Игра-путешествие по физике для 7-го класса

Разделы: Физика


Цель игры – обобщить, закрепить и углубить знания по темам введение в физику, основы молекулярного строения, приблизить изучаемые на уроках физики законы к окружающему миру, ко всем тем явлениям, которые встречаются каждый день: на улице, на страницах книги, на экране телевизора.

Задачи:

  • активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • создание в представлении учащихся общей картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы;
  • расширение кругозора учащихся;
  • повышение познавательного интереса;
    воспитание навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка).

Игру лучше проводить в конце 1 четверти, как обобщение и контроль первой темы «Введение» и логичный переход к теме «Механика»

ХОД УРОКА

Мы играем в паровоз,
Не беда, что без колес.
Есть за то труба, гудок.
Мы прибудем точно в срок.
Начинается игра,
Отправляться нам пора…

Г. Носова

На доске нарисована линия и подписаны 1 станция Начальная и конечная  11 – Механическая. Вырезать из бумаги паровоз. Магнитом прикрепить его к 1 станции. Переходя от станции к станции перемещать паровозик по «рельсам». Столы сдвинуты по два. Детей разделить на группы по 4-6 человек.

Станция 1: «Начальная»

Найдите пары слов, соединив их стрелками.
Каждую правильно указанную пару можно оценить в 1 балл. Максимально  за задание можно получить 8 баллов

Тело                          Кирпич                    
Стекло Серебро
Стол Пластмасса
Ложка Стакан
Сталь Древесина
Шина Игрушка
Глина Вещество
резина гвоздь

Станция 2: «Прибороград»

Для каждой шкалы определить: А) цену деления Б) погрешность отсчета В) верхнюю границу измерения . За каждую заполненную строчку 3 балла. Максимально за задание 12 баллов
Ответы занести в таблицу:

Цена деления Погрешность отсчета Верхняя границы измерения
1      
2      
3      
4      

Станция 3: «Вещественная»

За каждую физическую величину добавлять 1 балл.
Опишите вещь:  монетку достоинством  в 10 рублей используя физические величины.

Станция 4: «Детективное агентство»

Ответ оценивается в 5 баллов.
Хозяйка дома, где был Холмс в гостях, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «На улице холодно»
Как он это определил?

Станция 5: «Эрудит»

Разгадать ребусы

Станция 6: «Точная»

Задачу оценить в 3 балла
решить задачу:  найти действительный размер молекулы, зная что размер молекулы на фотографии 0,002 м,  а увеличение микроскопа 100000 раз.

Станция 7: «Кроссвордёнок»

1. Величина, характеризующая нагретость тела.
2. Тело, свойство которого изучаются в физике.
3. Источник физических знаний.
4. Физика объясняет причины разных […] природы.
5. Бывает на приборах, имеет цену деления.
6. Наука, изучающая световые, тепловые, механические, звуковые, электрические и магнитные явления.
7. Физическая величина, характеризующая размер тела.
8. Сравнивание с однородной величиной, принятой за единицу.
9. Все то, из чего состоят тела.
10. Какая единица длины принята как основная в международной системе единиц?

Каждое разгаданное слово оценивается в 1 балл

Станция 8: «Молекулярная»

Здесь команды должны решить качественные задачи. Каждый ответ оценивается в 1 балл
1. Чем объяснить, что при наступлении засухи листья у многих растений скручиваются?
2. Почему яблоко, когда печется, часто лопается?
3. Из легких человека и животных вместе с выдыхаемым воздухом всегда выдыхаются водяные пары. Почему же мы видим это только в холодное время года?
4. Почему даже после сильного дождя лепестки розы остаются всегда сухими?
5. Почему утки в сильный мороз охотно лезут в воду?

Станция 9: «Практическая»

Рассчитайте толщину нитки. Выдать командам нитку и линейку. Оценить задание в 3 балла

Станция 10: «Механическая»

Сопоставить: величину, единицу измерения, обозначение  и прибор. Каждый правильный ответ оценить в 1 балл

скорость время расстояние
М  ( метр) М/с  (метр в секунду) t
S спидометр С (секунда)
линейка U секундомер

Это – окончание путешествия. Мы с вами приближаемся к новой теме – «Механическое движение».

Список литературы:

1. Ионас И. В. Методическая игра «Путешествие в страну «Физика»  http://www.alsak.ru/content/view/314/120/
2. Ситникова Инесса Анатольевна. Тепловые явления в физике и литературе https://urok.1sept.ru/articles/518124/
3. Тихомирова С.А. Физика в загадках, пословицах, сказках, поэзии, прозе и анегдотах: пособие для учителей/ С.А. Тихомирова – М. : Мнемозина, 2008
4. www.koipkro.kostroma.ru/Krasnoe
5. www.uchifiziku.ru/2011/04/05/rebusy-po-fizike/  
6. www.urok.1sept.ru/articles/625628/pril3.docx

Приложение 1