Урок географии по теме "Внетренние воды. Реки России"

Разделы: География


Цели урока:

1. Образовательные:

  • Продолжить формирование знаний о главных чертах природы России на примере рек;
  • Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;
  • Показать тесную связь рек с другими компонентами природы, устанавливая при этом межпредметные связи географии с литературой, музыкой, информатикой.

2. Развивающие:

  • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений;
  • Развивать умения и навыки самостоятельной работы;
  • Продолжить формирование умения работать с различными источниками знаний.

3. Воспитательные:

  • Воспитание чувства прекрасного, любви к природе родного края, к природе России;
  • Заинтересовать учащихся в дальнейшем углубленном изучении материала.

Учебно-наглядный комплекс:

Карты Россиифизическая, климатическая, контурная; рабочая тетрадь (8 кл.), атлас географический, компьютер.

Термины и понятия:

Реки – равнинные и горные; падение, уклон реки, режим реки, половодье, межень, паводок, наводнение.

Географические объекты:

Волга, Кама, Дон, Ока, Печора, Северная Двина, Кубань, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Яна, Индигирка, Амур.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Этапы урока

Технология урока

Деятельность

Педагогич. целесообразность выбранного метода

учителя

ученика

1 Орг-момент Взаимное приветствие Приветствует детей и проверяет готовность к уроку   Подготовить уч-ся у работе на уроке.
    Эмоциональный настрой Звучит музыка.

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова великого ученого Антуана де Сент-Экзюпери: “ Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, не видя, что ты такое. Ты самое большое богатство на свете…”

  Акцентуация внимания, настрой на положительную работу.
А Тема урока   Как Вы догадались, тема нашего урока связана с водами, а звучит она так:

“Внутренние воды. Реки России”.

Записывают в тетради тему урока  
Б Цели урока   Сегодня на уроке мы должны расширить свои знания о реках России, о влиянии компонентов природы на них, познакомиться с характером рек, их значением для человека    
2. Основная часть урока Словесный метод обучения Вода – чудесный дар природы. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Россия богата водами, которые на суше называют внутренними    
    Наглядный метод Вопрос: давайте вспомним, что мы относим к понятию внутренние воды? (схема) Отвечают на вопрос  
    Использование компьютера Россия – страна величайших речных систем. Смотрим на экран, перед Вами карта, показывающая крупнейшие реки России   Активизирует знания учащихся
    Беседа

Творческое задание

(Открываем атлас стр.14), открываем окно№2, видим таблицу крупнейших рек. Вопрос: Назовите самую длинную реку страны? На втором месте? На третьем? Какое место в таблице занимает река Дон?

Сообщение о реке Дон.

Открывают географический атлас стр. 14

Показывают у доски реки. Отвечают на вопросы

Прослушивают сообщение, находят реку на карте.

 
    Практическаяработа с к/картами Откройте к/карту России и гео атлас (стр.14).

Задание: отметьте на к/карте России 5 крупнейших рек страны и реку Дон – крупнейшую реку Воронежской области.

Выполняют работу в к/ картах. Стимулирование познаватель-ного интереса учащихся, развитие и совершенство-вание практических умений и навыков.
    Беседа Реки относятся к бассейнам 3 океанов и области внутреннего стока, открываем учебник (стр.18,рис.7)

Вопрос: Какому океану принадлежит наибольшая площадь?

Открывают учебник, смотрят карту. Отвечают на вопрос.  
    Использование компьютера Открываем окно№3. Перед нами карта “Течение рек”. Эта карта подтверждает Ваш ответ. Но рельеф влияет не только на направление течения рек, но и на характер течения.

Открываем окно№4.

Карта “Влияние рельефа на реки”.

Вопрос: Как рельеф влияет на характер течения рек? Чем отличаются равнинные реки от горных? У реки, кроме длины, ширины, глубины, есть еще одна характеристика – падение реки.

  Активизация мыслительной деятельности учащихся

Учащиеся вспоминают пройденный материал

      (Открываем окно№5)

Падение – это превышение истока реки над устьем (в метрах).

Записывают определение в тетради  
    Репродуктивный метод Посмотрим на экран – формула.

Вопрос: что же такое падение реки? С помощью атласа. Давайте определим падение реки Лена.

И – 930м, У – 0м,

П = 930 – 0

Еще одна важная характеристика рек – уклон. Смотрим на экран, у нас дана формула, как определить уклон реки.

Задание: определим уклон реки Лена.

Повторяют новое понятие.

Работают с атласом вместе с учителем.

Записывают определение в тетради.

Решают учебную задачу.

Активизация мыслительной деятельности учащихся.
      Вопрос: как Вы думаете, у каких рек больше уклон: равнинных или горных? Отвечают на вопрос.  
    Объяснительно-иллюстративный метод Кроме рельефа на реки влияет климат. Влияние климата проявляется через питание рек – пополнение запасов воды из различных источников. Вопрос: как Вы думаете, за счет чего река может пополнять свои запасы вод? Отвечают на вопрос.  
    Использование компьютера Окно №6 (карта “Питание рек”). Давайте определим, какое питание имеет река Дон?

Вывод: Реки России имеют преимущественно смешанное питание. В зависимости от преобладающего питания находится режим реки – поведение реки в течение года, т. е. колебание уровня воды в реке в течении года.

Делают вывод с помощью карты  
    Самостоятельная работа с учебником Пользуясь учебником стр.115 ответьте на вопросы: Что значит реки с весенним половодьем?

– На реках мы можем наблюдать межень. Что это за явление?

– Паводки. Когда возникают эти явления?

На реках мы можем наблюдать такое явление как наводнение – это затопление местности, населенных пунктов в результате резкого подъема воды в реке. Наводнения, приводящие к человеческим жертвам, называют катастрофическими.

Вопрос: Что может послужить причиной наводнения?

Работают с учебником географии, находят ответы на поставленные вопросы.

Устанавливают причинно-следственные связи этих явлений.

Усвоение учащимися новых понятий путем самостоятельной организации процесса познания
    Создание эмоциональной ситуации Окно №7. Просмотр видеоклипа “Наводнение”

Но в водах заключается не только разрушительное, но и эстетическое воздействие на человека.

Выражают свое отношение к сюжету.  
    Творческая работа Стихи поэтов, посвященные рекам.

Многие художники изображают на своих полотнах красоту водной глади. Вывод:

Я думаю, Вы согласитесь со мной, что в водах, действительно есть какая-то притягательная сила…

Читают стихи.

Рассказывают о картинах.

Способствует развитию творческой деятельности учащихся
3. Закрепление материа-ла Проверка знаний Итоговый тест.

Окно № 8 “Тест по теме “Реки России”

Выполняют работу. Способствует закрепление и

совершенствованию новых знаний, самостоятельности учащихся при этом.

    Взаимоконт-роль. Поменялись работами с соседом, на доске ключи к Вашей работе,

Провели проверку.

Выступают в роли учителя, выставляют оценки.  
    Подведение итогов.   Выставление оценок.  
4. Задание на дом   П.19 – учить, обратить внимание на новые понятия и термины. Записывают задание на дом