Образовательная программа "Ремесел древних новизна". Тема: "Особенности дизайна изделий ручной работы народов ханты и манси"

Разделы: Технология


Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с основными элементами дизайна изделий ручной работы, народов ханты и манси; закреплять навыки и приёмы вышивания бисером, работы с сукном, кожей и клеем; закреплять навык работы по технологической карте. С помощью практической работы по изготовлению подвески из сукна с меховой опушкой воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству народов ханты и манси

Тип занятия

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная; фронтальная

Основные понятия и термины

Орнамент северных народов; аппликативный орнамент

Образовательные ресурсы

– Гильман Р.А., Глухова Е.Н. Художественная культура малочисленных народов Севера. Магнитогорский государственный университет, 2003.

– Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. – М.: Просвещение, 1980.

Наглядно-демонстрационный материал

Танцевальная композиция “Эвея”, натуральные образцы изделий ручной работы народов ханты и манси, наглядное пособие северных орнаментов, схема последовательности выполнения северной подвески, слайдовая презентация

Оборудование

Ножницы, иглы, игольницы, швейные нитки. Сукно, кожа, искусственный мех, бисер, бусины, шёлковые ленты, клей “момент”

Планируемые образовательные результаты

Личностные: сориентировать на бережное отношение к изделиям декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси, любовь и интерес к искусству, уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций национальной культуры.

Предметные: научатся различать основные северные орнаменты по их названиям; освоят последовательность и приёмы изготовления северной подвески.

Метапредметные:

– регулятивные – овладеют способностью самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда;

– познавательные – научатся наблюдать и выделять особенности изготовления северной подвески, анализировать образец, выявлять элементы декора;

– коммуникативные – научатся обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра

Организационная структура занятия

Этапы занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы организации на занятии

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Актуализация опорных знаний

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к занятию. Заслушивает сообщения учащихся о применении выполненной на прошлом занятии поделки.

– На прошлых занятиях вы познакомились с любимыми игрушками народов ханты и манси. Какими? Что расшивают бисером народные мастера? Чаще всего они расшивают бисером праздничную одежду. Но сегодня наше занятие будет посвящено северной подвеске и особенностям её украшения

Рассказывают о применении выполненной на прошлом занятии поделки. Слушают педагога

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

II. Освоение нового материала

Просмотр выступления танцевального коллектива с национальным танцем “Эвея”.

Просмотр натуральных образцов изделий ручной работы народов ханты и манси

– Понаблюдайте за движениями, передаваемыми в танце. Подумайте, какие сцены из жизни изображаются в танце. Рассмотрите особенности национальных костюмов, выделите элементы костюмов наиболее ярко выраженные.

– Посмотрите на изделия ручной работы народов ханты и манси, определите, какие традиционные приёмы декоративно-прикладного искусства применяются в этих изделиях.

Наблюдают за движениями танцоров в национальных костюмах; анализируют виды приёмов прикладного искусства в представленных образцах изделий ручной работы; участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод

Фронтальная

Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством педагога выделять и группировать традиционные приёмы декоративно-прикладного искусства в изделиях ручной работы народов ханты и манси.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы

Устные ответы

Работа с текстом и по карточкам

Просмотр орнаментов из мультимедийной презентации

– Прочитайте текст об орнаментальном искусстве (см. Приложение 1)

– Посмотрите карточки с орнаментами, подберите к каждому орнаменту своё название из предложенного списка орнаментов (см. Приложение 2)

– Показывает слайд из мультимедийной презентации, предлагает учащимся проверить правильность их выбора названия орнамента. (см. Приложение 3)

– Показывает слайд из мультимедийной презентации, предлагает учащимся объяснить принцип выполнения аппликативного орнамента

Слушают учителя, выполняют задание, анализируют информацию, сравнивают орнаменты, формулируют выводы, участвуют в коллективном обсуждении

Фронтальная

Личностные: проявляют желание узнать и научиться новому.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: осознанно читают текст с целью освоения и использования информации; умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для формулирования вывода об элементах орнамента.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, активно слушать одногруппников, педагога, использовать образную речь при описании орнамента

Письменные и устные ответы

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

 

III. Творческая практическая деятельность

Организация рабочего места

Проверяет организацию рабочего места

Организуют своё рабочее место в зависимости от вида работы

Фронтальная

Познавательные: организовывают творческое пространство, умеют подготовить рабочее место к работе.

Личностные: имеют знания о гигиене труда и технике безопасности

Организация рабочего места

Беседа “Что и как мы будем делать”

– Сегодня мы изготовим северную подвеску.

– Показывает слайд из мультимедийной презентации. Предлагает учащимся проанализировать готовые изделия и составить план работы.

– Раздаёт готовые технологические карты выполнения северной подвески, предлагает сверить свой план работы с готовым планом (см. Приложение 4)

Анализируют конструкцию изделия по плану, узнают и называют освоенные материалы, их свойства, приёмы работы; составляют план выполнения работы с опорой на изображение готовой подвески

Фронтальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; делают умозаключения и выводы в словесной форме, производят логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для определения последовательности изготовления, определения материалов, инструментов и приёмов работы; умеют наблюдать и выделять особенности создания северной подвески, анализировать образец, выявлять элементы декора.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать одногруппников, педагога, совместно рассуждать.

Регулятивные: умеют ориентироваться в технологических картах, самостоятельно планировать свою деятельность

Устные ответы

Практическое задание

– Изготовьте северную подвеску, руководствуясь технологической картой.

– Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

– Контролирует соблюдение правил безопасности работы.

Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами, выстраивают последовательность реализации собственного замысла, понимают правила создания подвески

Индивидуальная

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на занятии; знают правила поведения на занятии.

Регулятивные: умеют контролировать (в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда

Изготовление северной подвески

IV. Итоги занятия

– Выставка работ учащихся.

Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ

Рассматривают выполненные поделки, оценивают их; рассказывают о работе над своей подвеской

Фронтальная

Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие предметов народного творчества, бережное отношение к ним, любовь и интерес к искусству народов ханты и манси, уважительное отношение к личности мастера – носителя традиционной национальной культуры.

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию педагога или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на занятии

Рефлексия деятельности

– Обобщение полученных на занятии сведений, оценивание результатов работы

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

   
 

– Заключительное слово

– Мы с вами разобрали принцип изготовления подвески характерной северному костюму. Если вы решите одеться в этническом стиле, то можете дополнить свой костюм этой подвеской.

Подвеска может послужить подарком-сувениром

Слушают педагога

Фронтальная

 

– Домашнее задание

Объясняет домашнее задание, показывает образцы стекляруса.

Слушают педагога

Фронтальная