Цели:
- Наблюдать за способами обозначения звуков [ца] на конце имён существительных и глаголов. Определить правило написания ться и тся в глаголах.
- Отрабатывать написание слов с изучаемой орфограммой. Развивать наблюдательность, мышление.
- Способствовать к развитию интереса учащихся к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.
Формы познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник (с. 101, упр. 3), индивидуальные карточки, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”. Запись числа.
II. Каллиграфическая минутка.
Чтобы узнать, что мы будем записывать на минутке чистописании, послушайте четверостишье.
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы решила напиться,
Птица синица, что в воду глядится.
Какой слог часто повторялся?. (Запись слога ца.)
III. Возникновении проблемной ситуации и постановка проблемы.
– Назовите слова. Прочитайте слова написанные на доске:
– Давайте посмотрим, как пишутся эти слова.
Слайд 1.
– Как вы думаете, над чем сегодня на уроке мы будем работать?
(Мы будем определять, когда пишется ца, когда тся, а когда ться.)
Тема сегодняшнего урока. Слайд 2.
III. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы.
1. Сначала, определим в каких словах пишется слог ца.
– Сравните слова двух первых столбиков. Что общего у этих слов? Чем они отличаются?
Понаблюдайте, что слышится и что пишется на конце имён существительных.
Вывод: на конце имён существительных слышится [ца] и пишется ца. Слайд 4.
Работа в парах. Выписать слова, в которых слышится и пишется ца.
Фронтальная проверка.
2. Следующее задание. Сравните второй и третий столбики, как вы считаете, почему в одних словах пишется ь знак, а в других нет?
Версии детей.
– Чтобы понять, когда пишется ться, а когда тся, нужно определить в какой
форме стоят глаголы.
– Определите, в какой форме стоят глаголы 2 столбика, сделайте вывод.
Вывод: если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?) на конце пишется ться.
– В какой форме стоят глаголы 3 столбика. (В форме 3 лица, единственного числа.)
Вывод: если глагол употреблён в формах 3-го лица, единственного или
множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что
делают, что сделает? что сделают?) на конце пишется тся. Слайд 8.
Открывается запись. Слайд 9.
Прежде чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
И в глаголы его вносим.
IV. Отработка написания слов с данной орфограммой.
1. Работа у доски. Записать слова в три столбика: 1 – имена существительные, 2 – глаголы в начальной форме, 3 – глаголы в форме 3-го лица.
Упражнение 1, стр. 101.
Вы работали старательно, слушали внимательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз:
Физкультминутка. Слайд 10.
2. Самостоятельная работа на карточках.
Проверка.
3. Работа с предложениями.
сердится-сердиться
Если я опоздаю к обеду, бабушка будет __________ .
Собака__________ и рычит на кошку.
ссориться-ссорится
Я больше никогда ни с кем не буду___________ .
Вася часто ____________ с одноклассниками.
V. Итог.
– С какой орфограммой познакомились?
– Отчего зависит написание ться, тся в глаголах?
VI. Домашнее задание
Стр. 101 правило, стр. упр. 2.