Мотивирование участников образовательного процесса

Разделы: Администрирование школы


Заведующий ДОУ – самое заинтересованное лицо в организации платных услуг, функционировать без организации этого направления деятельности крайне сложно. Два пути – привлечь сторонние организации или специалистов, и организовывать своими силами.

Схема привлечения сторонних организаций (для бесплатных и платных дополнительных услуг) известна, однако, рассчитывать на доход в этом случае не приходится. Организация любых услуг своими силами – трудоемкий процесс.

Нормативно-правовую сторону вопроса можно изучить, обратившись к методическому сборнику “Организация дополнительных платных услуг в дошкольных образовательных учреждениях”, разработанному специалистами УО ИК г. Набережные Челны. Более сложным будет процесс мотивирования к участию в процессе педагогов и родителей.

Педагогический коллектив должен быть ориентирован на процесс саморазвития и повышения квалификации, результатом этой деятельности и станет возможность участия в организации дополнительной платной услуги. Например, воспитатель работает над методической темой “Приемы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста”. В процессе работы изучил дополнительно теорию и методику РЭМП, передовой опыт, опубликованные инновации, разработал авторские игры. Затем появилась задумка разработать программу дополнительной игровой деятельности с математическим уклоном. Разработанная программа была представлена родителям и оказалась весьма затребованной. Так появился кружок “Семицветик”. Раскрою реализации цели подробнее.

Организация и руководство процессами творческого саморазвития педагогического коллектива в целом – трудоемкая и сложная задача руководителя образовательного учреждения. Работа в поле проектирования очень индивидуальна, она позволяет педагогу подняться над рутиной педагогических будней, бесценна сточки зрения творческого развития коллектива в целом. Каждый педагог вносит свою лепту в многообразную мозаику коллективного творчества. Здесь неуместно соперничество, а сотрудничество - сокращает дорогу к цели. И главное – руководитель и педагог являются единомышленниками!

На начальном этапе работы педагог проходит собеседование с руководителем, целью которого является поиск доминирующего направления в творчестве педагога и его место в коллективном творческом процессе. Затем составляется Проект. В зависимости от квалификации автора Проект имеет более или менее сложную структуру. Молодым педагогам предлагаю краткосрочный, теоретически несложный, узко тематический Проект, который точнее было бы назвать частью Проекта или его пробным вариантом. Здесь важно, сформировать уверенность в собственных силах и не дать педагогу “перегореть” от непосильной ноши. Казалось бы, простейший план работы по самообразованию требует большой сосредоточенности, поэтому для педагогов разработала информационно-методическое письмо.

Специалисты среднего квалификационного уровня достаточно спокойно выполняют теоретическую часть проектирования и сталкиваются с проблемами публичного представления Проекта. В работе с этой группой педагогов большое значение имеют индивидуальные консультации и элементы тренинга. Наиболее ответственной является работа с группой, представляющей инновационные Проекты. В этом случае необходимо преодолеть пессимистичное отношение автора к публичной значимости Проекта, опытные педагоги не стремятся публично представлять свой опыт – хлопот много, а результат далек от желаемого. Здесь самый эффективный выход – творческое сотрудничество, привлечь к реализации Проекта коллег и участвовать в этой работе лично.

Проекты вырастают в Программы, так необходимые в организации работы кружка. Основной мотив участвовать в этой работе – получить действенную помощь. Для достижения этой цели уместно организовать мастер-класс по составлению программы.

Когда педагоги готовы участвовать в организации платных дополнительных услуг, оформлены все документы, предстоит самая сложная часть работы – вовлечь в процесс заказчика услуги – родителей.

Чтобы поддержать у родителей интерес, все платные кружки мы “запускаем” в пилотном режиме, бесплатно. Проводим активную рекламу – разъясняем, показываем, организуем мероприятия по презентации кружка. Беседуя с родителями, честно обозначаю мотив организации платных услуг – детский сад должен зарабатывать. Вовлечь родителей в процесс – половина дела. Гораздо сложнее удержать их интерес. Поэтому на первом этапе работы кружка - непременно заявляем цену ниже его реальной стоимости.

В заключении хочу обратить внимание – дополнительные услуги это большой и ответственный труд. Уместно помнить высказывание М.В. Ломоносова: "Ежели ты хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с наслаждением, услаждение минется, а худое останется".