Урок русского языка по теме "Слова, обозначающие названия предметов". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

1. Дать понятие о словах, обозначающих названия предметов, формируя умение различать их по вопросам: кто? что?, находить их в тексте.

2. Вырабатывать навык аккуратного, разборчивого и грамотного письма.

3. Способствовать созданию условий для мотивации к учению.

Ход урока

I. Оргмомент.

“Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спины прямо,
Все легонечко вдохнем,
И урок мы наш начнем” [1].

- Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

а) На доске буквы: В, О, Л, С, О.

- Попробуйте собрать все буквы вместе, и вы узнаете, о чем будем говорить на уроке.

Что получилось? (Слово)

- Итак, мы будем говорить о “Словах, обозначающих названия предметов”.

Мы живем в мире предметов. Посмотрите вокруг, какие предметы нас окружают? (Стол, парта, доска).

Если мы выйдем на улицу, какие предметы мы там увидим? (Деревья, машины, дома).

Каждый предмет имеет свое название.

Посмотрите в окно, что вы видите: идет снег, ветер. Эти слова могут обозначать не только предметы, но явления природы, события, состояние человека.

- “Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных нету,
И все, что может видеть глаз:
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Все названо словами” [2].

Эти слова обозначают предметы и отвечают на вопрос: “кто?”, “что?”. В старших классах вы их будете называть именами существительными.

II. Пальчиковая гимнастика (“сороконожки”, “колечки”, “башенка”).

Минутка чистописания.

III. А сейчас мы с вами отправимся в сказочный зимний лес. (Звучит музыка)

- “Замело в лесу пригорки
И овражки замело,
Ни души нет на полянке.
Тихо. Холодно. Бело.
Мы попали в зимний лес,
Полон сказок и чудес!” [3]

- Нас встречает старичок-лесовичок. (Картинка)

Он приготовил нам задания – слова, которые можно разделить на две группы.

- По каким вопросам: (кто? что?)

- Эти слова могут называть живые и неживые предметы.

- Слова, которые называют животных и людей, отвечают на вопросы: кто? (По-другому – одушевленные)

Словарная работа: одушевленные и неодушевленные.

- Слова, которые отвечают на вопрос что?, обозначают предметы неодушевленные.

Задание 1, которое дал Лесовичок (на снежинках). “Отгадай загадки”.

- Я буду загадывать загадки, а отгадки вы запишите в тетрадь в два столбика.

Один ребенок у доски выполняет: в первый столбик записывает слова, отвечающие на вопрос кто?, во второй столбик – что?

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)

На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть.
На овцу готов напасть. (Волк)

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой. (Дятел)

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинки) [4]

- Добавьте каждый столбик тремя своими словами. (Проверяем).

- Кого мы встретили в лесу? (Животных, птиц).

- Назовите зимующих птиц (сорока, синица, дятел, ворона, воробей). На какой вопрос отвечают эти слова?

Задание 2

Лесовичок приготовил хитрое задание, все слова рассыпались по снегу. Работа с деформированным текстом:

1. Снегом, земля, пушистым, покрылась.

2. Вьюга, лесу, в, воет.

3. Косолапый, из, берлоги, медведь, в.

4. Зайцем, за, лисица, погналась.

- Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос кто? что?

- Скажите, а какие животные впадают зимой в спячку? (Еж, медведь, барсук). На какой вопрос отвечают отвечают эти слова?

Физминутка

Игра на внимание. Учитель произносит слова.

- Если услышите слова, отвечающие на вопрос кто?, вы хлопаете в ладоши, на вопрос что? – топаете.

Задание 3

Мы теперь с вами знаем, что слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, могут обозначать не только предметы, но и явления природы, события, состояние человека.

Лесовичок приготовил для вас карточки.

У каждого карточка со словами. Их нужно распределить на 3 группы:

в первой группе - явления природы,

во второй группе - события,

в третьей группе - состояние человека.

Слова: праздник, конкурс, радость, снег, грусть, метель, счастье, веселье, ветер, болезнь, град, молния, каникулы.

Гимнастика для глаз.

Задание 4

Старичок-Лесовичок предлагает поиграть в игру “Молчанка”.

Я буду показывать картинки, 1 ряд будет записывать слова, отвечающие на вопрос: кто?, второй ряд – на вопрос что? (Взаимопроверка).

Задание 5

И последнее задание. Лесовичок придумал слово, вы попробуйте догадаться. Кого мы часто встречаем с вами, гуляя в лесу? (Белочку). Зачем ей нужен пушистый хвост? (Помогает при прыжке с ветки на ветку, зимой спасает от холода).

Из слова “белочка” составить как можно больше других слов, обозначающих предметы, т.е. существительных.

(Белочка – лак, бок, кол, чело, бокал, лоб, бочка, бал, бак, белок).

Вот мы и побывали в зимнем лесу.

- Чем мы можем помочь природе?

- Не ломать ветки деревьев.

- Не бросать мусор.

- Вешать кормушки для птиц.

Лесовичок зашифровал предложение. Вы его прочтете, если расположите по порядку четные числа.

РЕБГЕТИЕ СЕЛ! (берегите лес!)

24681012141618202224

Итог.

О чем мы говорили на уроке?

Все ли было понятно?

Было трудно?

Было интересно?

Показывают карточку. (Положительные эмоции “+”, “-“)

Спасибо за работу!

Список используемой литературы

1. Матвеева Е.М. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть II. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Плешакова Е.П. Русский язык: коррекциионо-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.

3. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс. - М.: ВАКО, 2006.