«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
I. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с
Концепцией патриотического воспитания граждан
Российской Федерации и государственными
программами «Патриотическое воспитание граждан
РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2006-2010г» и
предназначена для учащихся 6-9 классов
государственного образовательного учреждения
«Киреевская школа-интернат для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей».
Программа определяет содержание, основные пути
развития гражданско-патриотического воспитания
в школе и направлена на воспитание патриотизма и
формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную
систему содержания, форм, методов и приемов
педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического
воспитания имеет большое значение для решения
ряда воспитательных и социальных проблем.
Программа позволяет приобщить детей-сирот к
истокам высокой духовности отечественного
героизма и патриотизма, подводит к пониманию
этих качеств, формирует готовность творить жизнь
по принципам сопричастности с историей,
традициями, образцами мужественности и
преданности своей стране, своему народу.
II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания
Проблема патриотического воспитания в
современных условиях обретает новые
характеристики и соответственно новые подходы к
её решению как составная часть целостного
процесса социальной адаптации, жизненного
самоопределения и становления личности.
Сегодня жизненно важно возродить в российском
обществе чувство истинного патриотизма как
духовно-нравственную и социальную ценность,
сформировать в молодом человеке граждански
активные, социально значимые качества, которые
он сможет проявить в созидательном процессе и в
тех видах деятельности, которые связаны с
защитой российских рубежей.
III. Цель и задачи Программы
Целью Программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
– формировать осознанное отношение к
Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на
основе исторических ценностей и роли России в
судьбах мира;
– развивать гражданственность и национальное
самосознание учащихся;
– создать условия для реализации каждым
учащимся собственной гражданской позиции через
деятельность органов ученического
самоуправления;
– развивать и углублять знания об истории и
культуре родного края.
Воспитание в каждом ребёнке качеств патриота, гражданина становится первоочередной задачей нашей школы в современных условиях модернизации образования и инновационной деятельности школы.
Реализация Программы рассчитана на 4 года
Программа учитывает возрастные и психологические особенности воспитанника – сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей:
I категория: учащиеся 6-8 класса
У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах военно-патриотической деятельности, организуемой в школе и вне нее.
II категория: учащиеся 9 класса
Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического раз вития человека, его профессионально го самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах стран страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.
Программа может быть реализована при помощи следующих форм:
1. Участие в общешкольных мероприятиях.
2. Чтение и обсуждение книг, периодической печати.
3. Демонстрация фильмов (художественных и
публицистических) с последующим обсуждением.
4. Встречи с интересными людьми.
5. Посещение музеев, театров, выставок.
6. Беседы, классные часы.
7. Организация внеклассных мероприятий
(викторина, ток-шоу, музыкальный вечер, устный
журнал и т.д.).
8. Различные акции.
V. Этапы реализации Программы
I этап: проектный – 2006-2007 учебный год
Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания.
Задачи:
- Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
- Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2007-2011 годы
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Ученик – патриот, гражданин»
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
- Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
- Развивать классное ученическое самоуправление.
- Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными школами города.
- Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- Проводить мониторинг реализации программы.
Школьный год можно построить на значимых событиях, которые приносили бы их участникам радость, воспитывали ненавязчиво. Школьный год – это комплексный педагогический приём, основная идея которого – непрерывность, систематичность, связанность происходящих событий, создание традиций.
III этап: аналитический – 2011-2012 учебный год
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- Обобщить результаты работы .
- Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
- Спланировать работу на следующий период.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
– умение работать и действовать идивидуально и
в коллективе;
– знание своих прав и обязанностей и умение их
использовать;
– умение принимать и защищать свои решения;
– готовность к участию в общественных делах;
– готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
– патриотизм и любовь к Родине;
– права и свободы человека и гражданина;
– символика Российской Федерации;
– национальное самосознание;
– уважение чести и достоинства других граждан;
– гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
- качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий
VII. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
– создание системы гражданско-патриотического
воспитания;
– обогащение содержания
гражданско-патриотического воспитания;
– вовлечение в систему
гражданско-патриотического воспитания
представителей всех субъектов образовательной
деятельности.
2. В образе выпускника:
– в познавательной сфере: развитие творческих
способностей;
– в историко-краеведческой: осознание
ответственности за судьбу страны, формирование
гордости за сопричастность к деяниям предыдущих
поколений;
– в социальной: способность к самореализации в
пространстве российского государства,
формирование активной жизненной позиции; знание
и соблюдение норм правового государства;
– в духовно-нравственной сфере: осознание
обучающимися высших ценностей, идеалов,
ориентиров, способность руководствоваться ими в
практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.