Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока Изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Образовательная: Объяснить слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных
  2. Развивающая: Развивать навыки мыслительной деятельности, логическое мышление, умение работать по алгоритму, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
  3. Воспитывающая: Воспитывать чувство патриотизма, интерес к спорту и занятиям спортом.

Оборудование: Техническое оборудование урока – компьютер, экран, проектор; схема для работы детей и наглядное пособие “Олимпийские кольца” по теме, сигнальные карточки, алгоритм по теме, медали для награждения, карточки для эстафеты.

Ход урока

I. Организационный момент.

У.: Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наша встреча сегодня будет приятной и полезной для всех нас. Начинаем работу.

II. Подготовка к изучению нового материала

“Исключи лишнее”. (Презентация, Слайд 2)

У.: Посмотрите на слова.

Необходимо выбрать “лишнее” слово и объяснить ваше мнение.

Д.: Лишнее – жизнерадостный, т.к. это сложное слово и начальная форма, остальные – степени сравнения прилагательных.

У.: Скажите, какие прилагательные называются сложными?

Д.: Сложными называются прилагательные, состоящие из двух корней.

У.: Что за высказывание мы видим?

Д.: Олимпийский девиз.

У.: Какое важное событие в мировом спорте приближается?

Д.: Открытие XXI Зимних Олимпийских игр, 12 февраля 2010 года.

У.: Какова эмблема Олимпийских игр?

Д.: Пять сплетённых между собой колец (Слайд 3)

У.: Сегодня Олимпийская эмблема будет символизировать пять положений новой орфограммы № 40, с которой мы познакомимся.

Наша новая тема будет касаться правописания сложных прилагательных.

III. Объяснение нового материала.

1. Работа со схемой “Олимпийские кольца”.

У.: Посмотрите на схему, лежащую перед вами. В ней отражены основные теоретические понятия, касающиеся новой темы. Нам необходимо заполнить эту схему примерами, отражающими то или иное положение. Итак, начинаем.

У.: Посмотрите на предложение. Прочитает его. (Слайд 4)

Д.: Впервые спортивные игры прошли в юго-восточном греческом городе Олимпия.

У.: Найдите в этом предложении сложное прилагательное.

Д.: Юго-восточном.

У.: Как вы думаете, каким образом образовано это прилагательное?

Д.: От названия стороны света.

У.: Почему его нужно написать через дефис?

Д.: Потому что слово “юго-восток” пишется через дефис.

У.: Посмотрите на схему. В кольцо какого цвета мы должны вписать данное слово?

Д.: Синего.

У.: Запишите его.

У.: Обратимся к следующему предложению. (Слайд 5)

Д.: Олимпийская эмблема состоит из пяти разноцветных колец.

У.: Кто уже нашёл сложное прилагательное?

Д.: Разноцветных.

У.: Кто догадался, как оно образовано?

Д.: Это слово образовано от словосочетания.

У.: Впишите его в схему?

У.: Каким образом напишем это слово?

Д.: Слитно.

У.: Сделайте вывод, в каком случае сложные прилагательные пишутся слитно?

Д.: Сложные прилагательные, образованные от словосочетаний, пишутся слитно.

У.: Посмотрим на следующее предложение? (Слайд 6)

Д.: Ярко-зелёное кольцо на эмблеме символизирует Австралию.

У.: Что обозначает сложное прилагательное в этом предложении?

Д.: Оттенок цвета.

У.: Найдите данное положение в схеме. Как следует записать слово?

Д.: Через дефис.

У.: А теперь давайте познакомимся с тем, как появляется один из Олимпийских символов – Олимпийский огонь.

Читаем предложение. (Слайд 7)

Д.: Олимпийский огонь зажигают пучком солнечных лучей, образованных
выпукло-вогнутым зеркалом.

У.: Скажите, от каких слов образовано данное сложное прилагательное?

Д.: Выпуклый и вогнутый.

У.: Куда впишем его?

Д.: В жёлтое кольцо.

У.: Прочитайте в схеме условие дефисного написания этого слова.

Д.: Если сложное прилагательное можно заменить словами, соединёнными союзом И, такое слово пишется через дефис.

У.: Запишите слово.

У.: А теперь посмотрите на зелёное олимпийское кольцо. Какие слова спрятаны в нём?

Д.: Слова-исключения.

У.: Написание этих слов нужно запомнить.

2. Обобщающая беседа.

У.: Итак, сделаем вывод, каким образом могут быть написаны сложные прилагательные?

Д.: Слитно и через дефис.

У.: В каком случае прилагательные нужно написать слитно?

Д.: Если они образованы от словосочетаний.

У.: Когда сложные прилагательные пишутся через дефис?

Д.: (ответы учащихся)

У.: Написание каких слов необходимо запомнить?

Д.: Написание слов-исключений.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа с сигнальными карточками

У.: Ещё одним символом Олимпийских игр являются Олимпийские медали. (Слайд 8)

У.: Медали какого достоинства вручаются атлетам на Олимпийских играх?

Д.: Золотые, серебряные и бронзовые.

У.: Готова поспорить с вами, что вы не знали о том, что на Олимпиаде 1900 года не было золотых медалей. Награждали только спортсменов, занявших первое и второе места, т.е. вручали серебряные и бронзовые медали. У вас на партах лежат сигнальные карточки в виде медалей. Посмотрите, серебряная медаль имеет серый оттенок, а бронзовая – красноватый.

Предлагаю вам такое задание: Если слово, которое вы увидите на экране, пишется через дефис, вы поднимаете вверх серебряную медаль, а если слитно – бронзовую.

Итак, внимание на экран. (Слайд 9)

  • (светло)голубое небо
  • (широко)плечий атлет
  • (лимонно)жёлтое кольцо
  • (сто)метровая дистанция
  • (спортивно)оздоровительный бег
  • (восточно)европейская культура
  • (легко)атлетическое упражнение
  • (ослепительно)белый флаг

2. Лингвистическая эстафета.

У.: Одним из видов Олимпийской программы является различные эстафеты. У нас тоже сейчас будет эстафета, но не обычная, а лингвистическая.

Приготовьте разноцветные ручки и карандаши.

Итак, каждый ряд – команда. Команда получает эстафетный лист. На нём слова. Если слово следует написать слитно, то стрелку между частями слов закрашиваем красным цветом, а если через дефис – зелёным.

(Слайд 10)

Три, два, один, начали! (ребята закрашивают стрелку в одном слове по цепочке)

Главное в эстафете, конечно, – скорость, а в нашей – ещё и правильность.

Проверим задание. Посмотрите на экран. (Слайд 11)

Итак, победила команда…………

V. Домашнее задание.

У.: Сегодня мы представили новую орфограмму в виде Олимпийских колец. В них отражены все теоретические положения орфограммы № 40, а дома я предлагаю вам рассмотреть алгоритм к этой орфограмме. Если вы внимательно рассмотрите его и научитесь пользоваться им, вы быстрее запомните правило.

VI. Итог урока

У.: Итак, с какой орфограммой познакомились на уроке?

Д.: Правописание сложных прилагательных.

У.: Какие прилагательные пишутся слитно? Через дефис?

Д.: (ответы учащихся).

У.: Сегодня на уроке отметки получают ….. Кроме того, особо активные ребята получают сегодня золотые медали за работу на уроке с становятся чемпионами в изучении новой орфограммы.

У.: В 1896 году основателем современных Олимпийских игр Пьером де Кубертеном был определён Олимпийский принцип: “Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба”. Подумайте над этими словами, и пусть они станут полезными для вас. Урок окончен.

Приложение.