Организованная индивидуальная деятельность по формированию фонематических процессов у ребенка старшей группы с ФФНР по теме "Звук Л"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель занятия: Автоматизировать навык правильного произношения звука Л.

Задачи:

Познавательные:

  • Уточнять и обобщать знания детей об игрушках.
  • Развивать познавательные процессы и творческие способности детей.
  • Учить узнавать предмет по контуру.

Коррекционно-развивающие:

  • Автоматизировать навык правильного произношения звука Л.
  • Формировать и совершенствовать фонетическое восприятие.
  • Развивать умение выделять изучаемый звук в ряду других звуков.
  • Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание.
  • Расширять, уточнять и активизировать словарный запас по теме “Игрушки”.
  • Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.
  • Совершенствовать навыки связной речи.
  • Учить согласовывать речь с движением.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Формировать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Коммуникационные:

  • Совершенствовать навык диалогической речи.
  • Учить говорить выразительно, эмоционально.
  • Учить грамотно и связно формулировать и высказывать свои мысли.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение выслушивать собеседника.
  • Формировать умения решать проблемные ситуации, работать и играть в коллективе.

Оборудование:

  • Корзина большая и платок, коробка, различные игрушки (юла, кукла, лодочка, хлопушка, пластмассовые маленькие яблочко и луковица, флажок, солдатик, стол и стул из набора кукольной мебели, лошадка, солонка, ложечка и вилочка из набора кукольной посуды, бумажные лукошко, ёлочка, мяч, матрёшка, баран, Чебурашка, мышка, собачка, барабан, и др.), кукла – рукавичка с язычком, мультимедийный экран, ноутбук, компьютерная коррекционная программа “Игры для Тигры”, четыре маленькие корзиночки с символами, коробочка, оформленная как колодец, магнитная удочка и набор картинок с металлическими скобками, таблицы с напечатанными буквами Л, М, П; символы гласных, большой самолёт, фотографии игрушек, магнитофон, игровое поле с начертанными дорожками и прорисованными контурами картинок из “волшебного колодца”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На руке у логопеда кукла – рукавичка с язычком.

Логопед:

Дети познакомьтесь, это Ладушка. Она хотела поиграть, но случайно опрокинула сундучок с игрушками. Посмотрите, какой беспорядок получился! Помогите Ладушке прибраться. Нужно найти игрушки, в названии которых вы услышите любимый звук Ладушки. С этого звука начинается её имя. Какой звук любит Ладушка?

Предполагаемые ответы детей:

Ладушка любит звук Л.

Логопед:

Какой это звук – гласный или согласный?

Предполагаемые ответы детей:

Звук Л – согласный.

Логопед:

Если звук Л согласный, значит, есть преграда для выдоха. Как правильно произносить звук Л? Что мешает воздуху выходить изо рта? (помочь детям вспомнить артикуляцию звука: рот приоткрыт, язык в форме “чашечки” поднят и прижат к альвеолам)

Логопед:

Звук Л глухой или звонкий?

Предполагаемые ответы детей:

Игра “Собери игрушки” – ребенок, подходя к рабочему месту, прибирает игрушки. Если в названии игрушки есть звук Л – ребёнок кладёт её в корзинку (забирает себе), если нет звука Л в названии игрушки, то ребёнок кладёт её в коробку к остальным. Среди игрушек есть юла, кукла, лодочка, хлопушка, пластмассовые маленькие яблочко и луковица, флажок, солдатик, стол и стул из набора кукольной мебели, лошадка, солонка, ложечка и вилочка из набора кукольной посуды, бумажные лукошко, ёлочка и т.д.

2. Совершенствование артикуляционной моторики – упражнения.

Логопед:

Спасибо вам, ребятки. Вы славно потрудились. Пусть наша корзинка с игрушками постоит на столе. Она нам ещё пригодится. Рассаживайтесь на свои места.

Ладушка хочет показать вам, какие упражнения она научилась делать. Попробуйте и вы с ней вместе проделать эти упражнения:

– “Большой рот” – открыть рот как можно шире, сильно втягивая воздух. Удерживать 5 – 7 сек, но без заметного выдоха. Закрыть рот. Повторить несколько раз.

Посмотрите, какой
Этот ротик большой!
Рот закроем, отдыхаем – раз, два, три!
Снова ротик открываем – посмотри!

– “Улыбочка – трубочка” – улыбнуться сомкнутыми губами. Удержать улыбку 5 – 7 сек. Затем вытянуть вперёд сомкнутые губы. Удерживать трубочку 5 – 7 сек. Повторить несколько раз

Улыбнёмся дружелюбно, рады мы,
И на дудочке сыграем, ай люли!

– “Втянули – выпустили губы” – втянули губы внутрь закрытого рта. Удерживаем позицию 5 – 7 сек., делая при этом глубокий вдох через нос. С резким выдохом “выпускаем” губы, расслабляя их. Слышится лёгкий хлопок губами.

Наши губки без оглядки
Поиграть решили в прятки:
Спрятали, втянули губки – раз два три…
Наши губки появились, посмотри!

– “Пропеть гласные”

А теперь мы отдохнём и немного попоём:
а) слитно, плавно: А О У И Ы Э (с движением рук)
Исходное положение: стоя, руки опущены вдоль туловища.
А – медленно поднимаем руки, разводя их в стороны.
О – поднимаем руки вверх, соединяя их в кольцо над головой.
У – вытягиваем руки вперёд.
И – разводим руки в стороны, как бы растягивая резинку от центра.
Ы – понимаем согнутые в локтях руки и слегка отводим их назад.
Э – опускаем расслабленные руки через стороны вниз.
Повторить трижды: громко – тихо – громко.
б) на твёрдой атаке (“звук пульсирует”) АА ААА; О ОО; УУУ УУ…

– Развитие слухового внимания, памяти:

“Игры для Тигры”; Раздел “Кинозал, Кто сказал О?”
Посмотрели мы кино, теперь “поболтаем” о нём:

– Упражнение “Болтушка” с выражением: весело, удивлённо, грустно, вопрошая, ругая…(рот приоткрыт, языком в форме “чашечки” скрести по верхней губе. Голос включён)

– “Болтушка” – по зубам …(рот приоткрыт, языком в форме “чашечки” скрести по верхним зубам. Голос включён)

– “Чашечка” – рот открыт, губы в улыбке, боковые и передние края широкого языка подняты кверху, а средняя часть спинки опущена, прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении 5 – 7 сек. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз.

Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка,
Чашку в рот мы занесём,
её края к зубам прижмём. (Т. Будённая)

3. Пальчиковая игра.

    Дружат в нашей группе
    Девочки и мальчики.
    (Детки энергично растирают ладони)
    Мы с тобой подружим
    Маленькие пальчики.
    Один, два, три, четыре, пять.
    Пять, четыре, три, два, один.
    (Поочерёдное массирование пальцев сначала на одной руке, потом – на другой)
    Ла – ла – лалала,
    Завертелась юла!
    Л – Л – Л – Л – Л
    (Энергичное вращение ладоней относительно друг друга)

4. Произнесение звука Л.

а) изолированно:

  • “Игры для Тигры” – звуковой профиль;
  • Степенный, солидный звук ЛЛЛ (произносить звук Л длительно, протяжно, низким голосом)
  • Пощёлкать каждым пальчиком на Л (произносить звук Л отрывисто, кратко)
  • Найди в таблице буквы Л и прочти (назови) их, остальные буквы вычеркни.

б) в слогах, развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза:

Логопед: Ладушка с вами пела, играла, а теперь она хочет научиться читать. Помогите ей, соедините звук Л с гласными: нужно тянуть звук Л долго, пока я не покажу символ гласного (символ “летит на самолёте”, моторы гудят – ЛЛЛЛЛ,

Прикреплять к доске = ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ)

  • Логопед: К Ладушке пришли инопланетяне! Они просят о помощи. Нужно послать сигналы на небо, чтобы за ними прилетел космический корабль. Вот какие сигналы они посылают. Расшифруйте их. (Логопед движением рук показывает гласные: а – о – у, ребёнок произносит, соответственно: ла – ло – лу и т.д.) Выполняя это задание так же можно использовать “Игры для Тигры” раздел “Просодика, Часы”
  • А теперь “перевернём” слог. Тяни гласный долго, как только уберу символ – произноси звук Л чётко, отрывисто, щёлкая пальчиками (игра “фокусы”)

5. Физкультурная пауза с музыкальным сопровождением:

Логопед:

А теперь давайте поиграем!

Мы на карусели сели
(дети встают в пары. Кружатся, взявшись за руки)
Завертелись карусели
Пересели на качели,
Вверх летели,
(Держатся за руки. Один стоит, другой приседает, затем наоборот)
Вниз летели.
А теперь с тобой вдвоём\
Мы на лодочке плывём.
Ветер по морю гуляет
(Взявшись за руки, качаются вправо – влево, вперёд – назад)
Ветер лодочку качает.
Вёсла в руки мы берём,
(Сидя на полу, изображают, как “гребут вёслами”)
Быстро к берегу гребём.
К берегу пристала лодка,
(встают, по возможности, прыжком)
Мы на берег прыгнем ловко
И поскачем по лужайке,
(Скачут на двух ногах)
Будто зайки, будто зайки. (И. Лопухина, М. Картушина)

6. Назови картинки, хорошо говори звук Л.

Логопед:

Ладушка вместе с вами скакала, как зайка, гуляла и нашла чудесный колодец, в котором оказалось много различных предметов. Их можно выловить оттуда необычной удочкой.

а) Игра “чудесный колодец” – ребёнок вылавливает магнитной удочкой вырезанные по контуру картинки, в названии которых есть звук Л (лак, лавка, лапа, лампа, лодка, ложка, лошадь, лук, лыжи, малыш, пила, лопата, голубь. Халат, пчела, мелок, кукла, палатка, булавка, галоши, колодец, половник, белочка, пилот, лампочка, пилотка и т.д. Среди этих картинок есть фотографии отобранных детьми игрушек) и отвечает на вопросы:

  • Что ты “выловила”?
  • Я “выловила” лодку.
  • Это есть у тебя, а у меня нет этого. Чего у меня нет?
  • У меня есть лодка, а у вас нет лодки.
  • Я хочу, чтобы у нас их было много. Давай пожелаем этого вместе:
  • Пусть будет много лодок.

Извлечённую картинку обсудить по предложенной схеме и положить на игровое поле, найдя её место на нём по обозначенному контуру.

б) Сделать так, чтобы последним из желаний “Пусть их будет много” было о лошадках. Ладушка радуется – у неё появляется картинка, на которой изображено шесть похожих лошадок, но только две из них абсолютно одинаковые. “Посмотрите, наше желание исполнилось! Кого у нас много? Да, у нас много лошадок! Сосчитайте лошадок, называя каждую: одна лошадка, две лошадки, три лошадки, четыре лошадки, пять лошадок, шесть лошадок. Но только две из них одинаковые. Нужно найти эту пару одинаковых лошадок”.

Дети выполняют задание – находят абсолютно одинаковых лошадок, проговаривая вслух, почему они исключают других, обсуждая схожие и различающие черты лошадок.

в) С “пойманными” картинками играем в игру “Мой, моя, мои, моё”

Убираем картинки с игрового поля, проходя по дорожке от одной картинки к другой. На столе появляются четыре корзинки. На одной нарисован мальчик, на другой – девочка, на третьей – солнышко, на четвёртой – разноцветные кружочки.

Логопед:

А теперь эти картинки
Нужно разложить в корзинки.
Тут лежит МОЯ пила,
Тут МОЙ лук,
МОЯ игла…
Ну-ка, ты мне помоги
И картинки разложи…

Дети раскладывают картинки по корзинкам, проговаривая: это моя лошадка, это мои лыжи, это мой половник и т.д. В процессе работы ребёнок неизбежно находит фотографию игрушки, которую в начале занятия он прибрал в большую корзинку. Если ребёнок узнает игрушку, вспомнит о ней – обязательно эмоционально похвалить его и предложить достать эту игрушку из большой корзины, но постараться найти её не глядя, на ощупь. Для этого нужно накрыть корзину платком.

г) Извлечённые из корзины игрушки расставляем на столе по три в ряд и играем в игру “Что около?”

Логопед:

Посмотрите, детушки, как Ладушка расставила игрушки. Что около юлы?

Предполагаемые ответы детей: Около юлы лошадка и лодка.

Логопед: Что около куклы?

Предполагаемые ответы детей: Около куклы ложечка и вилочка. И т.п.

7. Итог занятия.

Логопед: Хорошо, ребятки, вы помогли нашей Ладушке. Ей очень понравилось, как вы занимались, старались хорошо чётко и правильно произносить гласные звуки и её любимый звук Л. Вспомните, пожалуйста, в названии каких игрушек и картинок вы его произносили? Она просит вас найти и запомнить ещё много слов со звуком Л.

Все мы весело играли
И немного подустали.
Да, закончилась игра –
В группу нам идти пора.