Операторы языка Паскаль

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Образовательная: повторить с учащимися операторы языка программирования Паскаль. Развить навыки творческого подхода к решению разнообразных задач, умения выделять главное.
  • Развивающая: развивать способности учащихся анализировать, логически рассуждать; формировать мотивацию постановкой познавательных задач; способствовать формированию умений самостоятельно приобретать и осмысливать знания.
  • Воспитательная: проконтролировать усвоение знаний; сформировать навыки общения между учащимися; стимулировать работу учащихся; создать позитивное отношение к изучаемому материалу. Привить интерес к предмету.

Задачи: Увлечь учащихся созданием программ на языке программирования. Закрепить понятие об операторах.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Класс: 8 “Б”.

Дидактические материалы:

  • Тестирование;
  • Карточки с заданием;
  • Презентация;
  • План работы учащихся.

Оборудование урока: Интерактивная доска.

Наглядное пособие: слайд-шоу.

План урока:

1. Постановка цели урока. Организационный момент – 3 мин

2. Актуализация знаний (тестирование, - 10 мин; графический диктант 10 мин) - 20 мин

3. Решение заданий:

  • Задание 2, задание 3, задание 4, задание 5-10 мин
  • Задание – отдых (отгадывание ребуса) – 5 мин

4. Домашнее задание – 2 мин

Самостоятельная работа (инструктаж).

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок – 5 мин

Ход урока

1. Организационный момент – 3 мин.

Презентация к уроку.

Ученикам раздаются карточки с заданием для отгадывания темы урока.

Вопросы к мини-игре “Отгадай тему”

1. Алгоритмом называется:

  1. последовательность точных команд приводящих к достижению поставленной цели (О)
  2. любая последовательность команд (А)

2. Алгоритмы, написанные на специальных языках, предназначенные для ввода в ЭВМ, называются...

  1. блок-схемами (Б)
  2. программами (П)

3. Блок-схемы – это...

  1. инструкции на языках программирования (И)
  2. специальные структуры в виде связанных линями блоков с командами (Е)

4. Блок со словом “НАЧАЛО” используется для обозначения

  1. начала программы (Р)
  2. связи блоков между собой (А)

5. Блок со словом “КОНЕЦ” используется для обозначения

  1. проверки условия (Е)
  2. конца программы (А)

6. Прямоугольник используется для обозначения

  1. выполняемых действий (Т)
  2. конца программы (З)

7. Ромб используется для обозначения

  1. проверки условия (О)
  2. выполняемых действий (А)

8. Линии используются для обозначения

  1. связи блоков (Р)
  2. конца программы (К)

9. Укажите знак присваивания

  1. : = (Ы)
  2. = (Я)

10. Для ввода и вывода в блок-схемах применяется..

  1. Параллелограмм (Я)
  2. Эллипс (И)

11. Укажите недопустимую операцию

  1. (10+7)/2 (С)
  2. 6 / 0 (З)

12. Извлечь квадратный корень нельзя из...

  1. положительного числа (И)
  2. отрицательного числа (Ы)

13. Недопустимо деление на...

  1. ноль (К)
  2. положительное число (Г)

14.Укажите выражение с присваиванием

  1. у=х+2 (О)
  2. у:=10+х (А)

15. Помощь вызывается нажатием...

  1. F1 (П)
  2. Esc (Б)

16. Быстрый запуск программы производится нажатием...

  1. CTRL+F10 (О))
  2. CTRL+F9 (А)

17.Создание нового файла программы с помощью меню осуществляется последовательным выполнением команд...

  1. F10 – File – Open (Р)
  2. F10 – File – New (С)

18. Выход из оболочки Паскаля с помощью меню осуществляется последовательным выполнением команд...

  1. F10 – File – New (И)
  2. F10 – File – Exit (К)

19. Отдельные команды отделяются друг от друга символом

  1. ; точка с запятой (А)
  2. ' апостроф (Е)

20.Заголовок программы начинается служебным словом

  1. Program (Л)
  2. Write (М)

21.Раздел описания переменных начинается служебным словом

  1. Begin (И)
  2. var (Ь)

2. Актуализация знаний - тестирование (10 вопросов), графический диктант - 7 мин.

Задание 1. графический диктант.

Если высказывание истинно, рисуете прямую линию “-”, если ложно – изображаете домик “^”.

1. Алгоритм ветвления – это алгоритм, в котором выполнение команд зависит от выполнения условия.

2. Условие – это некое логическое выражение, принимающее только значение “Ложь”.

3. Функция Sqrt (x) – квадратный корень из x;

4. Ветка “минус” в Паскале обозначается оператором Then.

5. Оператором ветвления – является оператор Writeln.

6. Оператор <If> читается, как “Если”.

7. integer – это вещественный тип данных?

8. Read – процедура ввода.

9. Логический оператор “and” читается как “или”.

10. Оператором называется простое предложение языка, которое определяет действие в процессе выполнения алгоритма в программе.

Ученики обмениваются тетрадями друг с другом. Проверяют тетради своих товарищей - ответы на доске.

Ответ: _ ^ _^ ^ _^ _ ^ _

Задание 2. Вычисли:

 А=4

В=3

С=2

  1. Как обозначается раздел описания переменных?
  2. Назовите переменные? Какого они типа?
  3. Начало программы? Конец программы?
  4. Что означает оператор mod?

Задание 3. Вычислить значения выражений:

Image3339.jpg (97650 bytes)

Ответы:

  1. 3
  2. 2
  3. 7
  4. -5
  5. 4
  6. 9

Задание 4. Перед вами таблица, соедините линиями зарезервированные слова и их обозначения (ответы)

Program <вещественный тип данных> <заголовок программы>;
Label <конец>; < раздел объявления меток>
Const <заголовок программы>; < раздел объявления констант>
Var <Остаток от целочисленного деления > <раздел объявления переменных>;
Begin < раздел объявления меток> <начало>;
End < раздел объявления меток> <конец>;
Sqr(x) <квадратный корень из аргумента> <возведение аргумента в квадрат>
Sqrt(x) <Целочисленное деление> <квадратный корень из аргумента>
A div B <возведение аргумента в квадрат> <Целочисленное деление>
A mod B <округляет значение вещественного типа до целого> <Остаток от целочисленного деления >
Round(x) <начало>; <округляет значение вещественного типа до целого>
Real < раздел объявления констант> <вещественный тип данных>

Задание 5. Запустить приложение Тест.

Отдохнём с пользой:

(отгадывание ребуса). Условие: составить из букв известный вам раздел информатики.

Ответ: программирование

 

Ответы: Начало, конец, вывод, Условие.

а) Результативность (грей — зуб — утка — тигр — в — н — о — с — т — ь);

(Самостоятельная работа учащихся – решение задач). Класс делится на два варианта:

Решение задач:

1 вариант

1. Program Funk;

Var x,y: real;

Begin

Writeln (‘введите числа x’);

Readln (x);

If x>0 then y:=sqr(x)+56х-1

Else y:=5х-25;

Writeln (‘y=’, y);

End.

2. Program primer2;

Var v, p,m: integer;

Begin

Writeln (‘введите v, m ’);

Readln (v,m);

P:= v/m;

writeln (' Р ');

End.

3.

Program Funk;

Var x,y: real;

Begin

Writeln (‘введите числа x’);

Readln (x);

Y:=7x*x-3x+6;

Writeln (‘y=’, y);

End.

2 вариант

1. program funct;

var x,y: real;

begin

writeln(‘Введите x’);

readln (x);

if x >0 then y:= O x+56х else

y:=1-x ;

writeln (‘у=’, у);

end.

2. Program primer2;

Var pi, r,S: integer;

Begin

Writeln (‘введите r’);

Readln (r);

S:=pi*r*r;

writeln (' S ');

End.

3.

Program Funk;

Var x,a real;

Begin

Writeln (‘введите числа a);

Readln (a;

X:=12a*a+7a-16;

Writeln (‘x’, x);

End.

Закрепление урока.

Презентация "Поле чудес".

Вопрос 1. Оператор в Паскале.
Ответы: (человек, работающий в должности оператора ЭВМ )

Вопрос 2. "Операнды" в Паскале.
Ответы: ( данные, необходимые для выполнения оператора в Паскале)

Вопрос 3. Символ-разделитель операторов в Паскале.
Ответы: (точка с запятой)

Вопрос 4. Простые операторы в Паскале.
Ответы: (операторы, не содержащие никаких других операторов, называются простыми)

Вопрос 5. Группы операторов языка Паскаль:
Ответы: (простые и структурные )

Вопрос 6.   К простым операторам относятся:
Ответы: (операторы присваивания, безусловный оператор, оператор вызова процедуры, пустой оператор )

Вопрос 7. Структурные операторы это:
Ответы: (конструкции, построенные из других операторов по строго определенным правилам)

Вопрос 8. Назначение условных операторов в языке Паскаль
Ответы: (выбор к исполнению одного из возможных действий (операторов) в зависимости от некоторого условия (при этом одно из действий может быть пустым, то есть отсутствовать).

Рефлексия (конверты со смайликами)

Вопросы:

  • Что вам запомнилось?
  • Довольны ли вы результатами?
  • Что вам удалось сделать на уроке?
  • Какие у вас были трудности при выполнении задания?
  • Как вы с ними справлялись?
  • Были ли вы успешны во время урока?

Подведение итогов урока. Выставление оценок

Инструктаж по домашнему заданию.

Спасибо всем участникам и гостям!

Желаю творческих успехов!