Методическая разработка открытого урока по теме "Оформление бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения"

Разделы: Экономика


Содержание

  1. Цели и задачи занятия.
  2. Предварительная работа студентов по подготовке занятия.
  3. Этапы занятия.

Приложение 1. Бизнес-план кафе “Белая сирень”, выполнен студентками группы 3-1 МЕН Блиновой О., Черновой Л.

Аннотация

Данный предмет является по сути обобщением многих экономических дисциплин, показывает, насколько студенты могут ориентироваться в рыночной среде, оперировать экономическими понятиями, применять знания, полученные в течение 2 лет обучения по данной специальности. Надо учитывать, что при подготовке бизнес-планов вымышленных предприятий студенты были вынуждены изучить деятельность предприятий реальных, провести подготовительную исследовательскую работу, собрать необходимую информацию по разделам бизнес-плана, без этого невозможно написание даже виртуального проекта.

Данный предмет преподается с 2004 года, накопленный опыт показывает, что для многих студентов данный эксперимент по написанию учебного бизнес-плана кроме чисто познавательного интереса вызывает интерес практический, т.к. дает возможность почувствовать “откуда берутся и куда исчезают деньги”, пусть и виртуальные, причем все решения зависят только от тебя, насколько ты грамотно продумал и просчитал проект.

Многие студенты делали проекты по материалам реальных предприятий – родственников, друзей, причем некоторые элементы проектирования использовались впоследствии в практической деятельности данных предприятий. В частности, в приложениях приведены примеры таких вариантов бизнес-планов - как для реальных предприятий, так и для вымышленных.

В дальнейшем элементы бизнес-планирования студенты применяют при прохождении производственной практики, написании ряда разделов отчета по практике. Неоднократно приходилось в процессе своей преподавательской деятельности также сталкиваться с отзывами и пожеланиями выпускников, которым в ходе своей работы необходимо бизнес-планирование, насколько это важно и необходимо для многих предприятий, на которых работают наши выпускники. Поэтому можно сделать однозначный вывод об актуальности преподавания данной дисциплины именно в таком контексте.

Эффективность преподавания учебной дисциплины “бизнес-планирование” значительно возрастет при использовании специализированной компьютерной программы “Project expert”.

Тема занятия: “Оформление бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения”.

Технология занятия – игровая.

Вид занятия – повторительно-обобщающий урок.

1. Цели и задачи занятия.

Студент должен:

знать:

  • требования к оформлению бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения.

уметь:

  • готовить необходимую информацию для составления бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения;
  • оформлять презентацию, инвестиционное предложение;
  • защищать проект у потенциальных инвесторов.

Цели данной темы.

  1. Повторить базовые понятия курса.
  2. Охарактеризовать основные элементы бизнес-плана на примере конкретных отчетов по результатам практических занятий.
  3. Оценить возможности создания бизнес-проектов на примере рынка Костромской области.
  4. Отработать навыки исследовательской работы при выполнении элементов мониторинга рыночной среды Костромской области.
  5. Использовать межпредметные связи – умение студентов работать с применением ИТ (создание компьютерных презентаций).

2. Предварительная работа студентов по подготовке занятия.

При подготовке к данному занятию все студенты группы должны были предварительно выполнить следующие задания:

  1. Подготовить “бизнес-план (отчет)” .
  2. Распечатать исходные данные, основные документы финансового плана, необходимые таблицы детализации, графики и т.д.
  3. Подготовить “краткий текст презентации” для защиты учебного проекта.
  4. Подготовить “краткое инвестиционное положение” потенциальным инвесторам по учебному проекту.

По желанию ряд студентов готовили презентации в компьютерном варианте с последующей защитой.

Из числа остальных студентов создается экспертная группа в количестве 3-5 человек, которая в ходе защиты проектов задает вопросы, дает экспертную оценку представленным бизнес-планам, заключение о возможности кредитования или инвестирования проектов (в зависимости от финансовой заявки бизнес-плана).

Активность других студентов группы при обсуждении защищаемых проектов приветствуется и поощряется.

Преподаватель на данном занятии выступает в роли модератора, направляя и корректируя ход обсуждения бизнес-проектов по мере необходимости.

Использование ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

3. Этапы занятия.

1. Оргмомент. (1-2 минуты)

2. Постановка целей занятия. (2-3 минуты)

3. Блиц-опрос. (15-20 минут) (проводится с целью разминки и краткого повторения основных понятий предмета)

Вопросы для блица.

  1. Почему без бизнес-плана вы не получите кредит в банке?
  2. Почему к написанию бизнес-плана привлекают различных специалистов?
  3. Почему формулировка целей бизнес-плана выносится за рамки основных разделов?
  4. Какие преимущества имеет аренда оборудования и помещений? Какие риски при этом?
  5. Почему важно тратить деньги на профессиональную поддержку?
  6. Нужен ли бизнес-план уже существующей фирме и почему?
  7. Реально ли для новой фирмы выйти на рынок с новым товаром? Почему?
  8. Какие ошибки совершаются при подборе персонала?
  9. Какие минусы для предприятия вы можете назвать при двух формах привлечения капитала?
  10. Почему наличие других предприятий на прилегающих территориях оказывает влияние на предоставление инвестиций?
  11. Почему важно сразу распределить обязанности и ответственность между работниками?
  12. В чем риск для банка при выдаче кредита?
  13. На основании чего инвестор принимает решение: читать бизнес-план или нет?
  14. Для каких предприятий составляется бизнес-план финансового оздоровления?
  15. Кто составляет окончательную версию бизнес-плана и почему?
  16. В чем риск для инвестора при покупке части предприятия?
  17. Какие документы первого раздела рекомендуется включить в приложение?
  18. Что значит для бизнес-плана: “Найти свою рыночную нишу”?
  19. Знание каких экономических дисциплин необходимо для составления бизнес-плана (перечислите разделы с примерами).
  20. Играет ли сезонность в работе предприятия какую-либо роль при составлении бизнес-плана? Поясните.
  21. Для чего в бизнес-план включена автобиография директора?
  22. Для кого (чего) составляют бизнес-план (перечислите).
  23. Почему важно дать развернутое описание предприятия в бизнес-плане?
  24. Как правильно выбрать тип организационной структуры?
  25. Каких ошибок нужно избежать при определении заработной платы и стимулирования?
  26. Какой опыт важен для руководителя фирмы?
  27. Для чего нужна общая часть бизнес-плана?
  28. Как корректируется раздел “Применение капитала”?

Краткое подведение итогов блиц-опроса (2-3 минуты)

4. Презентация бизнес-планов, подготовленных студентами к защите с помощью ИТ.

Каждой фирме предоставляется 10-15 минут.

Параллельно ведется работа экспертного совета, который задает вопросы по содержанию представленных проектов.

При проведении конкретного открытого занятия были представлены две презентации бизнес планов, подготовленные студентами группы 3-1 МЕН Малетовой А. и Мухиной Е. (бизнес-план кафе “1000 и одна ночь”) и Черновой Л. И Блиновой О. (бизнес-план кафе “Белая сирень”). Таким образом, студентам пришлось кроме защиты своих бизнес-проектов доказывать конкурентные преимущества друг перед другом, так как оба предприятия относятся к одной сфере деятельности и располагаются в одном районе. (Презентация одного из бизнес-планов прилагается).

5. Подведение итогов защиты бизнес-планов (15 минут)

Слово предоставляется экспертному совету, а также всем желающим. Определение наиболее удачной презентации.

Заключительное слово преподавателя. Главный вопрос – что дала студентам работа над разработкой бизнес-планов для виртуальных (вымышленных) предприятий? С какими трудностями и открытиями столкнулись в данной деятельности?

Преподаватель и студенты делают вывод о том, что данная работа заставляет вспомнить и обобщить основные знания по данном предмету, а также смежным экономическим дисциплинам. Кроме того, сама разработка и подготовка бизнес-планов (как в традиционной, “бумажной” форме, так и в виде презентации) дает возможность на какое-то время почувствовать себя в роли предпринимателя, распорядителя финансов предприятия, главного бухгалтера, аналитика финансовой ситуации. Это тоже один из важных элементов обучения студентов, особенно на старших курсах.