Классный час "Наш дом – Россия"

Разделы: Классное руководство


Технологии, применяемые на уроке:

  • элементы технологии применения средств ИКТ в предметном обучении;
  • элементы технологии интеграции в образовании;
  • элементы игровых технологий в младшем школьном возрасте;
  • элементы интерактивной технологии;

Цель: формирование у учащихся современной комплексной картины мира на основе использования информационных технологий.

Задачи:

обучающие

  • расширение знаний учащихся об окружающем мире;
  • расширение кругозора;
  • формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения;

развивающие

  • развитие навыков самостоятельной работы, в том числе с информацией;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие межпредметных связей;
  • развитие навыка работы в творческих группах;
  • формирование навыка работы с информацией;

воспитательные

  • воспитание информационной культуры посредством использования компьютера на уроках и во внеурочной деятельности;
  • формирование гражданской позиции, воспитание патриотизма;
  • способствование социализации школьников в современной социокультурной среде;
  • эстетическое воспитание.

Оборудование: мультимедийный ПК с цифровым оптическим проектором, предустановленная «MS Power Point» на базе “MS Windows XP”

Ход урока

1. Коммуникативная атака

Приложение 1, Приложение 2

Ученик читает стихотворение «Россия» Ю.Н. Колоднего

Ты, Россия моя, синева над рекой. (слайд 1)
Здесь родные края, в них душа и покой. (слайд 2)
Здесь леса и моря, перезвон чередой. (слайд 3)
И пылает заря над березой седой. (слайд 4)
И луга, и поля, дышит все добротой. (слайд 5)
Тихо плачет земля под иконой святой. (слайд 6)
Купола, как свеча, вознеслись над страной. (слайд 7)
И живу я, пока ты, Россия, со мной. (слайд 8)
Мать – Россия моя, храм под светлой звездой. (слайд 9)
Здесь родные края, в них душа и покой. (слайд 10)

2. Фронтальная беседа

Учитель (слайд 11): Замечательные слова сказал о нашей прекрасной родине Юрий Николаевич Колодний, наш земляк, член Союза писателей России, член Международного сообщества писательских союзов, лауреат Международного поэтического конкурса «Звезда полей – 2011». Наш урок сегодня мы не случайно начали с его стихотворения «Россия», в котором звучат понятные каждому русскому человеку слова: родной край, леса, поля, березы… Ведь так прекрасна и удивительна наша родина – Россия. А какие еще слова-синонимы мы можем подобрать к слову Россия? С какими образами она у вас соотносится?

Примерные ответы учеников: Родина, герб, флаг, гимн, государство, реки и т.п.

3. Постановка проблемной задачи

Учитель: Чтобы определить очень важное слово, которое будет одним из самых главных на нашем уроке, давайте решим небольшой кроссворд. Работаем все вместе. Кто догадался, поднимает руку. Если вы правильно отгадаете все слова кроссворда, то узнаете это слово. Готовы? Начинаем. (Приложение 1)

Город в Краснодарском крае, которому присвоено почетное звание город – герой. (Новороссийск)

Равнина, поросшая травянистой растительностью, тип ландшафта, характерный для Краснодарского края. (Степь)

Имя российских императоров, которых называли Благословенным, Освободителем, Миротворцем. Это имя в переводе с греческого обозначает «защитник». (Александр)

Общий сход всех жителей древнего города Новгорода. (Вече)

Большое мощное независимое государство, а еще символ власти (в России – золотой шар с короной или крестом наверху). Это слово звучит в первой строчке гимна Российской Федерации. (Держава)

Река в Московской области, так еще называют дочь твоей мамы. (Сестра)

Умение читать и писать. Так раньше назывался официальный документ Древней Руси. Сейчас награждают ею за особые успехи или победу. (Грамота)

Слово «жизнь» на языке наших предков. Часть тела, в которой расположены органы пищеварения. (Живот)

Сторона света. Так назывался шлюп Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена – русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды. Серия советских космических кораблей. (Восток).

Какое слово у нас получилось? Правильно, отечество. А что обозначает это слово? От какого слова оно образовано?

Примерные ответы учеников: Родная страна, родина, место, где родился и живешь, образовано от слова «отец», страна отцов, предков.

4. Промежуточная интеллектуальная рефлексия

Учитель: Наше отечество, наша земля, наш дом – Россия, сильное, могучее государство, которое занимает восьмую часть планеты, страна, в которой живут и трудятся миллионы людей, наших соотечественников. Что же объединяет нас, таких разных: людей разных национальностей, разного вероисповедания, разных политических взглядов?

Примерные ответы учеников: Любовь к родине, знание ее истории, общая историческая судьба, трудности, которые мы переживали вместе, патриотизм.

Учитель: Вы правы, любовь к нашей родине, России, – вот что объединяет всех нас. «Наша любовь к России – это уважение к великому таланту и великому труду. Эти таланты и этот труд подарили России, Европе и миру уникальную культуру, великую науку, такие достижения, приобщенность к которым дает нам силы и в наши (далеко не простые) времена. Да, не мы написали стихи Пушкина и Пастернака, не в наших душах рождались мелодии Чайковского и Рахманинова … – но это все было на земле, которая нас взрастила. На нашей земле…

Наша любовь к России – это наша неугасаемая боль о тех, кто полег на полях сражений… Эта боль кричит нам: «Хватит злобы и вражды. Научитесь говорить друг с другом как граждане страны, за которыми – вечность. И перед которыми – вечность. Вы сможете, если захотите». Прислушаемся к этой боли, к этой любви.» [1]

5. Исследовательская групповая работа. «Интеллектуальное лото»

Учитель: Сегодня мы вспомним о событиях нашей истории, которые повлияли на ход развития России. В эти трудные для нашей родины времена народ, независимо от национальности, вероисповедания, объединялся. Это юбилейные события, которые мы отмечали и будем отмечать в 2012 году. Мы поиграем с вами в игру «Интеллектуальное лото». (Приложение 2)

Каждая группа получает карточки, на которых написаны даты, и карточки, которыми эти даты надо накрыть. Каждая группа получает «Справочные материалы», которые помогут вам соотнести даты и события и победить в игре. Но это еще не все: вы должны внимательно прочитать «Справочные материалы», чтобы потом ответить на вопросы викторины. Удачи!

Ученики раскладывают карточки с датами, читают «Справочные материалы», закрывают даты карточками с событиями.

6. Промежуточная интеллектуальная рефлексия. Работа в группах

Учитель: Какое событие произошло 5 апреля 1242 года? (Ледовое побоище) (слайд 12) В честь исторической победы русских воинов над немецкими рыцарями 18 апреля каждый год отмечается День воинской славы России. Кто командовал русскими войсками? (Александр Невский) (слайд 13) Только в единении сила – понимал Александр Невский, Русь в это время была ослаблена войнами между княжествами и не могла противостоять монголо-татарским завоевателям. А Александр Невский, объединив новгородцев и суздальцев, одержал победу на льду Чудского озера. Западные границы Русской земли были надежно защищены. Имя Святого Александра Невского навсегда останется в памяти нашего народа.

Первое упоминание о Москве относится к какому году? (1147) (слайд 14) А где впервые Москва упоминалась? (В Ипатьевской летописи) Москва стала центром объединения русских земель против монголо-татарских захватчиков, сыграла огромную роль в образовании нашего государства. Внук Александра Невского московский князь Иван Калита стал «собирателем русской земли», благодаря этому Московское княжество стало сильным государством. А Москва навсегда стала важнейшим городом в России.

Перед каким московским храмом стоит памятник Минину и Пожарскому? (Храм Покрова, в народе его называли храм Василия Блаженного) (слайд 16) Кто они такие? (Кузьма Минин – земский староста и воевода князь Дмитрий Пожарский возглавили ополчение против польских захватчиков). В честь какого события воздвигнут этот памятник? (Польские интервенты были изгнаны с русской земли). (слайд 17) В каком году? (1612) Вся Россия объединила свои силы в борьбе против польских захватчиков, простые люди: русские, марийцы, чуваши, коми и многие, многие другие поднялись на защиту нашей родины. 27 декабря 2004 года в Российской Федерации учрежден государственный праздник – День народного единства. Вот что отмечено в пояснительной записке к закону: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Чтобы ответить на следующий вопрос, надо решить шараду:

Лес растёт в начале слова,
Не берёзовый – сосновый.
Цифру видим посреди,
А предлог вот – позади.
Слово это отгадает
Тот, кто битвы наши знает. (Бор + один + о = Бородино). (слайд 18)

Как называлась война, в ходе которой произошло Бородинское сражение? (Отечественная) «За веру, царя и Отечество» – с такими словами шли в бой солдаты. Но войну Отечественной назвали потому, что в ней участвовали не только солдаты, но и крестьяне-партизаны и ополченцы – добровольцы. Эта война стала действительно Отечественной: на защиту Отечества поднялись все: от мала до велика. Кто командовал русскими войсками? (Михаил Илларионович Кутузов) (слайд 19) А вот еще одна шарада о событиях того времени:

Первый слог – вторая нота,
Можешь спеть, коль есть охота.
Со вторым – чуть посложнее:
«Дуб» возьми позеленее,
«Б» тихонько отними,
И на «Т», друг, замени.
После двух слогов сложенья
Ты получишь укрепленье,
В старину на поле боя
Часто строили такое. (Ре + дуб – б + т = редут) (слайд 20)

Страшный бой во время Бородинской битвы был на редуте Раевского, где был центр русской позиции. Атаку отбивали за атакой. Атакующих было вчетверо больше, они понесли страшные потери, а русские погибли поголовно. Погибших офицеров заменяли барабанщики, геройски водившие солдат в контратаку. Опытные солдаты вообще показывали чудеса доблести, например, гвардеец-пехотинец Измайловского полка Головкин один на глазах у всех вышел из строя, один двинулся вперед и... вскоре пригнал в русский плен четырех тяжелых кавалеристов-кирасир. Вот что значит воевать за веру, царя и Отечество!

Есть у русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова стихотворение «Бородино», в котором есть такие строки:

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.

Теперь понимаете, на каком поле происходило сражение и какое укрепление пришлось строить нашим солдатам. Обязательно прочитайте это стихотворение о самом знаменитом сражении Отечественной войны 1812 г.

13 сентября 1937 года вошло в историю нашего края. Что произошло в этот день? Как вы готовитесь к празднованию этого юбилея? (слайд 21) 19 июня 2012 года в Краснодаре прошел учредительный форум регионального движения «За веру, Кубань и Отечество». Губернатор края Александр Николаевич Ткачев в своем выступлении отметил; «Нет на земле ничего дороже мира и добрососедства, труда и спокойствия». В поддержку этого движения выступили и в Сочи. По словам мэра Сочи Анатолия Пахомова, людей разных профессий и вероисповеданий может объединить только общая национальная идея. Ведь вместе легче решить любую проблему. Но начинать каждый должен с себя.

Русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, перевести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… – все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему надо начинать с себя». [2]

И еще об одной войне мы должны вспомнить. (слайд 22) Войне, которая оставила страшную память в истории каждой семьи в России, о Великой Отечественной войне. И опять мы с вами говорим о защите Отечества – нашей родины, России. Миллионы людей разных национальностей поднялись единой стеной против фашистов и выстояли. В 1942 году началась Сталинградская битва – крупнейшая сухопутная битва в ходе Второй мировой войны, один из переломных моментов в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. А знаете ли вы, как сейчас называется город Сталинград? (Волгоград) (слайд 23) Именно в Волгограде, на Мамаевом кургане, где шли самые ожесточенные бои, установлен памятник Родине-матери и солдату защитнику Сталинграда.

7. Итог урока

Учитель (слайд 24): Вы, ребята, обратили внимание, что мы часто повторяем сегодня: родина-мать, и любить ее надо, как и свою маму, нежно, тепло, всем сердцем, нужно о ней заботится. «Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого». [3] Мы все, большая семья, живем в прекрасном доме – России, стране с великой историей, великой культурой. Всех нас объединяет вера в ее силу, справедливость и вековую мудрость. Так давайте же будем относиться к России как к своему родному дому. А как в доме живут члены одной семьи?

Примерные ответы учеников: Дружно, уважают друг друга, не обижают, помогают близким, всегда готовы прийти на помощь.

8. Эмоциональная рефлексия

Учитель: Мы с вами сегодня начали разговор о том, как надо жить в общем доме, который зовется Россией. Впереди у нас трудная и интересная дорога. А в дорогу человек всегда берет самое важное – песню. Вот и мы с вами возьмем в нашу дорогу песню композитора Евгения Птичкина на слова Игоря Шаферана, которую исполняет Екатерина Шаврина.

Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6

Ссылки

  • Островский В. Год истории. Петербургский дневник. Еженедельное издание Правительства Санкт-Петербурга. № 27 (393) 12 июля 2012
  • Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо седьмое. Что объединяет людей. М.: Детская литература. 1989.
  • Там же.