Питание животных. 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цель: предоставить возможность учащимся 6 класса усовершенствовать свои знания по теме: “Питание животных”, создать условия для осознания и осмысления новой информации.

Задачи:

Образовательные:

  • Раскрыть особенности питания животных. Расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи животными.
  • определить уровень усвоения темы

Воспитательные:

  • продолжить умение работать в парах (коммуникативная культура общения),
  • развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
  • создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности

Развивающие:

  • научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
  • продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;
  • развивать умение делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

  • Методы обучения: частично-поисковый
  • Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник “Биология 6 класс. Живой организм, Сонин Н.И.” , рисунки животных в учебнике.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

2. Опрос прошлой темы

На прошлом уроке мы начали знакомиться с темой «Питание и пищеварение» и рассмотрели: как происходит питание растений . Для опроса домашнего задания я приготовила вам кроссворд на тему: «Питание растений». Ученики выполняют кроссворд, проводят взаимоконтроль и взаимооценку.

1. Органоиды клетки зеленого цвета, принимающие основное участие в фотосинтезе.

2. Газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза.

3. Газ, выделяемый растениями в процессе питания.

4. Процесс поглощения пищи, в процессе чего организм получает питательные вещества (белки, жиры, углеводы, витамины и минералы), необходимых для поддержания жизни.

5. Органическое вещество – продукт фотосинтеза.

6. Основной орган растения, в котором происходит фотосинтез.

7. Органическое вещество, которое образуется из глюкозы. Способно накапливаться в семенах, клубнях. окрашивается в синий цвет под действием йода.

8. Процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием света.

1. хлоропласты 2. углекислый 3. кислород 4. питание 5. глюкоза 6. лист 7 крахмал 8. фотосинтез

0 «5», 1-2 «4», 3-4 « 3» 5 и более «2» (Запись на доске, для взаимооценки)

3. Прежде чем, объявить вам тему и цели урока, хочу прочитать вам стишок

Мышки – серые воришки.
Сыр нашли в кладовке мышки.
Но не спит хозяин кот,
Кот кладовку стережет.

Вопрос к учащимся: О чем этот стишок? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

– О питании животных

На предыдущем уроке было изучено питание растений; сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее в тетради: “Питание животных”.

Постановка целей урока для учащихся

– Мы должны узнать, как питаются разные животные.

– Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи.

– Выяснить, что общего в процессе питания у всех животных.

4. Изучение нового материала:

– Учащимся задаются вопросы:(

А) Что такое процесс питания?

Б) На какие группы делятся организмы по способу питания?

– Знакомство учащихся с представителями разных групп животных по способу питания.

А) Ребята работают в группах с текстом учебника. Каждой группе дается карточка с названием группы животных. Также дается инструктивная карточка для устного ответа группы.

Инструктивная карточка:

Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 60–62

Выясните, какие организмы относятся к группе животных, предложенной вам для работы. (название группы учащиеся вытягивают у учителя).

Какие приспособления имеют животные к своему способу питания, приведите примеры.

Б) Выступление групп. Учащиеся отвечают по вопросам инструктивной карточки.

В течение знакомства беседа с ребятами о приспособлениях к определенному типу питания.

1 Растительноядные.

2 Плотоядные, хищники.

3 Трупоеды – питаются остатками организмов.

4 Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

5 Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.

6 Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.

Г) Запись групп животных в тетради в виде схемы:

Физкультминутка:

Учитель называет животных, если это растительноядное, то дети должны хлопнуть в ладоши, если хищник – топнуть ногами, если всеядное –хлопаем глазами.

Список животных: бабочка, крокодил, медведь, колорадский жук, волк, ёж, заяц, лиса, кабан

Д) Питание животных сильно отличается от питания растений, и включает в совокупность иных процессов (Записываем в тетради)

Питание животных

Поступление питательных веществ

Переваривание

Всасывание

Усвоение↓

В учебнике найдите определение « пищеварения» и запишите в тетрадь.

5. Закрепление изученного материала:

А) Закрепление знаний о группах организмов с помощью игрового приема:

Каждый ученик составляет группу из пяти животных, так чтобы один из них был лишним по причине питания.

Затем объяснить классу свою работу.

Вопрос детям: при входе в одного из зоопарков Нью-Йорка есть огромное зеркало, а над ней такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда – либо зверей только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды…» Кто этот хищник? (Дети предлагают свои варианты ответа). Если дети затрудняются ответить, то сказать им о том, что эти слова написаны над огромным зеркалом, следовательно, самый опасный зверь на земле – … (человек).

Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек?

Ответ: хищники истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько особей, сколько им требуется для питания.

6. Общий вывод по уроку:

Учащиеся делают вывод по уроку:

Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.

У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.

Существуют разные группы животных по способу питания (можно назвать группы)

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.

На изображенном на листе ватмана дереве они прикрепляют листья разного цвета:

  • Зеленый цвет – у меня хорошее настроение, урок мне понравился, я все понял.
  • Желтый цвет – у меня настроение так себе, на уроке тему понял не полностью
  • Красный цвет – у меня плохое настроение, тему урока совсем не понял

Выставление оценок, их аргументация. Выставление отметок по карточкам возможно на следующем уроке.

8. Домашнее задание. Стр. 60–62. Вопросы на стр. 66–67.

Написать сочинение с элементами исследования « Питание моего пушистого друга», ответив на вопросы: что любит кушать, какие приспособления имеет для питания.