Внутренние воды Евразии. 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цель:  формирование представления у школьников об обеспеченности материка Евразия внутренними  водами.

Задачи:

  • Образовательные: выявить особенности размещения рек и озёр по территории материка,  расширить объём изученной географической номенклатуры.
  • Развивающие:продолжить формирование умения  сравнивать,  обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, развивать картографические и творческие навыки учащихся, умения работать с дополнительной информацией и статистическими материалами.
  • Воспитательные:  воспитание высоких эстетических чувств и качеств, экологической сознательности, приобщение к духовным и  природным ценностям человечества

Оборудование:

  • физическая карта Евразии,
  • учебники и атласы для 7 кл.,
  • физическая карта полушарий;
  • контурные карты, карандаши;
  • статистические материалы;
  • компьютер, мультимедиа-проектор, слайд-презентация «Внутренние воды Евразии» (Приложение 1)
  • фрагмент документального фильма «Царство русского медведя».

Тип урока:  изучение  нового материала

Вид урока:  путешествие, урок-практикум

Формы обучения: индивидуальные выступления уч-ся,  работа  с картой у доски и на местах, практическая работа в контурной карте, разгадывание кроссворда, просмотр фильма.

Интеграционные связи: обществознание, история, литература, биология.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Повторение изученного (5 мин.)

– На прошлом занятии мы познакомились с климатом нашего материка. Повторим.
– В каких климатических поясах расположена  Евразия? (Во всех, кроме экваториального)
– Где находится «полюс холода» Северного полушария? (Оймякон, в Якутии)
– Покажите на карте одно из самых влажных мест на Земле. (Черапунджи, у подножия Гималаев)
– Определите тип климата по климатограммам (слайд 2) (Умеренный, арктический, субэкваториальный)

III. Актуализация (3 мин.)

Объявление темы урока и постановка учебных задач  перед учащимися.

Учитель: Мы продолжаем изучение самого крупного материка планеты – Евразии, материка, на котором мы живём. Сегодня совершим виртуальное путешествие по внутренним водам Евразии и познакомимся с некоторыми её реками и озёрами, выясним их особенности. Что мы возьмём с собой в дорогу, чтобы не сбиться с пути? (Атлас, учебник, карту и др. ответы уч-ся)

– Откройте учебник на стр. 260, приготовьте нужные карты.
– Каждый путешественник обязательно ведёт записи во время исследований, самые важные и новые сведения он вносит в свой походный журнал. Нашими походными журналами сегодня станут контурные карты. Во время экспедиции не забывайте обозначать все необходимые объекты в походном журнале, а также вписывать в него дополнительные сведения  (по заданиям). По возвращению сдайте мне свои работы.
– Откройте свои походные журналы, запишите в них дату отправления и название маршрута «Внутренние воды Евразии».
– Ребята, а какие типы внутренних вод вы знаете? (Реки, болота, озёра, подземные воды, ледники, водохранилища,пруды,  многолетняя мерзлота)

Проверка ответов на слайде 3.

IV. Решение учебных задач (25 мин.)

Отправляемся  в первый регион:

1 причал.  «Крупнейшее озеро»

Это озеро-море самое крупное внутреннее озеро на нашей планете. В отличие от соседнего Черного моря, Каспий полностью окружен сушей и не имеет выхода ни в один из океанов. Поверхность воды в нем на 27 метров ниже уровня мирового океана. Там, где Волга встречается с Каспийским морем, она разделяется более чем на 800 каналов и образует удивительно плодородную дельту.

Просмотр фрагмента документального фильма «Царство русского медведя» (слайд 4) 1 мин.  45 сек.

Задание:

  • Обозначьте в контурной карте этот географический объект
  • Подпишите названия двух рек, питающих это озеро водой.
  • Обозначьте уровень мирового океана, на котором лежит озеро (в метрах)

2 причал. «Быстрая река»

– Это вторая по протяженности река в Европе после Волги. Она рождается в германском Шварцвальде и течет на восток, прорезая Вену, Братиславу, Будапешт и Белград, – четыре европейских столицы. В конце пути эта великая река образует дельту на территории Украины и Румынии, и впадает в Черное море.
Несмотря на свою красоту, пороги принесли реке печальную славу. Дело в том, что это относительно неглубокая река, но достаточно быстрая. Дно покрыто скалами, что сильно затрудняет судоходство, как бы ни старались его расчищать. В наше время корабли с трудом поднимаются по реке, а до середины ХХ века это было вообще не возможно и корабли приходилось перевозить на поездах. (Слайд 5)

Задание:

  • Назовите реку и обозначьте её на карте.
  • Обозначьте устье реки и море, получающее эти воды.

3 причал.  «Ладога»

Чаша озера образовалась вследствие тектонической активности и движению ледника. Уникальное расположение озера позволяет наблюдать «белые ночи», а также наслаждаться чарующим видом северного сияния. Озеро окружено таежными лесами и скалами. В древних сагах Скандинавии его называли Альдога. Оно – крупнейшее озеро Европы, а также – самое глубокое: 233 метра. Интересный факт в озеро впадают 35 рек и множество мелких речушек, а вытекает всего одна – Нева. Также в озере имеется три больших залива – Волховский, Свирский и Шлиссельбургский. (Слайд 6)

Задание:

  • Назовите озеро и обозначьте его на карте.
  • Подпишите название реки, вытекающей из озера.

4 причал.  «Русский богатырь»

Енисей – гигантская сибирская река. Она вполне может считаться символом России, наряду с медведем и матрешкой. Своими размерами Енисей уступает лишь нескольким рекам на планете, таким как Нил или Амазонка. Эвенки называли реку Иоанесси, а пришедшие сюда в 17 веке казаки изменили коренное сибирское название на свой манер. С тех пор на всех картах и  указывают казацкое имя реки.
Енисей – это уникальное природное образование с точки зрения географии. Могучая река проходит почти строго по меридиану и делит территорию России примерно пополам. (Слайд 7)

Задание:

  • Покажите реку на карте, подпишите её название в контурной карте.
  • Обозначьте 2 её правых притока.
  • Соединяется ли река с Байкалом? Обозначьте название этой реки.

5 причал. «Жемчужина  Сибири»

Ученик рассказывает легенду: (слайд 8)

«У батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь – Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять его воды, но вот его дочь полюбила реку Енисей и решила сбежать к нему. Байкал, узнав об этом, попытался преградить ей путь, кинув к истоку Шаман-камень. Но Ангара побежала дальше, тогда Байкал послал за ней в погоню своего племянника — Иркута вдогонку, но он пожалел Ангару и свернул с пути. Ангара встретилась с Енисеем и потекла дальше вместе с ним».

Задание:

  • Покажите озеро на карте, обозначьте его.
  • По учебнику (стр. 262) выясните, какое озеро имеет тоже тектоническое происхождение. Обозначьте его в карте.

6 причал.  长江 – «Длинная река»

Эта река – третья в мире по полноводности и длине. А в Евразии она самая длинная. Воды реки широко используется для орошения рисовых полей, особенно на территории Сычуаньской котловины. Часто происходят наводнения. Это главная водная магистраль Китая. Четыре из пяти основных пресноводных озёр страны стекают в Янцзы. На её берегах  появилась цивилизация южного Китая. В реке Янцзы обитают два вымирающих вида: китайский аллигатор и китайский веслонос. (Слайд 9)

Задание:

  • Определите название реки, обозначьте её на карте.     (Янцзы)
  • Выясните, пользуясь таблицей,  её протяжённость, подпишите в контурной карте цифру. (5800 км)
  • Подпишите названия ещё двух крупных рек Китая. (Амур, Хуанхэ) (Приложение 2)

7 причал. «Пресно – солёное (Приложение 3)

Уникальное озеро, имеющее разную воду. Оно разделяется узким проливом на две части — западную и восточную. В первой — вода пресная, во второй — солоноватая. Балхаш был известен китайцам под именем «Си-Хай» – Западное море, тюрки и монголы, обозначавшие белым цветом все географические объекты к западу от своих поселений, назвали его «Ак-Денгиз» («белое море»), а когда границы их государств отодвинулись на запад, то озеро стало «синим» (восточным). Казахи именовали озеро «Тенгиз», что значит «море». Это бессточное полупресноводное озеро раскинулось в юго-восточной части Казахстана. Балхаш – второе по величине непересыхающее солёное озеро (после Каспийского моря) и 14-е в списке крупнейших озёр в мире, при этом озеро значительно меняет свою площадь по сезонам увлажнения:  от 22 до 17 тыс. км2.  (Слайд 10)

Задание:

  • Обозначьте озеро на контурной карте.
  • Подпишите название крупнейшей реки, впадающей в озеро (река  Или)

8 причал. «Душа Индии»

Сообщение  уч-ся «Ганг»

Ганг  в индуистской мифологии — небесная река, которая спустилась на землю. Она священная для индуистов, к ней совершаются паломничества, особенно к её истокам и городам. На  берегах реки проходят кремации, в воде рассеивается прах умерших индуистов и осуществляются ритуальные омовения. По большей части своего русла, Ганг —  равнинная река со спокойным течением, хотя она и берёт своё начало высоко в Гималаях, питаясь многочисленными горными притоками. Здесь  распространены редкие виды животных:  бабуин, бурый медведь, лисица, леопард, снежный барс, олени (в том числе пятнистый), кабарга, дикобраз и др.
В искусстве Ганг изображается как чувственная и красивая женщина, несущая переполненный кувшин в руке, который символизирует богатство жизни. Часто её изображают восседающей на своей Макаре – животном с телом крокодила и хвостом рыбы.
Ганг часто называется одной из самых грязных рек в мире. Его воды угрожают здоровью около 500 млн. человек, проживающих в бассейне реки и её дельте. Уже начиная с верховьев, Ганг становится очень грязным из-за стоков, которые сбрасывают в реку население и многочисленные промышленные предприятия. Другая причина загрязнения русла – перенаселение городов вдоль реки: во время наводнений Ганг собирает большое количество человеческих нечистот.
Ганг — популярное место захоронения. Поскольку река в индуизме является связующим звеном между Землёй и Небом, считается, что когда люди бросают пепел своих умерших родственников в воды этой реки, они помогают им  попасть на небеса. Поэтому кремация в любом месте вдоль реки является желательной для индуистов. Зачастую люди везут умерших сюда через всю страну, а на берегах реки постоянно горят костры, на которых сжигают мертвецов.  Некоторые компании предлагают перевозку пепла даже из-за рубежа и выполняют  церемонии рассеивания пепла над Гангом. Самые бедные индийцы просто бросают тела мертвецов в воду. Также важный ритуал на  Ганге — это Арти – преподнесение богам зажжённых лампадок  из листьев, с фитилём, погружённым в топлёное масло. Считается, что чем дольше горит лампадка, тем больше шансов на осуществление просьбы, о которой индуист просит богов, при этом исполняются песни. (слайд 11)

Задание:

  • Обозначьте реку Ганг на контурной карте. 
  • Подпишите названия ещё трёх рек Азии, текущих в Индийский океан (возможны варианты: Инд, Брахмапутра, Евфрат, Тигр, Иравади, Салуин)

Физкультминутка

Разминка для плечевого пояса.

Учитель: В каком направлении течёт река Инд?   (В юго-восточном)
Встаньте рядом с партой, опустим руки сначала на юг (вниз), затем повернёмся вместе с руками на восток (направо).
А каково направление Енисея? (Северное)
Поднимем руки на север, потянемся на носочках вверх.

V.  Закрепление изученного (6 мин.)

Кроссворд  «Воды Евразии» (слайд 12)

Работая с картой и учебником, определите, названия каких водных объектов загаданы в кроссворде под цифрами по вертикали.
Если кроссворд разгадан верно, то по горизонтали появится ключевое слово – это река на юго-западе России. Учитель раздаёт задания (или зачитывает в случае фронтальной работы).

Вопросы  к  кроссворду:

  1. Река, устье которой находится в Восточно-Сибирском море.
  2. На этом озере организован международный российско-китайский заповедник.
  3. Река бассейна Охотского моря.
  4. С этим притоком река становится второй по длине в Евразии.
  5. Приток Амура.
  6. Река в пустынях Месопотамии, бассейн Индийского океана.
  7. Французская река.
  8. 61о с. ш.; 35о в.д.  Беломорско-Балтийский канал соединяет его с Белым морем.
  9. Река внутреннего стока, питающая Аральское море-озеро.

Проверка ответов на слайде (слайд 13)

Ключевое слово:  Камышинка.

Учитель оценивает работу активно отвечающих уч-ся.

VI. Итог урока. Оценивание ответов уч-ся

– Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Мы с вами сегодня побывали на берегах рек и озёр материка Евразия. Надеюсь, что в будущем вы сможете увидеть воочию многие из этих мест.
Допишите в свои журналы путешествий одно название из кроссворда, куда бы вы отправились в первую очередь. Сдайте свои работы.

VII. Домашнее задание (слайд 14)

Использованные ресурсы:

1. https://geo.1sept.ru/view_article.php?id=199902802:  № 28/1999 газеты "География" издательского дома "Первое сентября". Крупнейшие озёра мира. К.С. Лазаревич № 22/1999 газеты "География" издательского дома "Первое сентября". Крупнейшие реки мира. К.С. Лазаревич
2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/induism/206/%D0%93%D0%90%D0%9D%D0%93%D0%90
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%ED%E3
4. http://www.centralasia-travel.com/ru/countries/kazakhstan/balkhash_lake