Урок русского языка в 10-м классе по теме "Причастие как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока: повторить понятие о причастии и способах его образования; уметь отличать причастие от прилагательного; определять признаки глагола и прилагательного у причастий.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приложение 1 [презентация]

2. Творческий диктант (повторение орфограммы “Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-”). [2]

Подберите слово-синоним, в котором должно быть буквосочетание ПРЕ- или ПРИ-.

Обаятельный (привлекательный), помеха (препятствие), сделать ручным животное (приручить), слегка открыть форточку (приоткрыть), мифы и легенды “старины глубокой (предания), выгодное положение по отношению к другим (привилегия), человек, нарушающий законы общества (преступник), продолжатель чьих-либо дел, традиций (преемник), фармацевтический продукт лабораторного или фабричного изготовления (препарат), инструментальная пьеса, являющаяся вступлением (прелюдия), случай, имевший ранее место (прецедент), дать кому-либо приют и пропитание (призреть), глава демократического государства (президент), гнаться за кем-либо (преследовать), вводная часть конституции или какого-либо международного договора, предисловие (преамбула).

– Орфографическое проговаривание (проверка).

3. Повторение изученного в 7-м классе по теме “Причастие”.

1) Работа с текстом [1]

– Апрель нынешнего года связан с празднованием 50-летнего юбилея первого полёта человека в космос – деянием, которым может гордиться ХХ век, более запомнившийся своими войнами, революциями, эпохальными геополитическими изменениями. На этом фоне кажется странным, что один человек, вырвавшийся за пределы земной орбиты, стал для всех землян символом нашей общности с мирозданием. С тех пор мы всё никак не можем справиться с нашими местными проблемами, но уже знаем, что мир не замыкается ни домом, ни городом, ни страной, ни континентом… Он не замыкается даже нашей планетой.

– Сегодня на уроке мы повторим основные морфологические признаки такой части речи, как причастие, а нашим помощником станет текст-воспоминание Ю.А. Гагарина из книги “Дорога в космос”,

(1) … (2) Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. (3) Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. (4) Началась борьба ракеты с силой земного тяготения. (5) Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолёта, но в нем было множество новых музыкальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на ноты и которые, видимо, не сможет пока воспроизвести никакой музыкальный инструмент, ни один человеческий голос. (6) Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное, еще более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого. (7) Начали расти перегрузки. (8) Я почувствовал, как какая-то непреоборимая сила все больше и больше вдавливает меня в кресло. (9) … оно было расположено так, чтобы до предела сократить влияние огромной тяжести, наваливающейся на мое тело, было трудно пошевелить рукой и ногой.

(Ю.Гагарин. Дорога в космос)

1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Началось заседание Государственной комиссии.
2) И вот наступил момент, когда и техника, и “пилоты” были готовы к полету.
3) Взгляд мой остановился на часах.
4) Бортовые приборы выводят корабль на нужную траекторию полета.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в предложении (9) текста?
1) Поэтому;
2) к тому же;
3) кроме того;
4) и хотя.

3. Какое слово (или сочетание слов) является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) Я услышал свист и гул (предложение 3);
2) было множество оттенков и тембров (предложение 5);
3) вдавливает меня (предложение 8);
4) до предела сократить влияние (предложение 9).

4. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1) Сложносочиненное;
2) сложное бессоюзное;
3) сложноподчиненное;
4) простое, осложненное.

5. В каком предложении есть прилагательное в простой форме сравнительной степени?
1) 5;
2) 3;
3) 6;
4) 4.

6. Укажите значение слова сила в предложении 8.
1) Власть;
2) смысл;
3) физическая возможность;
4) источник деятельности.

– Выпишите из предложения №3 слово с чередующейся гласной в корне (нарастающий). Вспомните исключения из данного правила.

– Разберите слово по составу.

– К какой части речи относится это слово? Докажите.

2) Повторение теоретического материала

– Итак, перед нами причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию. Вспомним, какие признаки глагола и прилагательного объединило в себе причастие. (Используем ЦОРы “Признаки причастия”, “Образование причастий настоящего времени” или заменяем таблицами, также представленными в презентации. Но: обращаем внимание на то, что причастие – это самостоятельная часть речи, а не особая форма глагола, как указано в таблице.)

– К какому залогу относится причастие “нарастающий”? (Действительное).

– Определите морфологические признаки данного причастия (сов.в., невозвр., в ед.ч., в м.р., в вин.п.).

– Какое слово помогает определить род, число, падеж причастия? (Существительное “гул”).

– Какая часть речи помогла определить время, вид причастия? (Глагол “нарастать”, от которого и образовалось причастие).

– Запишите предложения: Я услышал нарастающий гул. Попробуйте теперь составить на основе данного предложения СПП с придаточным определительным (Я услышал гул, который нарастал).

– Итак, причастие мы всегда можем заменить сочетанием слов “который+ глагол”.

4. Выполнение упражнений.

1) Замените придаточную часть обособленным определением (=причастным оборотом).

Я подумал о колоссальной ответственности, которая легла на меня. (Я подумал о колоссальной ответственности, лёгшей на меня).

– Одно из заданий ЕГЭ (А6) звучит так: “В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?”

– Чтобы успешно выполнить данное задание, нужно помнить следующее [3]:

1) нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом, те придаточные, в которых союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с различными предлогами (в котором, при котором, с которым и т.д.).

Например, Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошёл час испытания, к которому мы готовились долго и страстно.

2) Замена невозможна, если в главной части имеется указательное местоимение. Например: Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет.

3) Замена невозможна, если в придаточной части глагол употреблён в форме условного наклонения или в форме будущего времени.

2) Выполнение задания ЕГЭ (А6). Дополнительно: (устно) охарактеризуйте причастия.

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Существуют три основные проблемы, которые определяют практическую значимость проекта.

2) Первым чувством, которое испытал Нехлюдов после пробуждения, было сознание каких-то грядущих перемен.

3) На всех четырёх островах, которые одинаково плотно заросли тропическими пальмами, царило уютное благополучие.

4) Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.

2) Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.

3) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев.

4) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.

3) Конструктивное упражнение [2].

– Прочитайте текст, “склеенный” из трёх текстов разных стилей: художественный текст принадлежит Л.Н. Толстому, научный – взят из учебника астрономии, а научно-популярный – из журнала. Выделите три разных текста. Запишите научный текст.

Окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, не отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная комета 1812 года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. В 1835 году комета Галлея прошла перигелий 16 ноября. В тот год родился известный писатель. Шли годы. Приближался 1910 год. Автор многих интересных книг сказал: “Очень скоро комета опять вернется, и я думаю уйти вместе с нею”. Все думали, что великий юморист шутит, как всегда, но он умер на следующий день после того, как комета прошла перигелий. Кометы – вращающиеся вокруг Солнца на окраинах Солнечной системы громадные глыбы грязного льда, в который вмерзли пылинки и камушки. У комет, подлетающих к Солнцу, ледяные ядра тают, испаряются и у комет образуются очень длинные красивые хвосты из газа и пыли.

– Подчеркните причастия как члены предложения, выделите суффиксы в причастиях, определите, действительное или страдательное причастие. Замените причастия и причастные обороты придаточным определительным (где это возможно).

– Объясните орфограммы в словах: Солнца, громадные, подлетающих, ледяные, испаряются, длинные, пыли.

– Выполните морфемный разбор: подлетающих, испаряются, длинные.

5. Проверочная работа (тест). Приложение 2.

6. Итоги урока.

1) Что называется причастием?
2) Какой синтаксический синоним соответствует причастному обороту?
3) Какие суффиксы выделяются в причастиях?
4) В каких случаях придаточное определительное нельзя заменить причастным оборотом?

7. Домашнее задание: опорный конспект, алгоритм, индивидуальное задание.

Список использованной литературы

  1. Галкина Н.Н. На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы… “Космические” тексты на уроках русского языка // Русский язык. – 2011. – №7. – С.
  2. Григорьева В.М. Правописание приставок // Русский язык в школе. – 2010. – №3. – С.20.
  3. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2013. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. – М.: Интеллект-Центр, 2013.