ЦЕЛЬ: создать условия для формирования активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке при изучении одноатомных спиртов (получение, свойства, применение).
ЗАДАЧИ:
Обучающая:
- формировать представление о получении, физических и химических свойствах одноатомных насыщенных спиртов на примере этанола (реакции водорода гидроксильной и алкильной групп с активными металлами, галогеноводородами, окисление, горение).
Развивающая:
- развитие умений действовать самостоятельно: обучение знаниям, составлению уравнений химических реакций, характеризующих свойства органических веществ;
Воспитывающая:
- воспитание трудолюбия, усидчивости, развития памяти, внимания, логического мышления, толерантности, рефлексии; способствовать формированию понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата.
Тип урока: урок новых знаний
Форма: индивидуальная, работа в парах.
Технология: модульная
Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Получение, свойства, применение одноатомных предельных спиртов”.
Раздаточный материал:
- учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман химия 10 класс, М. “Просвещение” 2010.,
- опорный конспект,
- технологическая карта урока,
- тематическая карта “Кислородосодержащие. Одноатомные спирты”,
- лист доверия-оценивания,
- приложения к УЭ: Приложение 1, Приложение 2, Презентация к уроку
ХОД УРОКА
№ УЭ | Познавательная часть модуля | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||
УЭ -0 | Организационный момент:
(подготовка учащихся к уроку, обеспечение
благоприятной обстановки, определение целей
урока, создание мотивации учебной деятельности). Интегрирующая цель. В результате изучения содержания модуля вы: Узнаете о физических и химических свойствах одноатомных спиртов (на примере этилового спирта), некоторых способах получения этилового спирта. Углубите представление о применении этилового спирта. Научитесь писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства одноатомных предельных спиртов (на примере этилового спирта). Будете иметь возможность самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания, пользоваться учебником, опорным конспектом, пользоваться приемами сравнения, обобщения и делать выводы. Сегодня на уроке вы сможете, сами оценить свои знания, получить несколько оценок, выразить собственное мнение. |
Внимательно прочитайте цель урока. Откройте тетрадь, запишите число и тему урока. |
||||||||||||||||||||
УЭ -1 | Актуализация знаний Цель: Актуализация и проверка знаний по ранее изученному материалу (общая формула, строение, номенклатура одноатомных предельных спиртов). 1. Спирты относятся к органическим соединениям: а) азотосодержащим б) кислородосодержащим Функциональной группой спиртов является: а) гидроксильная группа ОН б) карбонильная группа С=О Общая формула одноатомных спиртов: а) СnH2n+1 OH б) CnH2nOH Молярная масса этилового спирта: а) 46 г/моль б) 56 г/моль. 5. Формула гексанол-2: |
Ответьте письменно на вопросы. Работайте индивидуально в тетради. За каждый правильный ответ–1 балл. Ответы для проверки задания возьмите у учителя. |
||||||||||||||||||||
УЭ -2 | Изучение нового материала Получение этилового спирта (слайд 2) Цель: самостоятельно изучить способы получения одноатомных предельных спиртов (на примере этилового спирта). Изучите материал § 21, стр. 83-84. Выпишите в тетрадь способы получения этилового спирта (уравнения реакций гидратации этилена и сбраживания сахаристых веществ (глюкоза)). |
Работайте индивидуально, в тетради | ||||||||||||||||||||
УЭ -3 | Изучение нового материала Физические свойства этилового спирта (слайд 3, 4, 5) Цель: изучить физические свойства одноатомных предельных спиртов (на примере этилового спирта). Самостоятельно познакомьтесь с материалом учебника параграф 21 стр.84 и заполните таблицу.
|
Работайте самостоятельно в тетради. При выполнении задания пользуйтесь опорным конспектом. За каждую правильную характеристику – 1 балл Ответы для проверки задания возьмите у учителя. |
||||||||||||||||||||
УЭ -4 | Изучение нового материала Химические свойства этилового спирта (слайд 6-10) Цель: выяснить химические свойства этилового спирта, научиться писать соответствующие уравнения реакций. Химические свойства одноатомных спиртов (на примере этилового спирта). Изучите материал параграф 21, стр. 85-86, выпишите в тетрадь химические свойства этилового спирта, заполняя таблицу:
*Дополнительное задание – выполняется по желанию в зависимости от понимания материала и готовности написать самостоятельно. Напишите уравнение реакции взаимодействия этилового спирта с: а) калием б) бромоводородом |
Работайте индивидуально, в тетради.
При работе используйте опорный конспект. За каждую правильную реакцию – 1 балл Ответы для проверки задания возьмите у учителя. *За дополнительное задание – 2 балла за каждое уравнение. Ответы для проверки возьмите у учителя. |
||||||||||||||||||||
УЭ-5 | Изучение нового материала Применение этилового спирта (слайд 11) Цель: определить основные области применения этилового спирта. Применение спиртов. Прочитайте на стр. 86, § 21. и выпишите в тетрадь (в виде схемы) основные области применения этилового спирта. |
Работайте в тетради индивидуально. | ||||||||||||||||||||
УЭ-6 | Проверка усвоенного материала Цель: определить степень усвоения знаний по теме урока. Выполните предложенные задания и ответьте на вопросы. Этанол это... а) газ без запаха б) жидкость без запаха в) жидкость с запахом 2. Этиловый спирт можно получить из: а) этилена б) синтетического каучука в) бензола 3. Какие продукты получаются при окислении этилового спирта: а) ацетальдегид б) диэтиловый эфир в) хлорметан 4. Может ли этиловый спирт одновременно подвергаться реакциям дегидратации (отщепление воды) и дегидрированию (отщепление водорода): а) нет б) да в) только дегидрированию. 5. Этиловый спирт применяют для производства: а) формальдегида б) синтетических каучуков в) антикоррозийной смазки |
Работайте в тетради, в парах, а затем
ответы для проверки задания возьмите у учителя. За каждый правильный ответ - 1 балл. |
||||||||||||||||||||
УЭ-7 | * Проверка усвоенного материала (по
желанию учащегося) Цель: проверить и закрепить уровень усвоения изученного материала. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА Кислородосодержащие. Одноатомные спирты. Ответьте на предложенные вопросы, посмотрев возможные ответы в скобках, выберите подходящие (их может быть один или несколько). Если вы не уверены в ответах, проверьте по учебнику. 1) Общая формула спиртов (СnH2n+1OH; СnH2n-2OH; CnH2n)? 2) Гидроксильная группа – ОН является функциональной группой (алкинов, альдегидов, спиртов)? 3) В состав спиртов кроме углерода и водорода входит (кислород, сера, азот)? 4) Какая из формул отображает этиловый спирт (СН3-СН2-ОН; СН3-СН2-СН3; СН3СН2-СН2-СН3)? 5) Этанол можно получить (гидратацией этилена, при взаимодействии карбида кальция с водой, выделением из древесины)? 6) Молярная масса этанола: М (С2Н5ОН)=46 г/моль; М (С2Н5ОН)=124 г/моль; М (С2Н5ОН)=49г/моль. 7) Все одноатомные спирты находятся в жидком агрегатном состоянии (Да, Нет). 8) Одноатомные первичные спирты легко окисляются с образованием (диэтилового эфира, альдегидов, метил-хлорида)? 9) Одноатомные спирты реагируют с металлами (натрием, железом, алюминием)? 10) Алкоголь пагубно влияет на пищеварительный тракт (да, нет)? 11) Метанол используют для производства (бензина, формальдегида, в качестве растворителя лаков и красок)? |
Работу по тематической карте
выполняйте индивидуально в тетради. При
необходимости используйте материал учебника и
опорный конспект. За каждый правильный ответ - 1 балл.
*За выполнение тематической карты дополнительная оценка за урок. |
||||||||||||||||||||
УЭ -8 | Рефлексия собственной деятельности Цель: развитие рефлексивных и коммуникативных умений учащихся. ЛИСТ ДОВЕРИЯ-ОЦЕНИВАНИЯ Вернитесь к цели УЭ-0, достиг ли я её (ДА, НЕТ)? Готов ли я применять эти знания при изучении новой темы (ДА, НЕТ)? Интересно ли мне было на уроке (интересно, очень, не очень, так себе, свое мнение)? ___________________ Какие трудности я испытывал при выполнении заданий? ___________________ При выполнении данной работы я помогал другим, мне помогали другие, мне помогал учитель, работал индивидуально. Как я оцениваю полученные сегодня знания (глубоко, осознанно, предстоит осознать, неосознанно)? Какое качество я сегодня в себе воспитал? ___________________ Оцените свою работу на уроке: Если вы набрали за урок от:
Поставьте себе оценку за урок! За тематическую карту (УЭ-7) – вторая оценка за урок.
УЭ-6 Всего баллов |
Отвечайте на вопросы на отдельном
листе, который сдайте учителю. Не забудьте указать число набранных баллов. |