Урок по теме "Одноатомные спирты. Этиловый спирт"

Разделы: Химия


ЦЕЛЬ: создать условия для формирования активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке при изучении одноатомных спиртов (получение, свойства, применение).

ЗАДАЧИ:

Обучающая:

  • формировать представление о получении, физических и химических свойствах одноатомных насыщенных спиртов на примере этанола (реакции водорода гидроксильной и алкильной групп с активными металлами, галогеноводородами, окисление, горение).

Развивающая:

  • развитие умений действовать самостоятельно: обучение знаниям, составлению уравнений химических реакций, характеризующих свойства органических веществ;

Воспитывающая:

  • воспитание трудолюбия, усидчивости, развития памяти, внимания, логического мышления, толерантности, рефлексии; способствовать формированию понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата.

Тип урока: урок новых знаний

Форма: индивидуальная, работа в парах.

Технология: модульная

Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Получение, свойства, применение одноатомных предельных спиртов”.

Раздаточный материал:

ХОД УРОКА

№ УЭ Познавательная часть модуля Деятельность учащихся
УЭ -0 Организационный момент: (подготовка учащихся к уроку, обеспечение благоприятной обстановки, определение целей урока, создание мотивации учебной деятельности).

Интегрирующая цель.

В результате изучения содержания модуля вы:

Узнаете о физических и химических свойствах одноатомных спиртов (на примере этилового спирта), некоторых способах получения этилового спирта.

Углубите представление о применении этилового спирта. Научитесь писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства одноатомных предельных спиртов (на примере этилового спирта).

Будете иметь возможность самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания, пользоваться учебником, опорным конспектом, пользоваться приемами сравнения, обобщения и делать выводы.

Сегодня на уроке вы сможете, сами оценить свои знания, получить несколько оценок, выразить собственное мнение.

Внимательно прочитайте цель урока.

Откройте тетрадь, запишите число и тему урока.

УЭ -1 Актуализация знаний

Цель: Актуализация и проверка знаний по ранее изученному материалу (общая формула, строение, номенклатура одноатомных предельных спиртов).

1. Спирты относятся к органическим соединениям:

а) азотосодержащим

б) кислородосодержащим

Функциональной группой спиртов является:

а) гидроксильная группа ОН

б) карбонильная группа С=О

Общая формула одноатомных спиртов:

а) СnH2n+1 OH

б) CnH2nOH

Молярная масса этилового спирта:

а) 46 г/моль

б) 56 г/моль.

5. Формула гексанол-2:

Ответьте письменно на вопросы.

Работайте индивидуально в тетради.

За каждый правильный ответ–1 балл. Ответы для проверки задания возьмите у учителя.

УЭ -2 Изучение нового материала

Получение этилового спирта (слайд 2)

Цель: самостоятельно изучить способы получения одноатомных предельных спиртов (на примере этилового спирта).

Изучите материал § 21, стр. 83-84. Выпишите в тетрадь способы получения этилового спирта (уравнения реакций гидратации этилена и сбраживания сахаристых веществ (глюкоза)).

Работайте индивидуально, в тетради
УЭ -3 Изучение нового материала

Физические свойства этилового спирта (слайд 3, 4, 5)

Цель: изучить физические свойства одноатомных предельных спиртов (на примере этилового спирта).

Самостоятельно познакомьтесь с материалом учебника параграф 21 стр.84 и заполните таблицу.

Физические характеристики спиртов Этиловый спирт
Цвет  
Запах  
Агрегатное состояние  
Физиологическое действие  
Т кип.  
Работайте самостоятельно в тетради.

При выполнении задания пользуйтесь опорным конспектом.

За каждую правильную характеристику – 1 балл

Ответы для проверки задания возьмите у учителя.

УЭ -4 Изучение нового материала

Химические свойства этилового спирта (слайд 6-10)

Цель: выяснить химические свойства этилового спирта, научиться писать соответствующие уравнения реакций.

Химические свойства одноатомных спиртов (на примере этилового спирта).

Изучите материал параграф 21, стр. 85-86, выпишите в тетрадь химические свойства этилового спирта, заполняя таблицу:

№ п\п Название свойства Уравнения реакций Продукты реакции
1 Взаимодействие со щелочными металлами 2C2H5OH + 2Na —>
этанол
 
2 Реакция с галогеноводородом C2H5OH + HCl —>
этанол
 
3 Окисление (качественная реакция на спирты) C2H5OH + СuO —>
этанол
 
4 Горение C2H5OH + 3O2—>
этанол
 

*Дополнительное задание – выполняется по желанию в зависимости от понимания материала и готовности написать самостоятельно.

Напишите уравнение реакции взаимодействия этилового спирта с:

а) калием

б) бромоводородом

Работайте индивидуально, в тетради. При работе используйте опорный конспект.

За каждую правильную реакцию – 1 балл

Ответы для проверки задания возьмите у учителя.

*За дополнительное задание – 2 балла за каждое уравнение. Ответы для проверки возьмите у учителя.

УЭ-5 Изучение нового материала

Применение этилового спирта (слайд 11)

Цель: определить основные области применения этилового спирта.

Применение спиртов. Прочитайте на стр. 86, § 21. и выпишите в тетрадь (в виде схемы) основные области применения этилового спирта.

Работайте в тетради индивидуально.
УЭ-6 Проверка усвоенного материала

Цель: определить степень усвоения знаний по теме урока.

Выполните предложенные задания и ответьте на вопросы.

Этанол это...

а) газ без запаха

б) жидкость без запаха

в) жидкость с запахом

2. Этиловый спирт можно получить из:

а) этилена

б) синтетического каучука

в) бензола

3. Какие продукты получаются при окислении этилового спирта:

а) ацетальдегид

б) диэтиловый эфир

в) хлорметан

4. Может ли этиловый спирт одновременно подвергаться реакциям дегидратации (отщепление воды) и дегидрированию (отщепление водорода):

а) нет

б) да

в) только дегидрированию.

5. Этиловый спирт применяют для производства:

а) формальдегида

б) синтетических каучуков

в) антикоррозийной смазки

Работайте в тетради, в парах, а затем ответы для проверки задания возьмите у учителя.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

УЭ-7 * Проверка усвоенного материала (по желанию учащегося)

Цель: проверить и закрепить уровень усвоения изученного материала.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА

Кислородосодержащие. Одноатомные спирты.

Ответьте на предложенные вопросы, посмотрев возможные ответы в скобках, выберите подходящие (их может быть один или несколько). Если вы не уверены в ответах, проверьте по учебнику.

1) Общая формула спиртов (СnH2n+1OH; СnH2n-2OH; CnH2n)?

2) Гидроксильная группа – ОН является функциональной группой (алкинов, альдегидов, спиртов)?

3) В состав спиртов кроме углерода и водорода входит (кислород, сера, азот)?

4) Какая из формул отображает этиловый спирт (СН3-СН2-ОН; СН3-СН2-СН3; СН3СН2-СН2-СН3)?

5) Этанол можно получить (гидратацией этилена, при взаимодействии карбида кальция с водой, выделением из древесины)?

6) Молярная масса этанола:

М (С2Н5ОН)=46 г/моль;

М (С2Н5ОН)=124 г/моль;

М (С2Н5ОН)=49г/моль.

7) Все одноатомные спирты находятся в жидком агрегатном состоянии (Да, Нет).

8) Одноатомные первичные спирты легко окисляются с образованием (диэтилового эфира, альдегидов, метил-хлорида)?

9) Одноатомные спирты реагируют с металлами (натрием, железом, алюминием)?

10) Алкоголь пагубно влияет на пищеварительный тракт (да, нет)?

11) Метанол используют для производства (бензина, формальдегида, в качестве растворителя лаков и красок)?

Работу по тематической карте выполняйте индивидуально в тетради. При необходимости используйте материал учебника и опорный конспект.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

  • 11 баллов-“5”
  • 8-10 баллов-“4”
  • 5-7 баллов-“3”

*За выполнение тематической карты дополнительная оценка за урок.

УЭ -8 Рефлексия собственной деятельности

Цель: развитие рефлексивных и коммуникативных умений учащихся.

ЛИСТ ДОВЕРИЯ-ОЦЕНИВАНИЯ

Вернитесь к цели УЭ-0, достиг ли я её (ДА, НЕТ)? Готов ли я применять эти знания при изучении новой темы (ДА, НЕТ)?

Интересно ли мне было на уроке (интересно, очень, не очень, так себе, свое мнение)? ___________________

Какие трудности я испытывал при выполнении заданий?

___________________

При выполнении данной работы я помогал другим, мне помогали другие, мне помогал учитель, работал индивидуально.

Как я оцениваю полученные сегодня знания (глубоко, осознанно, предстоит осознать, неосознанно)?

Какое качество я сегодня в себе воспитал?

___________________

Оцените свою работу на уроке:

Если вы набрали за урок от:

  • 23 балла – оценка “5”. Молодец!
  • 18 до 19 баллов – оценка “4”. Тоже неплохо.
  • 15 до 17 баллов – “3”. Повторите материал параграфы 20,21.
  • менее 15 баллов – к сожалению, вы не усвоили материал этого раздела. Приложите все усилия для ликвидации пробелов в знаниях.

Поставьте себе оценку за урок!

За тематическую карту (УЭ-7) – вторая оценка за урок.

  • УЭ-1
  • УЭ-3
  • УЭ-4

УЭ-6

Всего баллов

Отвечайте на вопросы на отдельном листе, который сдайте учителю.

Не забудьте указать число набранных баллов.