Возраст детей 8-10 лет (а также дети старшего возраста с ОВЗ).
1. Дидактическое обоснование занятия
Цель занятия:
- Развитие самостоятельности и повышение грамотности детей в вопросах экологии через декоративно-прикладное творчество – бисероплетение. Закрепление основных приемов бисероплетения – изготовление цветка фиалка.
Задачи:
Образовательная – закрепить технику
низания бисера и скручивания простых петель в
процессе изготовления цветка “Фиалка” из
бисера;
2. Методическое оснащение занятия
Материально-техническая база
- Инструменты и материалы: образец готового цветка, ножницы, проволока, бисер, линейка, крышечки для бисера.
Дидактическое обеспечение
- Электронная презентация “Комнатные цветы”, видеофильм “Цветы”, кроссворд “Комнатные цветы”, схемы изготовления изделия с пошаговой инструкцией.
3. Методы обучения
Словесные (Рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);
Наглядные (Объяснительно-иллюстративный, демонстрация, электронная презентация);
Практические (Практическая работа, репродуктивный, игровой, выставка).
4. Приемы
Беседа, опрос, разбор нового материала, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, подведение итогов.
5. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, коллективные.
6. Тип занятия: комбинированный.
7. Этапы:
Организационный
- Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию, т/б.
Подготовительный
- Беседа вступление.
- Просмотр видеофильма “Цветы”.
Основной
Разгадывание кроссворда “Комнатные цветы” (теория, практика, закрепление полученных знаний) с помощью презентации “Комнатные цветы”.
- Постановка цели.
- Практическаяработа
- Динамическая пауза, физминутка.
Итоговый
Подведение итогов занятия.
8. Объект труда: изготовление цветка “Фиалка”
9. Межпредметные связи:
- ОБЖ – техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами (ножницы, проволока);
- Окружающий мир – сведения о комнатных, садовых и полевых цветах;
- Математика – использование определенного количества бисеринок, измерения по линейке.
- Музыка – узнавание и прослушивание музыкального произведения.
Ход занятия
1. Организационный этап.
- Приветствие (здравствуйте, я рада приветствовать вас на занятии).
- Проверка готовности учащихся к занятию.
2. Подготовительный этап. Актуализация знаний (вопросы к группе).
- Какую большую тему мы с вами изучаем на протяжении последних занятий? (основные приемы бисероплетения: простое низание бисера, петельное плетение)
- В чём особенности объемного плетения? (особенность объёмного плетения в сочетании разных способов плетения - более красивое конечное изделия)
- Чем мы с вами занимались на одном последних занятии, когда мы готовились ко Дню учителя? (изготовление цветочков)
- Давайте вспомним, из каких частей состоит простой цветок? (лепестки и серединка)
- Сегодня мы будем продолжать учиться использовать простые приёмы плетения для создания объёмного изделия, но прежде чем начать свою работу, давайте поговорим о цветах.
Где растут цветы? (в саду, лесу, поле)
Если они растут в саду, то они называются садовыми. А если в лесу – лесными, а в поле – полевыми. Правильно! Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о садовых и полевых цветах. (Видеофильм “Цветы”)
(В фильме использована музыкальное произведение П.И. Чайковского “Вальс цветов”. Детям предлагается узнать данное произведение, определить его жанр.)
3. Основной этап.
Ребята, а какие еще бывают цветы? Правильно – комнатные. На прошлом занятии Вам было задано домашнее задание, вспомнить названия комнатных растений. Вы готовы ответить? Дети называют комнатные растения.
А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд “Комнатные цветы” (Приложение 1) с помощью презентации. А ключевое слово кроссворда подскажет нам, какой цветок мы будем сегодня плести. Дети смотрят презентацию в PowerPoint “Комнатные цветы”, сначала сами пытаются отгадать название и вписать в кроссворд по порядку. Если не получается отгадать – всплывает название растения: если оно (название) красного цвета, то это слово подходит для кроссворда и дети вписывают названия цветов в кроссворд. Какое ключевое слово получилось? Правильно – “Фиалка”.
Девочки из старшей группы сплели замечательные листочки и поместили их в горшок. Но чего-то не хватает. Как вы думаете чего? Правильно, цветочков! Фиалок! Сегодня мы свами завершим эту подделку! Молодцы! Поэтесса Зимфира Абдрахманова написала замечательное стихотворение о фиалке:
Опять фиалка на окне
Нам подарила свой букетик.
С фиалкой щедрой наравне
Я для тебя цвету на свете.Я лишь прошу: меня укрой
Рукой, полей водой прощенья.
Не пережить мне снег и зной,
Ведь я - домашнее растенье.
А вот неизвестный автор написал:
Фиалки цветут на окне
Сиреневым ярким цветом.
С утра улыбаются мне,
Они солидарны с летом.Фиалки цветут для души,
Как раз на мои именины,
Свежи и так хороши
Ещё по-детски ранимы.Цветочки, как мягкий шёлк,
Листочки- зелёный бархат,
Кусочек нежности - в долг:
Красиво, приятно и ярко.
Скажите, ребята, а всегда ли фиалки сиреневого цвета? Правильно. Предлагаю вам посмотреть продолжение презентации “Комнатные цветы” и полюбоваться этими удивительными цветами (дети рассматривают фотографии фиалок разного цвета и формы). Итак, какими бывают фиалки? Правильно! И сегодня каждый из вас сможет выбрать цвет для своей фиалки и у нас получится очень красивый горшок с фиалками. Посмотрите на этот цветок. Педагог показывает готовый образец. После анализа образца педагог планирует и определяет последовательность предстоящих трудовых действий и операций при выполнении фиалки.
Цель сегодняшнего занятия – изготовить цветочки. В итоге чего у нас должна получиться законченная композиция - горшок с фиалками.
Вводный инструктаж
Сейчас мы приступим к практической работе.
Для работы вам понадобятся следующие инструменты и материалы: бисер синего, лилового, белого или розового цвета, проволока, линейка.
В ходе практической работы вы должны соблюдать правила по технике безопасности при работе с ножницами и бисером. Давайте вспомним (проговаривается). Кроме этого, вы должны следить за осанкой, сидеть ровно, не горбясь, не смотреть на работу сбоку.
Чтобы у нас всё получилось, как мы с вами должны работать? (дружно, усердно).
5. Практическая работа (под музыку)
а) Дежурный раздайте схемы (Приложение 2), крышечки для бисера и линейки. Ребята, рассмотрите схемы. Разбор схем в индивидуальном порядке. Всем понятен порядок выполнения фиалки? Педагог раздает бисер выбранных цветов.
Разминка. Пальчиковая гимнастика “Распускающийся цветок”.
Перед началом работы сделаем небольшую разминку для наших рук.
Сложите руки вместе ладошками внутрь, как будто это бутон. Теперь бутон распускается (пальчики в стороны), а затем опять закрывается на ночь. И снова повторит. Итак 5раз. Теперь наши руки готовы к работе.
А теперь приступаем к работе. У вас все обязательно получится!
б) Самостоятельная работа детей (учащиеся берут необходимый бисер, кусочки проволоки нужной длины и начинают нанизывать бисер на проволоку согласно выбранному алгоритму выполнения изделия).
В ходе практической работы учащиеся работают индивидуально, педагог ходит по классу, проводит индивидуальные консультации и помогает учащимся. Следит за выполнением работы.
Через 15 минут от начала практической части - физминутка.
Ребята отложите на минутку вашу работу. Наши глазки устали. Надо дать им немного отдохнуть:
- 5 колебательных движений глазами по горизонтали справа – налево, слева – направо.
- 5 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз, вниз – вверх.
- 5 вращательных движений глазами слева - направо.
- 5 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны – “восьмерка”.
Продолжение практической работы. Через 15 минут общая разминка.
Ребята встаньте около парты. Представьте, что вы бутон фиалки. Сложите ладошки вместе на уровне груди. А теперь наш бутон тянется к солнцу. Руки поднимаем вверх, и бутон распускается – руки разводим следка в стороны. Опустите руки вниз. Продолжаем работу.
4. Итоговый этап
Наше занятие, ребята, подходит к завершению. Давайте посмотрим и покажем друг-другу и нашим гостя, какие цветочки у нас получились.
Обсуждение результатов работы вместе с детьми (рассмотреть каждый цветок, отметить, кому что удалось и над чем ещё надо поработать, похвалить детей).
А теперь ребята подходите поближе, давайте посадим наши фиалки в горшок. Посмотрите, как чудесно получилось. (Приложение 3).
Уборка рабочих мест.
Подведение итогов
По окончании работы проходит выставка готового изделия.
- Рефлексия (Что получилось, что не очень? Какие трудности возникали во время работы?)
- Разбор допущенных ошибок.
Ребята, если вы довольны сегодняшним занятием, и вы считаете, что у вас все получилось, то встаньте у веселого смайлика, а если не очень, то у грустного смайлика. (Изображения смайликов прикреплены на доске. Происходит самооценивание детей.) Давайте на память сфотографируемся.
Резерв
Если кто-то справился с выполнением работы раньше намеченного срока, ему предлагается выполнить творческое задание – разгадать кроссворд на тему “Цветы”.