Это, зачастую объясняется, прежде всего, тем, что он не может построить предложение на родном языке или не владеет информацией по данной теме. Необходимо, чтобы цель урока соотносилась с конечным результатом деятельности учащихся и соответствовала реальным жизненным задачам. Например, при изучении лексики по теме “People and places” выясняю, какие слова, обозначающие достопримечательности похожи в русском языке и английском, а какие не похожи и почему.

Содержание учебников “Английский с удовольствием”, по которым занимаются учащиеся, приближены к жизни и вызывают интерес у школьников. Они переносят предлагаемые темы и наглядный материал на себя. Тем не менее, для того, чтобы учебный материал способствовал развитию познавательной деятельности, необходимо, чтобы присутствовала постоянная деятельность на уроке, постоянно активизировалась память, мышление, воображение, чтобы возникали все новые впечатления. К этому перечню необходимо добавить доступность материала, информационную насыщенность, относительную сложность и ценностную значимость учебного материала.

Все эти требования относятся к дидактическим принципам развивающего и воспитывающего характера обучения. Таким образом, если постоянно придерживаться правила создания условий для познавательной деятельности учащихся, а содержанию придавать конкретную мотивацию, то на уроке будет постоянно присутствовать интерес к познанию. Так, при изучении видовременных форм глагола, учащиеся совместно с учителем обсуждали отличия форм глагола друг от друга, причем это делалось в сравнении с тем, как это рассматривается на уроках русского языка. Коллективное обсуждение через активизацию познавательной активности и мотивирование учащихся, привело к пониманию грамматического материала, к его запоминанию.

С целью активизации мыслительной деятельности учащихся использую в работе проектную методику. Роль учителя здесь заключается в определении темы проекта, планирование совместно с учащимися работы над проектом, осуществление текущего контроля, консультации учащихся в ходе работы над проектом. Выбор тематики зависит от интересов учащихся, их возможностей, значимости предстоящей работы. Проект может быть представлен в виде статьи, альбома, доклада и т.д. Работа над проектом осуществляется по следующей схеме: на уроках - выбор темы, формирование групп исполнителей, разработка плана, определение сроков распределение заданий среди учащихся; во внеурочное время - обсуждение промежуточных результатов работы, оформление проекта; на уроке - отчет, оценка выполнения проекта. Данная работа предполагает индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение каждого задания по разработке проекта. Результат работы над проектом – актуализация имеющихся знаний и приобретение новых знаний, умений и навыков, их творческое применение.

Активизировать учебно-познавательную деятельность школьников позволяет использование на уроках игровой технологии. Эти элементы педагогической технологии поддержания интереса к предмету помогают усваивать материал на уровне трех сфер: эмоциональной, когнитивной и психомоторной. Так, на примере учебного материала по теме “Профессия” формируются ассоциативные связи с внутренними, эмоциональными переживаниями в сравнении с тем, кем я хотел стать в детстве и что я планирую сейчас, с другими планами и изменениями жизненных перспектив. При изучении темы “Музыка” использую музыкальное сопровождение урока, что вызывает определенное эмоциональное состояние. Учащиеся говорят о своем отношении к музыкальным направлениям, мотивируют свою любовь к музыке. Использование музыкального фона позволяет снять напряжение на уроке и активизировать речевую деятельность. Эмоциональное усвоение иностранного языка обеспечивается речевыми и неречевыми действиями, а также зрительными, слуховыми и кинестетическими представлениями. И в целом успешно развивает познавательный интерес и творческие способности учащегося.

Нетрадиционные формы уроков - уроки-семинары, зачеты, диспуты, конкурсы, интегрированные уроки, тематические игровые уроки способствуют лучшему усвоению программного материала, осуществлению развития и формирования личности каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Нетрадиционные уроки побуждают школьников к самостоятельной работе. Такие уроки обычно провожу после изучения какой-либо темы или нескольких тем. Они выполняют функцию обучающего контроля. В нетрадиционном уроке участвуют все школьники. При его организации используются средства ТСО и зрительная наглядность.

Успехов в изучении иностранного языка можно достичь при выполнении еще одного условия – использования здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. Задача учителя – способствовать воспитанию у обучающихся культуры здоровья. Необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер урока. Отсутствие творчества – разрушительно для здоровья. Ну и, наконец, в классе должен быть соответствующий микроклимат. Условия здоровьесбережения – формирование интереса к иностранному языку, мотивации к познанию, тренировка познавательной активности, развитие коммуникативных навыков, а также учет индивидуальных особенностей ребенка. Используя на уроках методы технологии критического мышления, игровой и проектной технологии, активизируется мыслительная деятельность учащихся. Создается ситуация успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение нового материала, уменьшают утомление, улучшают психологический климат на уроке.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Использование инновационных педагогических технологий и приемов педагогической техники позволяет добиваться хороших результатов обучения. Успеваемость по предмету составляет 100%, качество в среднем – 60%. При проведении итоговой аттестации от 5 до 10 выпускников сдают английский язык как предмет по выбору (качество 100%). Выпустила 4-х золотых медалистов за последние годы (всего 9 человек). Мои учащиеся награждены похвальными листами за особые успехи в изучении - 8 человек, похвальными грамотами – 7 человек.

Мои ученики являются активными участниками и призёрами предметных олимпиад, конкурсов, чемпионатов, конференций различного уровня, что свидетельствует об интересе к английскому языку и внеурочным формам занятий.

Обучающиеся с большим желанием участвуют в муниципальных, всероссийских и международных творческих конкурсах, дистанционных олимпиадах; процент участия ежегодно растет.

Главный показатель работы учителя – это успешная социализация выпускников в жизни, которая предполагает не только трудоустройство молодых людей на предприятия, но и поступление их в средне-специальные и высшие учебные заведения. И поэтому наивысшей оценкой своего труда считаю благодарность своих нынешних учеников и учеников прошлых лет, которые подтверждают свои знания на олимпиадах, продолжая обучение в ВУЗах, имея отличные результаты. Некоторые из моих учеников предпочли выбрать профессию, связанную с английским языком, что говорит о хорошем профориентировании на изучение английского языка.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Опыт работы по данной теме может использоваться учителями английского языка и другими предметниками общеобразовательных школ.

ТРУДОЕМКОСТЬ

Трудоемкой работой в использование современных педагогических технологий для всестороннего развития школьников является смена психологической установки учителя: он не преподаватель, а консультант, режиссер. Сложной задачей для учителя является организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, обучение навыкам самостоятельного добывания знаний.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ ОПЫТА

Обобщая и распространяя собственный педагогический опыт, провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия перед учащимися и учителями школы. Опытом преподавания делюсь с коллегами, как на уровне школы, города, так и на уровне округа и России. Выступаю по различной тематике на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах, МО и ГМО, на курсах повышения квалификации, имею сертификаты и дипломы всероссийского уровня за публикации своего педагогического опыта.