"Происхождение искусства и формирование основ художественного мышления. Архетипические образы. Отражение первообразов в искусстве". 10-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Урок подготовлен по материалам: Учебника “Мировая художественная культура: учебник (+DVD приложение) для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень); автор Емохонова Л.Г.. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008-2010. Урок 1.

Книги для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков. Мировая художественная культура: 10 класс (базовый уровень); авторы Емохонова Л.Г., Малахова Н.Н. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008. Урок 1.

Дистанционного курса “Как разбудить в ребенке художника: современные технологии развития творческих способностей (на основе первообразов искусства”, автор Медкова Е.С., код курса 08-005 (72 часа)). Лекция 6. “Архетипические образы – вечные модели образного мышления. Мировое дерево – интегративный образ пространства, времени, стихий, человека, рода и поколений. Первообраз Дороги как способ материализации мира в горизонтальной проекции, путь в поисках самого себя, своей сущности, основа литературных произведений от сказки до приключенческого романа”.

Цель урока: пробуждение глубокого, искреннего интереса учащихся к изучению художественной культуры, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне.

Задачи:

  • дать учащимся представление о понятии “первообраз” “архетип”, познакомить с архетипическим первообразом “мировое древо/гора”;
  • научить находить и отбирать произведения искусства и литературы, в которых наиболее полно отражаются первообразы;
  • развить способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства.

Зрительный ряд: презентация PowerPoint, в которую включены произведения архитектуры, наиболее наглядно демонстрирующие основные первообразы.

Тип урока: урок-постижение с элементами беседы-размышления (с использованием мультимедийных средств (проектор, экран или интерактивная доска SMART Board)).

Для учащихся: рабочая тетрадь, письменные принадлежности.

Ход урока

Организационный момент (фронтальная форма, словесный метод).

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь.

Повторение пройденного материала (фронтальная форма, словесный метод, беседа).

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о мифах как о базисе всей художественной культуры.

Для чего нужны мифы? Какую функцию они выполняют? Какие мифы мы называем космогоническими?

Ответ учащихся: мифы объясняют мироустройство и помогают человеку сделать мир объяснимым и гармоничным. Мифы обеспечивают социальный и мировой порядок. Космогонические мифы – это мифы о сотворении мира.

Формулирование темы урока (фронтальная форма, словесный метод, прием мотивации: создание проблемной ситуации, наглядно-иллюстративный метод)

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение темы “Происхождение искусства и формирование основ художественного мышления”.

На уроке мы рассмотрим такое понятие как первообраз (архетип) и попытаемся найти отражение первообразов в архитектуре.

Откройте тетради и запишите тему урока слайд 1.

Освоение нового материала.

Знакомство с системой организации мира у древних (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод).

Учитель: Космогоническое мифы позволили человеку организовать мир вокруг себя. Человек пытается выделить себя и свой мир из множества других миров. Он пытается наладить отношения между своим миром и другими мирами. Таким образом, выстраивается модель миров. В простейшем случае их три. Область выше человеческого мира (сверхчеловеческую область, божественную) называют Верхним миром, а область ниже – Нижним миром (как правило, это мир мертвых предков). Сам же человеческий мир мыслится как Срединный. Даже в названиях уже видна попытка выстроить все мироздание относительно самого себя. Человек перестает быть одной из сил мира, и становится главной силой мира, центральной. Правда пока еще его Срединный мир очень невелик рядом с бесконечными Верхним и Нижним.

Во время объяснения учителя учащиеся рассматривают схему организации миров слайды 2-3.

Знакомство с вертикальной мифологической моделью мира (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод)

“мировое древо”

Учитель: Космогоническое отделение неба от земли повлекло за собой возникновение универсальных мифологических моделей мира – вертикальную и горизонтальную слайд 4.

Учитель: Рассмотрите устройство вертикальной модели слайд 5.

Учитель: Одним из символов вертикальной модели стало мировое древо, соединяющее небо, землю и подземный мир слайды 6-7.

Учитель: Священное дерево – представляет собой мировую ось, связующую землю с небесными сферами и преисподней слайды 8-9.

Учитель: На трех уровнях древа размещался весь животный мир, олицетворенный орлом на верхнем уровне; оленями, поедающими листья, на среднем уровне; змеем, грызущим корни, – на нижнем. В его кроне сидят птицы – души умерших, а корни могут превращаться в реки подземного царства, на листьях записаны судьбы людей, и каждый опавший лист – это умерший человек. Так представлен мир у древних скандинавов (древо Иггдрасиль) слайды 10-11.

Знакомство с вертикальной мифологической моделью мира (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод)

“мировая гора”

Учитель: вторым символом вертикальной модели, эквивалентом древа стала мировая гора, которая не только соединяла землю с небом, но и поддерживала его. Корни этой горы уходят в Нижний мир, а вершина подпирает Верхний мир, либо оказывается уже в нем (и тогда на ней живут боги) слайды 12-13.

Знакомство с понятиями “первообраз” и “архетип” (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод)

Учитель: символы вертикальной модели Мировое древо и его эквивалент Мировая гора являются древнейшим архетипом, первообразом.

Что такое первообраз?

Учащиеся высказывают свои предположения: первый образ, исходный образ.

Учитель открывает слайды 14-15

Учитель: Что такое архетип?

Учащиеся: древний тип чего-то.

Учитель: Похожи ли два этих понятия?

Учащиеся: Похожи.

Отражение первообразов в архитектурных объектах (фронтальная форма; приём мотивации: создание проблемной ситуации; методы: словесный, сравнения, аналогии, беседа, наглядно-иллюстративный).

Учитель: архетип мирового древа/горы нашел много воплощений в архитектуре.

Как вы думаете, в каких сооружениях выражен архетип мирового древа?

Как показывает практика, учащиеся в этот момент несколько теряются, не могут найти точное отображение образа.

Учитель: Как вы думаете, в каких сооружениях выражен архетип мировой горы?

Учащиеся (отвечают очень быстро): египетские пирамиды, пирамиды индейцев.

Учитель: правильно. Вы указали наиболее конкретное отображение мировой горы в архитектуре. Однако, архетип мирового древа (горы) в вертикальной модели получил множество воплощений.

Это пирамиды Древнего Египта и зиккураты Месопотамии, буддийские ступы древней Индии, индуистские храмы и акрополь греческого города, на вершине которых находится самое священное.

Учитель показывает слайды с архитектурными объектами слайды 16-20.

Также образ древа/горы отражен в таких сооружениях, как обелиск, колонна, триумфальная арка, крест слайды 21-24

Учитель: В своих творениях человек остается верен древнейшим традициям. Он проносит через тысячелетия мифологический образ Горы как места связи неба с землей. При этом Мировая гора оказывается еще и своеобразной лестницей, по которой можно преодолевать границы между мирами. Например, вавилонские храмы – зиккураты – строились как гора, состоящая из нескольких ступеней, причем каждая ступень раскрашивалась в особый цвет и символизировала определенный небесный уровень. Сами названия вавилонских храмов ясно указывают на их уподобление мировой горе: “Гора дома”, “Дом горы всех земель”, “Гора бурь”, “Связь неба с землей”, “Дом основания неба и земли” и т.д. Некоторые пирамиды Древнего Египта и храмы индейцев Месамерики также выглядят как “лестницы в небо” слайды 25-27.

Учитель: Итак, древний человек верил, что существует не только видимый мир, но и невидимый, где обитают предки и духи. Добрые духи живут на небе. Но существует еще и подземный мир. Все эти миры пересекаются. Место пересечения, считалось священным.

Отражение первообразов в мифологии. Работа с текстом. Анализ текста (фронтальная форма, индивидуальная работа; приём: использование литературных источников; методы: словесный, практический, сравнения, аналогии, беседа, наглядно-иллюстративный).

Учитель: Архитипический образ мирового древа/горы может отражаться и в литературных произведениях. Например, в австралийском мифе, рассказывающем о возникновении созвездия Плеяд.

Учитель предлагает учащимся с помощью опорных образов, символов, геометрических фигур проиллюстрировать миф (иллюстрация выполняется в тетради или на отдельных листах)

Учитель читает текст:

“Как-то заигрались семь девушек, семь сестер, живших на небе, и спустились с синего неба на высокие горы внизу, на земле.

На такие горы они спустились, где ледяные реки с шумом падают в бездну. Давно это было.

Долго жили те девушки в горах и очень тосковали и плакали, потому что не знали, как попасть обратно в свой небесный дом. И были те сестры прекрасны и холодны, как была прекрасна и холодна вода, струившаяся из ущелья. Один человек, по имени Вуруна, поймал двух из семи этих девушек. И заставил их жить в своей хижине и сидеть с ним у костра. Стали эти сестры блекнуть и чахнуть. Но как-то посмотрели они в небо и увидели там пять своих сестер, которые указывали им на высокое дерево. Подбежали те две девушки к дереву и стали умолять его помочь им попасть домой. Сжалилось дерево и начало быстро расти. Росло, росло и уперлось верхушкой в небо.

Вернулись обе девушки в свой небесный дом, и опять все семеро сестер были вместе. Правда, несчастные пленницы теперь были не такими яркими, как их сестры, а тусклыми и бледными. Так появилось созвездие Плеяд”.

Иллюстрации учащихся 10-го класса

 

Учитель: Каким образом сестры попали с неба на землю и обратно?

Учащиеся: Вначале они спустились на высокие горы. Рядом с этими горами ледяные реки с шумом падали в бездну.

Учитель: Это означает, что в этом месте открывалось и небо, и преисподняя (подземный мир). Гора, таким образом, оказывается серединой мира, связывающей три мира: небо, землю и преисподнюю. Что случилось потом? Каким образом они попали обратно на небо?

Учащиеся:

Когда сестры захотели вернуться домой на небо, им помогло дерево, выросшее до небес.

Учитель: В этом мифе мы увидели распространенный архетипический образ, воплощенный в двух видах – Горе и Дереве. Во многих мифах в центре мира находятся священная Гора или Дерево, по которым можно попасть на небо или в преисподнюю.

Знакомство с горизонтальной мифологической моделью мира (фронтальная форма; приём мотивации: создание проблемной ситуации; игровая ситуация; методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический, проблемно-поисковый, контроля).

Учитель переходит к слайду 29.

Учитель: Выстраивание космоса по горизонтали предполагало наличие “центра мира” – центральной точки в эфире, где произошел акт творения, и от нее распределение пространства по четырем сторонам света и в четырех направлениях.

слайды 30-31

Учитель: Как вы думаете, в каких сооружениях выражена горизонтальная модель мира?

Ученики: пирамида, зиккурат, ступа, церковь.

Учитель: Правильно. слайд 32

Учитель открывает следующий слайд 33 и предлагает выполнить задание:

Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос и переместить те объекты, в которых в большей степени представлена горизонтальная модель мира в верхнюю часть слайда (в рамку).

Анимация в данном слайде действует на основе триггеров!

Ученик или учитель, работающие у интерактивной доски или с презентацией на экране компьютерного монитора могут выбирать любой объект из представленных, порядок выбора объектов не важен. Выбрав объект, ученик сообщает, что его нужно переместить в верхнюю часть слайда. Щелкнув мышкой по объекту, он видит, перемещается объект наверх или нет. Если перемещается, он ответил правильно, если изображение бледнеет – ответ неверный.

Учитель: Таким образом, выстраивание космоса в древних храмах и постройках шло и по вертикали, и по горизонтали.

проведение физкультминутки (фронтальная форма, словесный и практический метод, игровая ситуация)

Учитель: Ребята, человек еще в глубокой древности определил для себя и ясно осознал шесть основных направлений в пространстве. Всего их семь. Для того, что бы их понять, нужно встать.

Учащиеся встают рядом с партами.

Учитель: Закройте глаза и подумайте о направлениях в пространстве. Откройте глаза. Итак, первые направления связаны с вертикальной моделью. Верх. Поднимите руки, потянитесь вверх (учитель показывает, учащиеся тянутся вверх). Низ. Опустите руки. Присядьте (учащиеся садятся на корточки рядом с партами, затем встают). Направления, связанные с горизонтальной моделью: вперед, назад (учащиеся вытягивают обе руки вперед, затем назад), вправо, влево (учащиеся поднимают в стороны руки, сначала правую, затем левую). Это шесть направлений в пространстве. Давайте повторим. Учащиеся повторяют упражнение, проговаривая вслух направления: тянутся вверх, опускаются вниз, снова вверх, вытягивают руки вперед, назад, вправо и влево.

Учитель: не все направления были равнозначны для человека. Еще в магический период сложились предпочтения: вверх, вперед и вправо – это хорошо (учащиеся вместе с учителем вытягивают руки вверх и вперед, правой рукой показывают направо), а вниз, назад и влево – плохо (вытягивают руки вниз, отводят назад, поднимают влево левую руку).

Учитель: эти координаты эти человек носит всегда с собой, они зависят лишь от его положения в пространстве. Недаром, мудрость говорит: “Повернись лицом к опасности”, то есть сделай зад передом, а левое – правым.

Покажите отрицательные направления.

Учащиеся делают шаг назад, поворачиваются налево, приседают.

Учитель: покажите положительные направления.

Учащиеся тянутся вверх, делают шаг вперед, поворачиваются направо.

Замечательно. Садитесь. Последнее, седьмое понятие – это называемая “точка существования” –  здесь.

Обобщение и закрепление знаний

Работа со схемой выстраивания миров в вертикальной и горизонтальной моделях (фронтальная форма; приём мотивации: создание проблемной ситуации; методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический, проблемно-поисковый).

Учитель: итак, вертикальная и горизонтальная модели по-разному выстраивают мир.

Учитель и ученики совместно работают над схемой. Учитель пишет пояснения на доске, ученики в тетрадях. слайд 34

Учитель поясняет свои записи.

Выполнение итогового задания (фронтальная форма; приём мотивации: создание проблемной ситуации; игровая ситуация; методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический, проблемно-поисковый, контроля).

Учитель предлагает ученикам выполнить следующие задание: правильно распределить понятия, связанные с вертикальной и горизонтальной моделью мира слайд 35.

Учащиеся работают со схемой в тетрадях.

В результате схема должна выглядеть примерно так: слайд 36

Подведение итогов. (Домашнее задание. Рефлексия) слайд 37

Учитель: Итак, на этом уроке мы изучили представление древних об организации мира. Первообразы, архетипы, зародившиеся в глубокой древности, являются основой культуры. Мы постоянно встречаемся с их проявлениями и отражениями в изобразительном искусстве и архитектуре, в литературе.

Примеры выполненных домашних работ:

  • Задание 2 (таблица):

  • Задание 3 (изображения):

Источники материалов, использованных в презентации (текст и изображения).

“Мировая художественная культура: учебник (+DVD приложение) для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень); автор Емохонова Л.Г. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008-2010. Урок 1. Текст и визуальные материалы DVD приложения.

Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков. Мировая художественная культура: 10 класс (базовый уровень); авторы Емохонова Л.Г., Малахова Н.Н. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008. Урок 1.

Дистанционный курс “Как разбудить в ребенке художника: современные технологии развития творческих способностей (на основе первообразов искусства”, автор Медкова Е.С., код курса 08-005 (72 часа)). Лекция 6. “Архетипические образы – вечные модели образного мышления. Мировое дерево – интегративный образ пространства, времени, стихий, человека, рода и поколений. Первообраз Дороги как способ материализации мира в горизонтальной проекции, путь в поисках самого себя, своей сущности, основа литературных произведений от сказки до приключенческого романа”.

Я познаю мир: Мировая художественная культура: Энцикл. / Е.Ю. Пархоменко. – М.:ООО “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак”: ООО “Издательство Астрель”, 2003.

Изображение для шаблона презентации: https://art.1sept.ru/articles/2010/02/02

Изображение мирового древа:

  1. http://www.artlib.ru/objects/gallery_494/artlib_gallery-247132-o.jpg
  2. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b9/Yggdrasil.jpg
  3. http://www.organizmica.org/archive/306/ratilo6-2.shtml
  4. http://www.vikingahringurinn.is/pages/um-okkur
  5. Изображение горы: http://images.summitpost.org/original/361237.JPG