О способах представления исследовательских работ учащихся

Разделы: Начальная школа


Всё чаще в практике проведения международных олимпиад, конкурсов, конференций встречается представление работ участников в виде стендового доклада. Эта форма даёт возможность каждому участнику представить свою работу очно, а другим участникам ознакомиться с каждым представленным стендовым докладом.

По определению исследователей «стендовый доклад представляет собой комбинацию заметного оформления, цветов и сообщений, призванных привлечь и удержать внимание проходящих мимо людей, оставить в их сознании заметный след от представленной идеи» (Виттич, Шулер)

Процесс создания постера (стендового сообщения) – кропотливая и сложная работа, но хорошо сделанный постер – один из наиболее эффективных способов представления информации и данных.

Слово «постер» английского происхождения, переводится как объявление, афиша, плакат).

Каким же может быть образец постера?

Картонный постер имеет складывающиеся крылья, его оптимальные размеры предложены специалистами, проводящими «Ярмарку идей на Юго-Западе»:

На постере необходимо представить основное содержание экспериментальной или исследовательской деятельности.

Постер должен удовлетворять следующим требованиям:

1)Наглядность.При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
2)Соотношение иллюстративного(фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.)и текстового материалаустанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
3)Оптимальность.Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.
4)Популярность.Информация должна быть представлена в доступной для участников конкурса форме. Более сложную информацию докладчик может дать у стенда.

Примерная инструкция по созданию постера

Структура постера

– Общая информация. Тема исследовательской работы. Фамилия, имя автора или авторов, учреждение где выполнена работа. Научный руководитель (Ф.И.О., должность).
– Цели и задачи работы
– Описание сделанного в процессе исследования.
– Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.
– Основные результаты и выводы.
– Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Содержание постера

Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок, кнопок, магнитов и т.п. В верхней части стенда обычно крепится полоска сназванием работы, под названием указываютсяфамилии авторов и научного руководителя, название учреждения, в котором выполнена работа.
В пристендовый материал могут входить таблицы, графики, диаграммы, фотографии, рисунки, схемы, карты, дневники наблюдений, демонстративный материал и т. д.
Пристендовый материал размещается на столе.

Рекомендации по оформлению постера

Название должно быть:

  • Четкое. Высота названия 10-15 см, для свободного чтения с расстояния 3-4 метра. Обрамление способствует выделению названия
  • Заметное. Используйте подчеркивание и обрамление. Необходимо сильное контрастирование.

Основная часть постера.

Эта часть предусмотрена для монтирования материалов доклада. Ееразмеры позволяют свободно расположить до 10 листов формата А4. На основной части помещается текст, фотографии, таблицы, рисунки, диаграммы.

Очень часто, текст стендового доклада используется как дополнение и комментарии к графикам. Лучше излагать текст небольшими абзацами и разделить его на несколько частей:

1. Проблема – кратко формулируется проблема, на решение которой направлено данное исследование.
2. Цели и задачи – вытекают из поставленной проблемы. Они могут быть сформулированы в виде пунктов.
3. Материалы и методы – раздел содержит описание объект методик исследования
4. Результаты – основная часть доклада, в которой приводятся результаты, полученные при выполнении исследований.
5. Выводы и рекомендации – резюмирующая часть, отражающая итог исследования. При практической направленности исследования полезно привести рекомендации по решению той или иной проблемы, рекомендации для производства и т.д.

Текст:

Изложение должно быть кратким и лаконичным. Излагайте суть исследования, при необходимости Вам будут заданы дополнительные вопросы.
Текст не должен содержать большого количества слов.

Таким образом, необходимо:

– укоротить, упростить текст,
– исключить детализацию методов и крупные таблицы;
– организовать поток текста: отделить важные заголовки от основной массы текста;
– сделать заголовки заметными и привлекательными;
– использовать понятный шрифт – как минимум 5 мм в высоту
– не использовать много разных шрифтов
– рекомендуется использовать Times, Axial, Palatino, Optima, Avant Garde

Графика

Графика это не текст, поэтому:

  • размещайте фотографии или схемы
  • используйте диаграммы для демонстрации методов
  • используйте таблицы, но без излишней детализации
  • используйте графики по ходу текста
  • удалите всю неважную информацию
  • поместите ключевую информацию в обрамление
  • изложите данные заметно.

Цвета

  • используются для украшения стендового доклада
  • слишком много цветов раздражают читателя
  • используйте цвета разумно
  • выделяйте цветом название и заголовки
  • оттенки серого – альтернатива цветовому оформлению

Фотографии и рисунки должны быть четкими, нести информацию об объекте, его особенностях. Фотографии должны восприниматься на расстоянии, рекомендуемый размер фотографий не менее чем 10*15. И рисунки и фотографии должны иметь пояснительные подписи (под рисунком, под фотографией).

Таблицы, графики, диаграммы не должны дублировать друг друга.

Оформление стендового доклада должно проводиться таким образом, чтобы в максимально удобной и доступной для участников конкурса форме раскрыть сущность проведенной конкурсантом исследовательской работы. Следует помнить, что в конкурсе принимают участие школьники разной возрастной категории. Это означает, что Ваша работа должна быть понятной и доступной для оценки неспециалистов, но в тоже время демонстрировать высокий уровень знаний и значимость полученных научных результатов. Сочетание этих двух требований является залогом успешного участия в работе конкурса и возможности сделать устный доклад по материалам работы.

«Хорошие идеи должны быть хорошо оформлены». Удачные решения в дизайне Вашего стенда будут способствовать более успешному восприятию Вашего сообщения. Используйте цветную компьютерную графику, технику аппликации и т.д., избегая, тем не менее, излишней «пестроты».

Стендовая сессия

В течение всего периода проведения сессии стендовых докладов автор представленного доклада должен находиться у своего стенда и быть готовым дать исчерпывающую информацию, касающуюся сути выполненных исследований.

На практике стендовая сессия выглядит так:

  • Участник конкурса готовит свой стендовый доклад: размещает свои материалы по проведённой исследовательской работе на постере, готовится к представлению своей работы.
  • Докладчик находится у стенда и ждет, когда к нему подойдут эксперты.
  • Нужно приготовить для публики интересные сообщения по вашей работе или по методам исследования, т.к. к вам может подойти любой участник и познакомиться с вашим стендом, задать любые вопросы по содержанию работы.
  • Осмотрев стенд, эксперты могут попросить пояснить непонятное, и задать вопросы, на которые вы должны ответить.
  • Возможно, эксперты попросят вас сделать устный доклад, используя при этом свой стенд, хотя это необязательно.

6. Во время представления своей работы допускается использование мультимедийных презентаций доклада (в этом случае необходимо заранее подготовить соответствующую технику)

Оценка стенда экспертами, членами жюри

Плюсы. Хорошо, когда представление о стенде и работе можно составить быстро и при этом достаточно полно. Как правило, стендовая сессия формируется так, чтобы у учащихся, экспертов и гостей оставалось время для того, чтобы посмотреть материалы других конкурсантов. При ответах на вопросы докладчик должен показать свободное владение материалом, глубокое освоение материала и понимание проблематики своего исследования.

Минусы. Недопустимо агрессивное, или, напротив, растерянное поведение докладчика у стенда. Эксперты всегда умеют составить себе представление о работе и только потом, после изучения стенда, приступают к прояснению неясностей и выявлению уровня самостоятельности подготовки учащегося. Иногда на лице докладчика выражается откровенная обида на задаваемые вопросы, когда учащийся делает вид или произносит вслух: «Ну, опять заваливают!». Намного хуже, когда представленная работа вообще не вызвала никаких вопросов. Это иногда может служить приметой того, что работа участника оказалась неинтересной.