Психологическая игра-метафора "Подъем в горы"

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Данная психологическая игра проводилась психологом в рамках открытого педсовета по теме: “Системно-деятельностный подход в практике образовательного учреждения”, а также на районном методическом объединении педагогов-психологов.

Игра разработана на основе смысловых идей мастер-класса Хухлаевой О.В. “Ресурсы психолога в работе с родителями” [1]

Цели игры:

  • создание благоприятного мотивационного настроя на активную групповую работу всех участников педсовета;
  • активизация внутренних ресурсов участников педсовета;
  • формирование отдельных групп участников для работы в творческих мастерских.

Необходимые материалы:

- мультимедийное оборудование для показа презентации;

- музыкальное сопровождение [2];

- листы бумаги ( по 3 листа на команду);

- маркеры;

- цветные стикеры (для деления участников на группы);

- магниты.

Продолжительность игры: 20-25 минут (временные рамки можно увеличить).

Психолог: уважаемые участники нашей творческой мастерской!

Я приглашаю вас принять участие в игре- метафоре “Подъем в горы” (Слайд 1) Но прежде, чем мы начнем игру, я предлагаю послушать притчу.[3] Сядьте поудобнее и попытайтесь представить то, о чем я буду рассказывать.

Слайд 2. В одной далекой стране была прекрасная долина. На краю долины стояла Гора. Это была самая красивая Гора на всем белом свете. У ее подножия раскинулся городок, чьи жители всегда любовались Горой и ее вершиной. Они знали также, что те люди, которым удалось побывать на вершине, обрели благополучие: душевное и материальное, жили долго и счастливо.

Каждое утро, отправляясь на работу, большинство обитателей городка думало о том, что хорошо было бы им тоже подняться на эту вершину... Но как-нибудь потом. Не сегодня.

Были среди них и такие, которые доходили до подножия Горы, говорили: “Потратили целый день - а дошли только до подножия...” - и уходили.

Были те, что проходили одну треть пути и говорили: “Мы проделали такой огромный путь, а вершина как была далеко, так далеко и осталась”.

Были и такие, которые проходили 2/3 пути, останавливались и поворачивали назад потому, что очень устали и потеряли веру. И говорили они примерно так: “Правы были мои родные и соседи. Это дело не для меня”. И они уходили, несмотря на то, что вершина уже была так близко...

Но были и такие, которые достигли вершины. И взору их открылся великолепный вид. И они ощущали глубокую причастность к той небольшой группе людей, которые так же, как и они, достигли вершины, были упорны в своих стремлениях, не предали свою мечту и верили в себя. И с этого мгновения у них началась новая удивительная жизнь, о которой иные могут только мечтать.

А как же ко всему этому относилась Гора?

Заботят ли Гору те люди, которые только мечтали ее покорить? Нет.

Слайд 3. Горы остаются безучастны.

Может быть, Гору заботят те, кто прошел лишь часть пути?

Слайд 4. Горы остаются безучастны.

А, может быть, Гора помогает тем смельчакам, которые отважились подняться на ее вершину? Слайд 5. Горы и на этот раз остаются безучастными.

Заботит ли Гору то, что у вас нет денег и не хватает средств, чтобы купить необходимое снаряжение?

Слайд 6. Увы. Горы остаются безучастными.

Если это нужно вам-то только вас это и должно заботить. Это ваша цель, и только вы сможете ее осуществить!

- А теперь я предлагаю перейти к игре.

Слайд 7.

Задание: Назовите ассоциации к словосочетанию подъем в горы.

Слайд 8. Примеры ассоциаций: восхождение, преодоление трудностей, команда, освоение нового, достижение цели.

- Я предлагаю вам объединиться в команды по четыре человека. Члены команды пожмите друг другу руки.

Слад 9.

Задание: Вам необходимо в течение 1 минуты распределить в команде следующие роли:

  • инструктор-проводник (отвечает за выбранный маршрут);
  • снабженец (ответственный за подготовку снаряжения и продовольствия);
  • спасатель (ответственный за безопасность);
  • фотограф-репортер (ответственный за фиксацию важных моментов восхождения).

Примечание: Если у вас нет ограничения по времени, то желательно, чтобы каждый участник команды объяснил свой выбор роли.

Слайд 10.

Задание: На листе бумаги нарисовать гору (визуализация образа).

Слайд 11.

Задание: В течение 2 минут определить и записать возможные трудности на вашем восхождении, длительность покорения.

Задание: Переведите эти трудности на “профессиональный педагогический язык” (уровень).

Слайд 12.

Задание: Собрать рюкзак внутренних ресурсов.

Примеры рюкзаков участников групп с “багажом внутренних ресурсов”.

Вопрос к каждой группе: “Ваша группа готова к восхождению?”

Ответ хором: “Готова”.

Слайд 13.

Вывод. Наша педагогическая деятельность очень похожа на постоянные покорения различных высот, но мы видим, что у нас накоплен хороший багаж внутренних ресурсов, а с такими ресурсами нам по плечу любые инновации и педагогические технологии.

Примечание: По окончанию игры были сформированы четыре большие группы участников (в каждой по 10 человек) для дальнейшей работы на педсовете.

Дополнительные источники информации:

[1] Диск “День школьного психолога” (I Всероссийский Интернет-марафон учебных предметов) www.1 september.ru Издательский дом “Первое сентября” 01.04. 2008 г.

[2] Музыкальный компакт-диск “Звуки природы”, ООО “Стела”, 2007 г.

[3] http://clubs.ya.ru/4611686018427390176/replies.xml?item_no=199

Клуб любителей притч. Притча о горе.