Урок математики по теме "Пересечение геометрических фигур". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Рассмотреть геометрические задачи с пересекающимися прямыми, отрезками.
  • Закрепить умение складывать и вычитать трехзначные числа; повторить изученный материал.
  • Развивать умение различать способ действия и результат, логическое мышление, математическую речь, умение работать в паре, контролировать действия партнера.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, сигнальные карточки, алгоритм самооценки, линейка, карандаш, алгоритм работы, сигналы – мордашки для самооценки.

Ход урока

1. Оргмомент.

Ребята, у нас сегодня гости, повернитесь, поздоровайтесь кивком головы.

Улыбнемся друг другу, создадим хорошее настроение.

Руки? (на месте)
Ноги? (на месте)
Локти? (у края)
Спина? (прямая)

Будьте на уроке внимательны, активны.

2. Минутка чистописания (слайд 1).

Ребята прописывают указанное число, рассказывают, что о нем знают.

Запишите число, классная работа.

3. Актуализация знаний.

1) Индивидуальная работа у доски (2 ребят работают самостоятельно).

а) Вставьте пропущенные цифры (№11 с.75).

б) Найдите значения выражений:

п 33-10=
н 76-21=

 

ч 43+4=
р 23+8=

 

с 60-21=
и 78-19=

 

е 18+17=
е 60-9=
е 93-30=
е 13+14=
е 10+33=

2) Прочитайте числа: 52, 5, 2, 502, 50, 25, 250, 200, 520 (слайд 2).

  • Расположите их в порядке убывания (анимация).
  • На какие группы можно разделить эти числа?
  • Сколько различных цифр используется для написания этих чисел?
  • Какие это цифры?

3) Слайд 3. Прочитайте задание.

Чтобы купить себе сапоги, Кот пошел на базар продавать пойманную куропатку и двух окуней. За куропатку он выручил 250 рублей, а за каждого окуня по 50 рублей. Кот исполнил свою мечту. Объясните, что узнаете, выполнив действия:

  • 250+50
  • 50+50
  • 250+50+50
  • 250-50

Проверка индивидуальной работы с помощью сигнальных карточек.

Ученики оценивают свои ответы с помощью листа самооценки.

Слайд 4. Расставьте ответы примеров в порядке возрастания и запишем в таблицу соответствующие буквы.

23 27 31 35 39 43 47 51 55 59 63
п е р е с е ч е н и е

Какое слово получилось? (ПЕРЕСЕЧЕНИЕ) Слайд 5.

Как вы понимаете это слово?

4. Постановка цели урока.

Работа с геометрическим материалом.

На доске (слайд 6):

  • Что вы видите на рисунке? (геометрические фигуры)
  • Назовите их.
  • Сколько прямых можно провести через точку С?
  • Сколько прямых можно провести через две точки С и Е?
  • Пересекаются ли прямая и отрезок?
  • В классе несколько мнений. Возникла проблема!
  • Что нам предстоит выяснить? Какая будет тема урока? (Слайд 7: “Пересечение геометрических фигур”)
  • Какие цели поставим на уроке?

5. “Открытие” нового материала.

Ребята, а что нужно сделать, чтобы доказать, пересекаются отрезок и прямая или нет? (продолжить прямую в 2-х направлениях)

  • Почему прямую можем продолжить?
  • Продолжим прямую.
  • Пересекаются ли фигуры?
  • Что значит пересекаются? (у них есть общая точка)
  • Найдите точку пересечения фигур и обозначьте ее буквой.
  • Что же необходимо сделать, чтобы определить, пересекаются геометрические фигуры или нет?

Составим алгоритм действия:

  1. Продолжить прямые в 2-х направлениях.
  2. Отметить общие точки фигур и обозначить их буквами.

Физминутка. Игра “Запрещенное движение” (ребята повторяют движения за учителем, за исключением движения пересечения рук).

6. Первичное закрепление нового знания.

Обратимся к учебнику. Выполним упражнение 1 на с. 76. (слайд 8)

Прочитайте задание. В № несколько заданий. Будем выполнять пошагово.

1 шаг. Какие прямые на рисунке параллельны? Почему? Покажите с помощью рук параллельные прямые. Где в классе можно встретить параллельные прямые?

Какие прямые пересекаются?

2 шаг. Найдите точки пересечения и обозначьте их буквами.

Работаем по алгоритму. Как найти точку пересечения 2-х прямых? Почему можно продолжить прямые в 2-х направлениях? Продолжите прямые. Найдите точки пересечения и обозначьте их буквами.

Посмотрите внимательно на рисунок, нет ли других пересекающихся прямых? Какие?

7. Самостоятельная работа в парах.

Выполняем упражнение 3 с. 76.

Прочитайте задание.

Здесь одно задание или несколько. Прочитайте задание по шагам. Сможете ли задание выполнить самостоятельно? Работайте в парах по шагам.

Проверка работы (слайд 9).

На странице изображены сказочные герои. Узнали их? Из какой они сказки? Кто автор?

8. Закрепление материала.

Задание на смекалку (слайд 10).

“Какой сегодня день недели?” - спросил Людоед у Кота, потому что сам давно не выходил из дома. Кот ответил уклончиво: “Если бы вчера было завтра, то за ним шел бы вторник”. Какой был день? (воскресенье)

Физминутка

№10 выполняем коллективно в тетради и на доске. Ученик делает самооценку своей работы.

№11 (1,2 по вариантам) Двое детей работают у доски.

9. Итог урока. Рефлексия.

  • Какие цели поставили в начале урока?
  • Достигнуты ли они?
  • Чему вы научились?
  • Как вы думаете, ребята, а могут ли другие фигуры пересекаться? Об этом узнаете на следующем уроке.
  • Покажите ваше настроение (показывают сигналы-мордашки).

Домашнее задание: с. 77 №11, №12 (на смекалку).