УМК: «Планета знаний»
Цели урока:
- сформировать представление о Земле как планете;
- сформировать научные представления о строении Земли;
- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- учить работать со схемами;
- развивать творческие способности;
- тренировать коммуникативные способности учащихся.
Оборудование:
- ноутбук;
- видеопроектор;
- экран;
- магнитола;
- диск с фильмом «Все о космосе»;
- учебник Г.Г.Ивченкова «Окружающий мир» 2 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала
План урока:
1. Оргмомент | 1 мин. |
2. Актуализация знаний | 5 мин. |
3. Постановка проблемы, учебной задачи | 2 мин. |
4. «Открытие» детьми нового знания
|
15 мин. |
5. Первичное закрепление
|
10 мин. |
6. Самостоятельная работа с проверкой
|
10 мин. |
7. Рефлексия | 2 мин. |
Конспект урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Оргмомент |
|
– Долгожданный дан звонок Начинается урок – Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, и я думаю, что мы будем гостеприимными хозяевами, и наша встреча оставит добрый след в сердцах всех. Итак, мы начинаем урок окружающего мира |
|
Актуализация знаний |
|
– Отгадайте, о чем я говорю: Ни начала,
ни конца. |
(Слайд 1) – Земля |
– Каждый из вас подберите 2 прилагательных, характеризующих слово «Земля» | (Слайд 1 анимация) – Круглая голубая |
– Подберите 3 глагола для описания действия совершаемого Землей | (Слайд 1 анимация) – Кружится, вертится, плывет |
– Составьте фразу из 3-4 слов, раскрывающую ваше отношение к теме | (Слайд 1 анимация) – Интересно разгадать тайну Земли. |
– Подберите другое название к слову «Земля» | (Слайд 1 анимация) – Планета |
Постановка проблемы, учебной задачи |
|
– Какую учебную задачу ставим на уроке? | – узнать что-то новое о Земле – попробовать разгадать тайны Земли |
– Мы сегодня попробуем разгадать одну
из тайн Земли. Нам предстоит изучить СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ |
(Слайд 2) Тема урока: «Строение Земли» |
«Открытие» детьми нового знания |
|
– А что мы уже знаем о Земле? | |
– Почему Землю называют «третьей планетой»? | (Слайд 3) Земля – третья планета от Солнца. |
– За сколько месяцев может преодолеть космическая ракета расстояние от Земли до Солнца? | (Слайд 4) Расстояние от Земли до Солнца так велико, что космическая ракета может преодолеть его лишь за 7-8 месяцев. |
– Почему Землю называют «голубой планетой»? | (Слайд 5) Землю называют «голубой планетой», потому что большая часть ее поверхности покрыта водой морей и океанов. |
– Какую форму имеет Земля? | – Ученые выяснили, что Земля представляет собой слегка сплюснутый шар. |
– Молодцы! В этой теме мы не новички и определенный запас знаний у нас имеется. | |
– А как древние люди представляли себе
Землю? – Кто из вас может ответить на этот вопрос? |
– Земля плоская и стоит на трех китах. |
– Для того, чтобы ответить на вопрос как
устроена Земля, мы будем с вами выступать в роли
исследователей. Работа в группах. Перед вами задание: – Выберите рисунок, который соответствует вашему тексту, и проанализируйте его. |
|
Проверяем, прокомментируйте ваш ответ 1 группа |
– Древние египтяне представляли Землю
так… (Приложение 1) (Слайд 7) – Мы думаем что этому описанию соответствует 3 рисунок. |
2 группа | – Древние греки представляли Землю
так… (Приложение 2) (Слайд 7) – Мы считаем, что здесь подходит рисунок 2. |
3 группа | – Древние индийцы представляли Землю
так… (Приложение 3) (Слайд 7) – Мы предполагаем, что здесь подходит 1 рисунок |
4 группа | – Многие народы считали, что… (Приложение 4) (Слайд 7) – Мы думаем, что здесь подходит 4 рисунок |
Физкультминутка |
|
– Мы с вами видим, что у разных народов
было разное представление о строении Земли. А
наша задача найти научный ответ, раскрывающий
особенности строения Земли. С этой целью мы с вами обращаемся к фильму, который поможет нам найти ответ на интересующий нас вопрос. Ваша задача очень внимательно посмотреть фильм и сформулировать к нему творческий вопрос. Вопрос может начинаться так: «Что было бы, если бы…» |
Просмотр отрывка из фильма с диска
«Все о космосе», эпизод «Земля». Творческий вопрос: «Что было бы, если бы полюса поменялись местами?» |
Первичное закрепление |
|
– Чтобы расширить представления о
строении Земли, я предлагаю работу с текстом. – Ваша задача познакомиться с текстом и составить по этому тексту КЛАСТЕР (схема перед вами – Приложение 5) |
Чтение текста на карточке (Приложение 5) |
– А что такое КЛАСТЕР? | Пучок, созвездие, который мы выстраиваем из ключевых слов текста |
– Назовите мне ключевые слова кластера. | (Слайд 8 анимация) – Ядро (Слайд 8 анимация) – Мантия (Слайд 8 анимация) – Кора |
– Что такое мантия? | – Полужидкий раскаленный слой земли |
– Что такое ядро? | – Твердый раскаленный слой земли |
Работа с учебником |
|
– А теперь откройте учебник на с.51 – Посмотрите, мы с вами составили кластер, а авторы учебника предлагают схему-рисунок. – Посмотрите на него за что мы можем себя похвалить? |
– Наш кластер полностью соответствует рисунку-схеме нашего учебника. И мы можем сказать себе «Молодцы!», потому что мы сами добыли знания о строении Земли. |
Самостоятельная работа с проверкой |
|
– А сейчас мне бы хотелось проверить
результат нашей работы. – Перед вами лежит кроссворд. Разгадайте его. – Итак, внимание! – Какое должно получится общее слово в выделенных клеточках? |
(Приложение 6) – Земля |
– Земля – удивительное, красивое,
сказочное – Земля – тайны которой мы сегодня разгадывали на уроке. – Именно о ней сейчас прозвучит стихотворение |
(Приложение 7) |
Рефлексия |
|
– А сейчас каждый из вас определит результативность и успешность своей работы на уроке. Если вам было интересно, все понятно, и вы узнали новое покажите зеленый сигнал. Если вы что то не поняли или вам было скучно и неинтересно, покажите красный сигнал | |
– Молодцы ребята! Вы очень хорошо потрудились на уроке. Многие из вас оценили свою работу на «отлично», и я рада, что все чувствовали себя комфортно. |