Проект в рамках одного урока: "Ускорение свободного падения на земле и других небесных телах"

Разделы: Физика


Цель урока:

Педагогическая:

  • Формирование надпредметного умения ставить и решать проблему, оперировать понятиями, делать выводы.
  • Формирование способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, формулированию проблем.
  • Продолжать развивать умение учащихся творчески работать в коллективе, высказывать и отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнение другого человека. Продолжать развивать такие качества психических свойств учащихся, как память, внимание, эмпатия, коммуникативность, ясность речи.

Образовательная:

  • Усвоение учащимися стандартного минимума образования по темам «Закон Всемирного тяготения» и «Ускорение свободного падения».
  • Выяснение уровеня возможности формулирования гипотезы (главной идеи) проекта самими учащимися.
  • Помочь понять учащимся практическую значимость приобретаемых знаний и умений. Формировать умение работать со специальной литературой.

На доске: Дата. Тема урока. План проектной деятельности. Ускорение свободного падения на Земле и на Луне.

Ход урока

Введение:

1. Формулирование учащимися гипотезы проекта и определение целей проекта, с помощью учителя.

Гипотеза мини-проекта: Причиной возникновения ускорения свободного падения является гравитационная сила притяжения между планетой Земля и телом, находящимся на поверхности планеты. Так как сила притяжения между планетой и телом зависит от массы планеты значит, ускорение свободного падения на других планетах будет отличаться от земного.

Цель мини-проекта:

  • Вывести формулу для расчета ускорения свободного падения на поверхности планеты, используя закон Всемирного тяготения.
  • Создать таблицу «Ускорение свободного падения на планетах Солнечной системы», которую на следующих уроках будут применять при решении задач.

Продукт мини-проекта:

Таблица ускорений свободного падения на телах, входящих в состав Солнечной системы.

2. Повторение по темам «Закон всемирного тяготения» и «Сила тяжести» (Формулы записываются на доске учащимися).

Вопросы для повторения:

  • Что названо всемирным тяготением?
  • Закон всемирного тяготения (формула, формулировка)?
  • Причина возникновения силы тяжести?
  • Формула, по которой находится сила тяжести?
  • Что называют ускорением свободного падения?

Работа в группах:

1. Учитель разбивает класс на группы (2-3) по принципу взаимодополняемости и малоконфликтности с учетом типа восприятия и темперамента учащихся. В группе определяется лидер, который корректирует и направляет работу всей группы.

Накопление информации по мини-проекту:

2. Учащиеся в группах, используя имеющиеся на столах учебники, самостоятельно выводят формулу, для определения ускорения свободного падения.

3. Учащиеся одной группы выполняют расчет ускорения свободного падения на поверхности Земли, другой группы на поверхности Луны, подтверждая правильность выведенной формулы ( gЗ=9,8 м/с2 , gЛ=1,6 м/с2 ).

4. Затем учащиеся в группах выбирают планеты Солнечной системы, на поверхности которых они будут рассчитывать ускорение свободного падения. Рассчитывают ускорение свободного падения, используя подготовленные в домашнем задании справочники или другие материалы, и заносят данные в свою таблицу 1:

Таблица 1

Планета Ускорение свободного падения
Меркурий  
Венера  
Земля  
Марс  
Юпитер  
Сатурн  
Уран  
Нептун  
Плутон  
Солнце  
Луна  

Расчет по формулам ведется под наблюдением учителя. Лидер группы определяет вид деятельности, который осуществляет каждый учащийся в группе.

Представление результатов проектной деятельности:

Каждая группа зачитывает полученные результаты, и совместно учащимися заполняется таблица ускорений свободного падения на телах Солнечной системы.

Затем группами решаются две задачи с применением таблицы. Задачи объясняются у доски (для каждой группы отдельная задача).

Задача 1. Космический корабль совершает мягкую посадку на поверхность Марса. Определите вес космонавта массой 70 кг, находящегося в этом корабле. Сравните его вес с весом на поверхности Земли.

Задача 2. Радиус планеты Венера 6100 км. Зная ускорение свободного падения на поверхности Венеры, определите ее среднюю плотность.

Дополнительная задача: Груз какой массы мог бы поднять человек, находящийся на поверхности Плутона, если на Земле он в состоянии поднять груз массой 100 кг?

Заключение (рефлексия по уроку):

Учитель проводит беседу с учащимися, с целью выяснить уровень усвоения знаний и понимания проектной работы, качество осознания значимости своей деятельности.

  • Каковы были цели нашего мини-проекта?
  • Подтвердилась ли гипотеза нашего проекта?
  • Насколько необходим продукт, полученный в результате выполнения нашего проекта?

Домашнее задание:

Параграф учебника 16, задача в тетради.

Литература:

  1. Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 14-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2009. - 304 с.
  2. Ерпылев Е.П. Энциклопедический словарь юного астронома. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Педагогика, 1986. - 336 с.