Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: расширить и закрепить знания учащихся о периодах становления Российского государства.
Задачи:
- закрепить знания учащихся об исторических событиях и личностях Древней Руси;
- познакомить с периодами становления и развития Московского государства;
- познакомить с историческими событиями и выдающимися личностями Московского государства;
- воспитывать чувство гордости за своё Отечество на примерах и образах стойкости и мужества русского народа;
- воспитывать патриотизм;
- развивать умение работать с иллюстрацией, как источником информации;
- формировать умения делать предположения, формулировать обоснования своих гипотез и выводы;
- развивать познавательную активность учащихся, внимание, логическое мышление, память, речь;
- развивать необходимость изучения истории своей Родины;
- развивать умение организовывать свою деятельность на уроке.
Методы обучения: практическая работа с иллюстрациями, картами, учебником, наглядный, словесный.
Формы работы: групповая (работа в парах), индивидуальная
Оборудование к уроку: учебник “Окружающий мир”, 3 класс, ч. 2; рабочая тетрадь к учебнику; компьютер; презентация “От Древней Руси к единой России”; листки с заданиями.
Структура и ход урока
Деятельность учителя | Ресурсы урока | Деятельность ученика |
I. Организационный момент. | 2 мин | |
1. Эмоциональный настрой Прозвенел
звонок и смолк Пожелайте друг другу удачи. (Слайд 1.) |
Эмоционально настраиваются на урок, приветствуя друг друга | |
II Сообщение темы и цели урока | 2 мин | |
– Урок окружающего мира. Сегодня мы
продолжим знакомство с историей нашего
государства. – Назовите тему сегодняшнего урока. Давайте немного порассуждаем. Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить? Обратите внимание на предлоги ОТ и К в названии темы урока. Каково их значение в русском языке? Что это может обозначать? Мы будем изучать отдельно взятый кусочек истории нашего государства или будем изучать непрерывный исторический процесс? |
Слайд 1 | Беседа
Называют тему урока. Рассуждение, определение цели урока |
III. Актуализация знаний. | 6 мин | |
Беседа по “Реке времени” (Слайд 2) Обратимся к “Реке времени”, вспомним, что мы уже знаем из Российской истории и приведём наши знания в определённый порядок. На каком периоде изучения истории нашей страны мы остановились? Расскажите о нём. О каких событиях Древней Руси мы вспоминаем с гордостью? А о каких с сожалением? Индивидуальная работа на листках (Приложение №1) - Выполнив задание на листках, назовите первых и наиболее известных правителей Руси и коротко расскажите об их вкладе в историю Российского государства. |
Учебник с.26-27
Листки с заданиями. |
Вспоминают, анализируют “Реку
времени”
Выполняют задание на листках, рассказывают. |
IV. Формирование новых знаний. | 22 мин | |
Как мы узнаём о событиях давно минувших
дней? Из каких источников? Где можно их увидеть? (Слайд 3) Определяем проблему урока. Работа по тексту учебника - Как вы думаете, почему Русь смогла стать свободной и независимой? |
Учебник с.48 | Ответы
Работают с учебником и отвечают на вопросы |
2. Решаем проблему. Открываем новые
знания. (Слайд 4) 1) Рассказ учителя с элементами беседы. Московское княжество, расположенное между реками Волгой и Окой, отгороженное дремучими и непроходимыми лесами и окраинными княжествами от частых вторжений завоевателей, постепенно становится центром объединения всех русских земель. - Почему правители – московские князья – успешно противодействовали набегам ордынцев на Русь, не давая в обиду жителей своих земель? - Как вы думаете, способствовало ли это объединению русских земель? Вы правы, Москва и была убежищем для спасающихся от Орды, но и она натерпелась от татаро-монгольских набегов. Ордынские послы, получившие серебро, соболей, сукно, заверили князя Данилу (клик мышью по слайду), что в его княжество войска не придут, и поэтому на Москве татар не ждали. А те, в очередной свой набег, прошли через Владимир и подошли к Москве. После этого опустошительного набега в конце XIII века не сразу Москва смогла набрать силу. |
Предположения учащихся
Слушают рассказ учителя.
Работа с картой слайда. Ответы учащихся
Высказывают своё мнение. |
|
(Слайд 5) Особенно Московское княжество и его столица, город Москва, усиливаются при князе Иване Даниловиче по прозвищу Калита. (клик по слайду) Иван Калита щедро одаривал хана, его жён и придворную знать, сохранял внешнюю покорность и учтивость, исправно платил дань. Такое поведение не давало ордынцам повода для новых разорительных походов на Русь. - Способствовало ли это усилению русских земель? Русские земли получили необходимую передышку для дальнейшего восстановления и подъёма хозяйства. Прекратились разорительные набеги, свободно вздохнули земледельцы, расцвело ремесло в городах. Московское княжество стало при Иване Калите сильнейшим на Руси. Богатела Москва. - Рассмотрите иллюстрацию слайда. Из какого материала был построен московский Кремль? Очень сильно изменился облик Москвы при внуке Калиты – Дмитрии Ивановиче. В очередной раз пожар сжёг дубовую крепость московскую. А Москва – уже столица большого княжества. Город остался без защиты. - Подумайте, кто же мог угрожать Москве? Можно опасаться набега рязанского или тверского князя, можно ждать напасти со стороны Литвы. Да и Орда ещё сильна. |
Нахождение городов Владимир и Москва на
карте слайда
Ответы детей
Работа по слайду.
Ответы учащихся
Рассуждение |
|
(Слайд 6) В летописи сказано “Князь великий Дмитрий Иванович заложил град Москву камену”. За 1 год крепость была возведена и охватила кольцом Москву. На подводах мужики окрестных деревень возили в Москву белый камень-известняк. С тех пор и прозвали Москву белокаменной. Кремлёвские стены укрепляли у москвичей веру в свои силы. Москва превратилась в центр, где копились и собирались силы для борьбы с Ордой. Одолеть Орду можно было только в единении всех сил русских. (клик по слайду) “И разослал великий князь по всей русской земле скорых гонцов с грамотами по всем городам. И стали стекаться в Москву князья с полками из разных княжеств.” “Ныне же пойдём за Дон и там победим, и всё от гибели сохраним или сложим свои головы.” |
||
2) Работа с текстом учебника (Слайд 7) - Зачем князь Дмитрий Иванович отправился к Сергею Радонежскому? 3) Рассказ учителя (Слайд 8) Как говорят сказания, в ясный августовский день 1380 года, когда лето, уже было на исходе, русская рать вышла из стен Кремля через Спасские, Никольские и Константиново-Еленинские ворота. Над шлемами и щитами, над остриями копий реяли стяги и знамя князя – символ воинской доблести и чести. Всё московское население провожало войско. Долго глядели москвичи вслед удалявшимся дружинникам. Так велико было войско, что не могло “вместиться единою дорогой”. Растеклось оно по нескольким дорогам. Тысячи коней поднимали придорожную пыль. Зрелище было величественное и грозное. |
Учебник с.49 (2 абзац сверху) | Чтение текста учебника. Рассматривание слайда и иллюстрации учебника.
Слушают и рассматривают слайд. |
4) Работа с текстом учебника 5) Самостоятельная работа в рабочей тетради. (Слайд 8) (клики мышкой) - Восстановите последовательность происходящих событий. |
Учебник с.49-50 Рабочая тетрадь с.19, задание 2 |
Дочитывание до конца текста учебника на
с.49-50, рассматривание иллюстраций. Выполняют задание №2 в рабочей тетради. Проверка правильности выполненного задания. |
6) Рассказ учителя Битва началась на рассвете 8 сентября 1380 года. Восемь дней стояло русское войско на поле битвы, как говорили в старину, “на костях”. Надо было помочь раненым, оказать воинские почести погибшим за родину и предать их тела земле. (Слайд 9) И только 1 октября 1380 года москвичи радостно и торжественно встречали вернувшихся победителей. Велика была радость, но и велика была скорбь по погибшим. - Что показало данное сражение? Как вы думаете, освободилась ли земля русская от Орды? |
Рассматривание слайда, обсуждение.
Ответы детей |
|
7) Самостоятельная работа с текстом
учебника. (Слайд 10) |
Учебник с.51 | Самостоятельное прочтение текста на с.51 |
8) Беседа по вопросам Кто же окончательно освободил Русь от татаро-монгол? |
Высказываются по прочитанному | |
9) Рассказ учителя Спустя 100 лет Московское княжество окончательно присоединило к себе территории почти всех русских земель. Поэтому правнука Дмитрия Ивановича Ивана Васильевича стали именовать “Великим князем (государем) всея (всей) Руси”. В роду московских князей он был третьим по счёту Иваном, поэтому, чтобы не перепутать его правление с временем княжения других московских князей по имени Иван, его принято называть Иваном III. Русь росла и крепла. Татарские ханы уже не решались двинуть свои орды на наши земли. (Слайд 11) Воспользовавшись этим, Иван III в 1480 году отказался платить дань ордынцам. Он решительно разорвал письмо хана, в котором тот угрожал Руси новыми набегами. Кончилась долгая зависимость от татар. Крепкое объединённое сильное русское государство теперь уже стало называться не Русью, как это было раньше, а Россией. (Слайд 12) (работаем кнопками управления) Сравните карту Московского княжества в XIV веке с картой: что изменилось и что осталось без изменений? |
Слушание. Рассматривание слайдов.
Сравнивают территории России. |
|
V. Итог урока | 7 мин | |
1. Рефлексия 1) Работа в парах в рабочих тетрадях. 2). - Какие события в истории нашей страны положили начало временам Московского государства? (Слайд 13) 3). Работа с пословицами. Что общего в этих пословицах? Какую вы бы выбрали эпиграфом к нашему уроку? Объясните свой выбор.
2. Домашнее задание. 3.Заключительное слово учителя. Мы перевернули ещё одну страницу российской истории. Вы были замечательными учениками. Спасибо за урок и до встречи. Урок окончен.
|
Рабочая тетрадь с.20, задание 3 | Выполняют задание в рабочей тетради. Отвечают на опросы и работа в рабочей тетради ан с. 19.
Работа с пословицами.
Параграф 9, с. 48-51 в учебнике; найти в произведениях художественной и исторической литературы сведения о Сергии Радонежском, Андрее Рублёве, Дмитрии Донском и составить о них рассказы; выполнить задание 4 в рабочей тетради на с.20. |
Литература.
- Вахрушев А.А, Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. [“Моё Отечество”]. Учебник в 2-х частях. Часть 2. – М.:Баласс, 2011.
- Данилов Д.Д., Кузнецова С.С, Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир” [“Моё Отечество”], 3 класс. – М.: Баласс, 2012.
- Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику “Моё Отечество” Д.Д.Данилова, С.В.Тырина. – Ч. I / авт.-сост. Т.С.Гулуева. – Волгоград: Учмтель, 2008.
- Проект “Энциклопедия малыша”. Серия “Моя первая книга”. Н.О.Майорова. Русская история. – М.: Белый город, 2004.