Программа "Вместе весело шагать" (туристско-краеведческое направление)

Разделы: Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


“Миссия педагога не в том, чтобы привести детей к заранее известным результатам,
но в умении и готовности вместе с ними пройти “путь” познания,
результаты которого не предопределены. В этом суть педагогики сотворчества”.
Л.Г. Логинова

Каникулы – это мечта каждого школьника! Мечта о любимых занятиях, открытиях, об удовлетворении эстетических, творческих, познавательных и спортивных интересов, о поиске “нового себя”.

Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Он должен отражать их интересы, потребности, раскрыть их внутренний мир. В нем должны быть созданы оптимальные условия для безопасного времяпровождения, комфортного общения и личностного роста детей.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации.

Данная программа предполагает занятия в течение одной лагерной смены летней оздоровительной кампании с поэтапным накапливанием определенных умений и навыков и рассчитана на детей 7-15 лет.

Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения. Главную задачу туризма мы видим в том, чтобы открыть широкий простор для выявлений способностей детей, сделать их духовно богаче, осмысленней, многогранней, воспитать человека, способного противостоять трудностям, настоящего гражданина своей страны. В течение лагерной смены воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления. Неопытный человек, попав в сложную обстановку, не всегда может принять верное решение, действовать грамотно и осмотрительно. Хороший турист, спортсмен - ориентировщик сможет быстрее и правильнее разобраться в сложной обстановке.

Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.

В ходе реализации программы расширяется кругозор детей, развивается эстетического воображение, образное мышление, воспитывается внимание, активизируются познавательные процессы.

В программу включены мероприятия по направлениям: “Спортивно-туристическое”, “Патриотическое”, “Экологическое”, “Юнкор”, “Досуг”.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ “ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ”

Название программы Программа “Вместе весело шагать” II лагерной смены летнего оздоровительного учреждения “Степнячок” при МКОУ СОШ № 8 (туристско-краеведческое направление)
Авторы-составители программы Тун-Цай Ольга Ильинична, Федорченко Светлана Анатольевна
Название проводящей организации Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 8”
Адрес организации Ставропольский край, Нефтекумский район, пос. Зимняя Ставка
Форма проведения Работа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей
Общее количество участников (детей и взрослых) 30
Исполнители основных мероприятий Педагоги МКОУ СОШ № 8
Условия успешной педагогической деятельности Защита прав и интересов ребенка.

Доброжелательность.

Сотрудничество и содействие.

Законодательная база программы Конституция Российской Федерации.

Закон РФ “Об образовании”.

Закон Ставропольского края “Об образовании”.

Конвенция ООН “О правах ребенка”.

Устав МКОУ СОШ № 8 пос. Зимняя Ставка.

Программа развития МКОУ СОШ № 8 пос. Зимняя Ставка.

Ожидаемые результаты Организация полноценного отдыха детей.

Формирование разносторонне развитой личности.

Оздоровление детей средствами туристско-краеведческого характера.

Повышение заинтересованности к физической культуре и туризму.

Сплочение детского коллектива.

Повышение коммуникативных навыков детей.

Организация системы временного самоуправления разновозрастного коллектива.

Развитие самостоятельности, социальной и личной адаптации воспитанников.

Развитие инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремленности, самовыражения, самоутверждения и самореализации личности воспитанников.

Привитие навыков экологического поведения и природоохранительной деятельности.

Расширение кругозора.

Механизм реализации программы Психолого-социологические исследования климата в отрядах лагеря (игры, тренинги, тесты, анкетирование).

Определение приоритетов и направлений деятельности воспитателей и детей.

Кадровое обеспечение: начальник лагеря, воспитатели, медицинский работник, учитель физической культуры, библиотекарь, социальный педагог.

Финансовое обеспечение (за счет средств МКОУ СОШ № 8, спонсорская помощь).

Система контроля исполнения программы Контроль исполнения программы осуществляется начальником лагеря.

Цель программы – популяризация активного летнего отдыха и оздоровления, обучение основам безопасности жизнедеятельности, изучение природы родного края, бережного отношения к ее богатствам, самореализация подростков.

Задачи:

  • привлечь подростков к занятию туризмом;
  • развивать физически, укрепить здоровье, закалить, привить навыки личной гигиены, нормы самообслуживания и общественно-полезного труда;
  • формировать чувство коллективизма;
  • дать определенный набор знаний и умений;
  • организовать познавательный досуг;
  • развитие географического кругозора;
  • обучение навыкам выживания в природных условиях, оказания доврачебной помощи, приобретение опыта спасательных работ;

План реализации программы:

Подготовительный период

(май - июнь)

Подбор детей в оздоровительный лагерь.

Медицинское обследование детей.

Составление программы и планирование работы.

Подготовка помещений для принятия детей.

Организационный период

(28 – 30 июня)

Выработка законов жизни лагеря.

Деление детей на группы (творческие или группы здоровья).

Выбор органов самоуправления.

Корректировка плана.

Основной период

(1-15 июля)

Педагогическое, психологическое и медицинское управление процессом оздоровления детей.

Работа творческих групп.

Ведение дневника здоровья

Заключительный период

(17-18 июля)

Подведение итогов жизнедеятельности участников II лагерной смены по критерию активности, инициативности достижений в укреплении здоровья.

Рефлексия.

Обобщение опыта по организации II лагерной смены.

В основу организации жизнедеятельности лагерной смены положены следующие принципы:

Принцип самореализации - добровольность включения детей в ту или иную деятельность;

- обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей;

- создание ситуации успеха;

- поощрение достигнутого;

- признание личности человека растущего и развивающегося высшей социальной ценностью

Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления - создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

- формирование чувств ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;

- защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений

Принцип динамичности - постоянная смена деятельности
Принцип единства тематического содержания  

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы используются следующие формы обучения:

  • беседы,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • тестирование,
  • экскурсии и походы одного дня,
  • творческие задания,
  • экологические и трудовые десанты,
  • спортивные эстафеты,
  • конкурсные программы,
  • минутки здоровья,
  • минутки безопасности и др.

Необходимы как индивидуальные, так и групповые формы работы, особенно при овладении детей практическими навыками.

Методы организации образовательного процесса:

  • метод словесного обучения;
  • метод проблемного обучения;
  • метод погружения;
  • метод наблюдения;
  • метод творческого самовыражения.

Для реализации программы необходимо наличие материально-технических средств: туристского и спортивного инвентаря, материалов для оказания первой медицинской помощи, информационные и фотоматериалы, библиотека, игровая и спортивная площадки, компьютерный класс.

Основные направления реализации программы:

Направление Задачи Виды деятельности
Спортивно-туристическое - формирование знаний о видах туризма;

- физическое развитие детей;

- формирование здорового образа жизни;

- формирование чувства коллективизма

- утренняя гимнастика;

- минутки здоровья;

- игры на свежем воздухе;

- спортивные соревнования;

- спортивные праздники;

- водные процедуры;

- экскурсии;

- туристические слеты

Патриотическое - развитие уважительного отношения к истории;

- воспитание чувства патриотизма

- беседы;

- конкурсы;

- экскурсии к памятнику, обелиску

 

Экологическое - расширение кругозора учащихся, знаний об экологических проблемах;

- привитие навыков экологического поведения и природоохранительной деятельности

- конкурсы рисунков;

- экологические десанты;

- викторины;

- путешествия;

- беседы;

- фенологические наблюдения

Юнкор - развитие творческой индивидуальности;

- обучение общению;

- развитие эмоциональной сферы

- оформление отрядных уголков;

- фотозарисовки мероприятий;

- оформление поздравительных открыток;

- интервью с победителями;

- подготовка и оформление отчета в форме газеты, презентации или видеоролика

Досуг - создание условий общения;

- формирование навыков самореализации;

- развитие мышления, памяти, внимания;

- формирование положительных эмоций;

- создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе

- конкурсные программы;

- настольные игры по интересам;

- подвижные игры;

- организация работы библиотеки;

- проведение тематических часов;

- путешествие по сказкам и др.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ (Приложение 1)