Малые жанры фольклора на Дальнем Востоке

Разделы: Литература


Класс: 5.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: урок-проект.

Ход урока

Цель: знакомство с малыми жанрами дальневосточного фольклора через самостоятельное изучение материала, подготовку проекта и его защиту.

Задачи:

  1. Разделить класс на группы для защиты проектов: информационная, творческая и игровая.
  2. Подготовить и защитить свои проекты.
  3. Развивать самостоятельность в выборе задания, умение создавать мини-проект, выступать перед классом с защитой проекта, коммуникативные компетенции (при защите).

ИКТ, ТСО, ЦОРы:

  1. Компьютер, проектор, колонки.
  2. Маркерная доска.
  3. Выставка книг: русские народные сказки и литературные сказки А.С.Пушкина, П.П.Ершова и др.)

Предварительная подготовка: учащиеся делятся на три группы, каждая получает свои задания по созданию проекта. Тема проекта не объявляется, задания даются по хрестоматии Дальнего Востока, 5 класс. Первая группа – информационный проект по жанрам фольклора на Дальнем Востоке, результат – презентация. Вторая группа – творческий проект по жанрам фольклора, результат – рисунки, плакат-карта и пр. Третья группа – игровой проект по жанрам фольклора, результат – кроссворды, ребусы, викторины и пр.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, настрой на урок.

Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в литературное путешествие по дальневосточной литературе. Нас ждет много интересного! К этому путешествию вы готовились, делали проекты, и сегодня будете их защищать. Готовы?! Тогда в путь!

На доске висит карта, которую подготовили ученики 2 группы (творческий проект), “путешествуем” по ней.

2. Проблемная ситуация. Формулировка темы урока.

Звучит русская народная мелодия.

Музыкальный фрагмент можно получить у автора статьи.

У.: Ребята, посмотрите на эти книги, что вы заметили?

Дети: С одной стороны книги написаны народом, а с другой есть автор.

У.: Верно, скажите тогда, а народ тоже писал сказки, как и эти писатели?

Д.: Нет, народ сочинял сказки, а кто-то их записал.

У.: Значит, народные сказки изначально были устными или письменными?

Д.: Устными.

Учитель записывает на доске: “Устное народное...”.

У.: Какого слова не хватает на доске для полной записи?

Д.: Слова “творчество”.

Учитель заканчивает запись.

У.: Это, ребята, ключевое слово нашего урока. А теперь давайте вспомним, на какие три рода делится вся литература?

Д.: Эпос, лирика и драма.

У.: Назовите жанры эпоса.

Д.: Рассказ, повесть, роман и др.

У.: Какой из жанров является малым по форме?

Д.: Рассказ, потому что он небольшой по объему.

Учитель пишет на доске “малые жанры”.

У.: Скажите, а в устном народном творчестве есть малые жанры?

Учитель записывает на доске “малые жанры УНТ”.

У.: Ребята, прочитайте запись, которая у нас получилась!

Д.: Устное народное творчество. Малые жанры УНТ.

У.: А какую литературу мы сегодня будем изучать?

Д.: Дальневосточную.

У.: Сформулируйте тему нашего урока.

Д.: Устное народное творчество (УНТ). Малые жанры фольклора (УНТ) на Дальнем Востоке.

У.: Запишите тему в тетрадь.

Запись темы.

У.: Какова будет цель нашего урока, ребята? А задачи? (Ответы детей).

А теперь отправляемся в путешествие по стране УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. В дороге нам понадобятся ваши знания и учебник по дальневосточной литературе. Главным редактором этой хрестоматии является мой учитель, замечательный человек, преподаватель ДВГГУ профессор С.И.Красноштанов. посмотрите, на доске его портрет. Благодаря его трудам сегодня мы имеем возможность изучать мир дальневосточной литературы и фольклора!

Звучит мелодия.

3. Изучение нового материала

Путешествие по станциям, защита проектов.

У.: Ребята, кто из вас знает, как по-другому называется УНТ?

Д.: Фольклор.

У.: Верно, и мы с вами останавливаемся на 1-й станции под названием “ФОЛЬКЛОР”. Здесь нас встречают хозяева фольклорного дома (1-я группа).

Выходит 1 группа для защиты своего мини-проекта.

У.: Здравствуйте, пустите нас к себе в гости!

Д.: Заходите!

У.: Мы попали в вашу страну и хотели бы побольше о ней узнать. Расскажите, пожалуйста, о фольклоре!

Защита информационного проекта № 1 (учащиеся должны подготовить презентацию о жанрах фольклора: считалках, небылицах, пословицах).

Двигаемся по нарисованной карте. Перед каждой станцией-жанром звучит музыкальное оформление, по которому дети должны догадаться, что это за жанр: считалки, небылицы, пословицы.

Затем презентация и чтение предложенных в учебнике жанров дальневосточной литературы. По ходу идет презентация творческих работ (творческий проект № 2): защита рисунков, плакатов и пр к материалам учебника.

У.: Итак, мы с вами выслушали информационный проект. Вы, ребята, довольны своей работой? Оцените себя.

У. (обращаясь к классу): Как вы оценили бы работу своих одноклассников? Чего не хватало в их работе или все было хорошо?

Дети оценивают защиту проекта первой и второй группы: советы, рекомендации.

У.: А мы двигаемся дальше, наше путешествие продолжается, и попадаем мы на станцию игровую (смотрим на карте). Как вы думаете, что мы тут будем делать?

Д.: Играть!

У.: Конечно, играть. А игры подготовили нам ребята 3 группы, они хозяева этой станции.

Защита игрового проекта: учащиеся должны подготовить игры, кроссворды, ребусы, викторины по жанрам дальневосточной литературы. Группа № 3.

4. Домашнее задание: выучить 3 пословицы, считалку, скороговорку на выбор.

5. Итоги урока. Рефлексия: что нового я узнал, что развил в себе? Что бы я себе поставил за урок?

6. Отметки.

Музыка.