Модульные тесты для контроля коммуникативных умений на уроке английского языка

Разделы: Иностранные языки


Основной задачей обучения английскому языку является развитие коммуникативных умений. Коммуникативные умения в педагогике рассматриваются широко, как универсальные (метапредметные) умения. Такие умения включают способность учащихся вести коммуникацию как вербально, так и невербально. Говоря об языковых учебных умениях на уроке английского языка, предполагается обучение видам речевой деятельности: аудированию (восприятию на слух), чтению, говорению и письму.

Для контроля коммуникативных умений в методике английского языка используются различного рода тесты. В последние годы в учебниках английского языка можно встретить тесты самоконтроля. Как правило, данные тесты встречаются в конце раздела (юнита, модуля) и рассчитаны для самостоятельного выполнения учащимися, а также сопровождаются аналитичесой шкалой для самоконтроля.

Аналитической шкалой называют инструмент оценивания, где баллы за тест распределены по уровням и каждый уровень соответствует определенной оценке. Примером аналитической шкалы может служить шкала оценивания к тесту Progress Page из учебника “Милли” [2]:

16-20 Great
11-15 Well done
6-10 OK
0-5 Try again

Даннные тесты, хотя имеют разное название, например, Progress Page (Millie), Module Test (Spotlight), Self -assesment (Кузовлев), - все они основаны на модульной технологии, поэтому могут называться модульными тестами.

По определению Салтовской Г.Н., модуль при обучении иностранному языку трактуется как блок информации, подлежащей самостоятельному усвоению, а особая процедура, обеспечивающая овладение оптимальным способом изучаемым материалом, называется модульной технологией[1].

Этой процедурой является выполнение учащимся инструкций, предоставленных ему учителем. Такие инструкции называют “путеводителем”.

Так примером “путеводителя” к разделу могут быть следующие пункты:

  1. Повторить грамматическое правило на стр.17;
  2. Изучить правила словообразования на стр.18;
  3. Повторить лексику раздела в словаре к юниту.

и т.д.

Другими словами, учитель разъясняет учащимся, что будет контролироваться в тесте. После самостоятельного изучения, повторения материала, учащимся предлагается подготовиться к выполнению теста самоконтроля (модульного теста). Модульный тест является важным и главным этапом модульной технологии. Этот тест дает возможность ученику обобщить самостоятельно весь изученный материал, выполнить тест с опорой на материал учебника (пользоваться любым вспомогательным материалом), а затем посмотреть, как он выполнил этот тест, проверить себя.

Модульная технология обучения направлена на развитие личности обучаемого как активного субъекта учебной деятельности; повышение роли самостоятельной работы, контроля и самоконтроля за ходом и результатом овладения иностранным языком. Именно такой подход к обучению отражен в Стандарте общего образования. Самоконтроль и самооценка обучающихся являются теми метапредметными умениями, которым уделяется важное внимание на современном этапе обучения.

Основные этапы модульной технологии:

  1. Самостоятельное изучение, повторение материала.
  2. Выполнение теста самоконтроля
  3. Самопроверка
  4. Самооценивание
  5. Контрольный тест, проверяемый учителем
  6. Творческое задание

Почему важно при выполнении текста видеть данную технологию от начала и до конца. Дело в том, что если остановиться на тесте самоконтроля, то невозможно получить положительный результат.

Когда речь идет о самооценке, возникает вопрос, насколько объективно может себя оценить ученик. В каждом классе обязательно найдутся учащиеся, которые будут пытаться исправить ответы, завысить себе оценку. Были случаи в моей практике, когда ученик заучивал ответы дома, а в классе только записывал.

На этом этапе возникает необходимость проверить добросовестность ученика, для этого дается подобный контрольный тест, который проверяется учителем. Если ученик готовился добросовестно, то оценки за оба теста, как правило, совпадают. Если же ученик схитрил, оценил себя слишком высоко, то очевидна большая разница между оценками. Так, ученик 7-го класса поставил себе за тест самоконтроля оценку пять, а учитель оценил его работу на “двойку”. В таком случае, первая оценка просто аннулируется. Когда ученик понял, что таким образом он не сможет обмануть учителя, он начал вникать в материал и готовиться как положено.

Очень интересно наблюдать, как меняется отношение учеников к данной работе. Первое ощущение - схитрить, второе -готовиться правильно. Поскольку модульные тесты встречаются довольно часто, то учащиеся, которые поняли как правильно работать и получили высокие результаты, с большим энтузиазмом и желанием выполняют эту работу. Добросовестная подготовка к модульному тесту повышает результаты контрольного теста. Качество выполнения контрольных работ составляет 80-90%.

Хотя последний шаг модульной технологии, творческое задание, не относится напрямую к тестам, следует пояснить, что оно рассчитано на практическое применение усвоенного лексического и грамматического материала. Вот почему последним заданием раздела обычно бывает творческий проект.

Почему тесты самоконтроля Progress Page в учебниках “Милли” [1] вызывают сопротивление со стороны учителей? Из десяти опрошенных учителей в одной из школ правильно тестами самоконтроля работал лишь один учитель (10%). Дело в том, что к этим учебникам нет контрольных тестов, значит модульная технология “не видна” учителю. Не может же учитель выставить оценки за тест, в котором учащиеся оценивают себя сами - в журнал, понимая, что картина будет не объективной. Поэтому многие учителя не понимают, зачем нужен тест с ответами в учебнике. Если нет контрольного теста, то данная самостоятельная работа сводится к нулю.

Изучая и понимая идею модульной технологии, учитель может сам составить контрольный тест. Сделать это нетрудно, т.к. контрольный тест должен быть вариантом модульного теста (задания рассчитаны на те же правила и лексику).

Вот пример составленного мной контрольного теста к учебнику “Милли” для 3 го класса:

TEST

1. Listen, read and complete the sentences

1. The children are talking about

a) the weather b) their summer holidays c) a party

2. Martha’s going to

a) her granny’s farm b) the mountains c)the sea

3. Miriam’s going to

a) swim and sail

b) swim and dive in the lake

c) climb in the mountains

4. Steve’s uncle lives in

a) Australia b) America c) China

5. Wendy likes

a) rainy weather b) cold weather c) hot weather

6. Miss Fun’s going to

a) ski in the mountains in China

b) stay in her friend’s house near the lake

c) ride a mountain bike with her friend

2. Read the postcard. Then find and correct the mistakes. Прочитай открытку, найди и исправь ошибки 1-6.

Dear Simon!

Come to Sochi in september. Sochi’s on the Black See. It’s warm and sunni in Sochi in autumn. When it’s hot we can sunbathe, diwe and sail. When it’s reiny, we can run in the rain.

Take a kamera with you.

Lots of love,

Wendy.

3. Reading. Put T or F for True or False sentences.

I’m Marina from Yakutsk. It’s near the River Lena. It’s very cold and windy in Yakutsk in winter (-50C). Winter begins in October. It’s long and snowy. Spring is short. The weather is cloudy and rainy in spring. Summer’s very short too. It’s in June and July. It’s hot and sunny in Summer (+40C in July). The weather’s foggy and rainy in autumn. Children climb the snowy mountains in autumn.

  1. Marina is from the farm._______
  2. Yakutsk is near the river. ________
  3. Winter is warm and snowy. _______
  4. It begins in October.__________
  5. Summer’s not very long._______
  6. Children ride the mountain bike.________

4. Answer the questions.

1) What’s the weather like today? ________________

2) What’s your favourite season? ______________

3) When does summer begin? _______________

4) What’s the weather like in summer in your city?__________________

5) What can you do in summer holiday?_________________

Авторы учебника Spotlight выпустили сборник контрольных тестов для учителя. Для каждого модульного теста есть два варианта контрольного теста. В данном случае учителю понятно, что тест в учебнике является тренировочным.

Использование модульной технологии в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

  • концентрировать внимание учащихся на важных аспектах языкового материала;
  • воспитывать способность и готовность учащегося к самостоятельной работе в изучении английского языка;
  • развивать коммуникативные умения посредством самоподготовки;
  • обеспечить контроль и самоконтроль учащихся за ходом и результатом овладения материалом;
  • обеспечить индивидуальный подход к обучению учащихся;
  • развивать у учащихся самостоятельное мышление;
  • повысить мотивацию изучения английского языка.

Сама модульная технология - явление довольно новое в методике. Что интересно, еще недавно эту технологию рассматривали для подготовки старшеклассников,т.к. считается, что именно для старшеклассников важны навыки самостоятельной работы. На современном этапе модульная технология при выполнении тестов используется на уроках английского языка со второго класса. Это говорит о том, что такие метапредметные умения, как самоподготовка, самопроверка, самооценивание важно развивать с младшего школьного возраста. Если ученика научить работать правильно с модульными тестами, то систематическая самостоятельная подготовка дает отличные результаты в среднем и старшем звене.

Литература.

  1. Салтовская Г.Н. Модульная технология обучения английскому языку. // ИЯШ. - 2007.-№4.-С.7.
  2. Азарова С.И. Английский язык Милли/Millie:Учебник для 2 кл. общеобраз. учрежд. Обнинск:Титул, 2010.