Подход к формированию и оценке общих компетенций на дисциплинах химия и информатика

Разделы: Общепедагогические технологии


Переход на ФГОС СПО предполагает внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс.

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

В связи с этим под компетенциями будем понимать "способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем". [2]

Анализ стандартов ФГОС СПО для медицинских специальностей, позволяет сделать вывод о преобладании общих компетенций, относящихся к виду социально-коммуникативных (Приложение 1).

Это оправдано, так как на средний медицинский персонал ложится основная коммуникативная нагрузка, предполагающая общение с самыми разнообразными партнерами (руководство, врачи, коллеги, пациенты и др.)

На втором месте по преобладанию, выступает компетенция личностного самосовершенствования, позволяющая оставаться востребованным и конкурентоспособным специалистом.

Исходя из составляющих социально-коммуникативной компетенции, компетенции личностного самосовершенствования, регулятивной и аналитической нам представляется наиболее оптимальным в качестве механизма формирования данных видов компетенций метод проектов.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. [1]

Метод проектов активно используется на дисциплинах “Информатика” и “Химия”.

На дисциплине “Информатика” разработаны проекты по темам “Путешествие по сети Интернет”, “Применение информационных технологий в медицине”.

На дисциплине “Химия” разработан проект по теме “Белки -основа жизни”.

С позиции компетентностного подхода метод проектов требует разработки других критериев оценивания деятельности над проектом т.к. оценка компетенций не предполагает выставление отметки. Руководствуясь общими правилами, рекомендованными Федеральным институтом развития образования, в процессе оценки используется критерий: компетенция сформирована/ не сформирована (да/нет).

Опыт работы показал, что для оценки сформированности общих компетенций недостаточно разработать критерии только для этапа “защиты проекта”.

Мы предлагаем комплексную оценку сформированности общих компетенций на всех этапах проектной деятельности. (Таблица 1)

Таблица 1
Карта оценивания общих компетенций

Показатели оценки работы (проекта):

Этап работы над проектом Формируемые компетенции Показатели оценки Оценка (да/нет)
Планирование ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Положительные ответы в опроснике для выявления заинтересованности учащихся проектом на номера вопросов № 1,3,5,6,7  
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. в листе планирования: -поставлена цель, раскрывающая тему проекта,

- поставлены задачи, отражающие пути достижения цели,

- в соответствии с целями и задачами выбраны оптимальные методы работы

- методы носят научный характер

 
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

(для группового проекта)

- обязанности распределены равномерно между всеми членами команды  
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - самостоятельное определение целей проекта, задач и методов  
Осуществление деятельности по решению проблемы, оформление результатов ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - использование в работе над проектом интернет или дополнительных библиографических источников

- использование в работе более 5 целесообразных источников

 
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - использование ИКТ для обработки данных и поиска информации

-использование ИКТ для создания продукта (презентации, буклета и.т.д.) проекта

 
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

(для группового проекта)

- работа в команде проходит согласованно, без конфликтов между ее членами  
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. - демонстрация целеустремленности, решительности, энергичности, инициативности, организаторских способностей  
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - самостоятельно осуществляют подбор, структурирование, разработку материала, оценку результатов исследования, подведение итогов проекта  
Оценка результатов и процесса проектной деятельности ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество - аргументированные ответы на вопросы опросника “Рефлексия” № 1-4  
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - аргументированные ответы на вопросы опросника “Рефлексия” № 5-6  

Показатели оценки защиты работы (проекта):

Коды и наименования проверяемых компетенций или их сочетаний Показатели оценки результата Оценка
(да / нет)
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес -Эстетическое оформление проекта

-Личностная заинтересованность проектом, творческий подход

 
ОК.3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. -доказательность и аргументированность при ответах на вопросы оппонентов  
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - отобрана качественная информация, раскрывающая проблему проекта

- сформированные идеи ясно изложена,

- информация структурирована, представлена в виде схем, таблиц и.т.д.

- приведен список используемых источников

 
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - презентация имеет единый стиль оформления

- используются дополнительные источники презентации (динамическая смена слайдов, звук, графика)

 
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

(для группового проекта)

-вежливость, тактичность при ответах комиссии, оппонентам  
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. -определены перспективные направления проектной работы  

Для оценивания сформированности компетенций также разработаны два опросника (Приложение 2) и диагностическая карта проекта, позволяющая оценить проект, как продукт деятельности.

Анализируя формирование общих компетенций по этапам проектной деятельности, можно сделать следующий вывод: метод проектов направлен и позволяет оценить уровень сформированности значимых для медицинского работника компетенций (социально-коммуникативных, самосовершенствования, регулятивных и аналитических).

Преподавателям следует обратить внимание на групповой проект (2-3 человека), так как он позволяет формировать в большей степени социально-коммуникативные компетенции: работу в команде, навыки сотрудничества, умение пойти на компромисс и т.д.

Представленный методический материал позволяет проводить объективную оценку формирования общих компетенций при использовании метода проектов и может служить основой для разработки оценочных средств с целью установления сформированности общих компетенций у выпускников среднего профессионального образования в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Литература:

  1. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.
  2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-1.
  3. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М.: Институт новых образовательных технологий. 2002. – 19 с.