Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Программа общим объемом 68 часов изучается в течение 34 учебных недель, по 2 часа в неделю.
Исходными документами для составления рабочей программы для 8классов по технологии являются:
- “Технология: 4,5-11 классы”: Программа Симоненко В. Д. и Хотунцев Ю.Л..- М.: “Просвещение”.
- “Методические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета технология” (8 класс, 34 часа), составитель Санкович Г.В., методист кафедры естественных наук и математических дисциплин КРИПК и ПРО, Утверждены протокол №1 от 06.09.2011г.
На изучение курса “Технология” в 8 классе выделяется 1час в неделю регионального компонента. По программе общеобразовательных учреждений “Технология”: трудовое обучение, 5-11 классы под редакцией В.Д.Симоненко - Москва, “Просвещение”, предусматривает изучение курса технологии в 8 классе 68 часов в год - 2 часа в неделю. Программа В.Д.Симоненко скорректирована на 34 часа. В содержательном аспекте она выполняется. Сокращение количества часов в разделах данной программы происходит за счёт повторения тем в программе регионального компонента.
С учётом методических рекомендаций в курс обучения были включены следующие разделы:
1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 10часов.
2. Современное производство и профессиональное образование 8часов.
3. Кулинария 8 часов.
4. Творческий проект 8часов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс, 2012-2013 учебный год
№ | Название темы | Кол-во часов |
Домашняя экономика и основы предпринимательства | 8час. | |
Элементы домашней экономики | 6ч | |
1. | Цели и задачи экономики | 1 |
2. | Семейное хозяйство, его составляющие | 1 |
3. | Понятие о бюджете семьи | 1 |
4. | Источники дохода бюджета семьи, экономия средств | 1 |
5. | Постоянные и переменные расходы семьи | 1 |
6. | Менеджмент в семейной экономике | 1 |
Основы предпринимательства | 2 ч | |
7. | Предпринимательство: сущность, цели, задачи | 1 |
8. | Формы предпринимательства в России, поиск своего дела | 1 |
Художественная обработка материалов | 14час | |
Элементы материаловедения | 2ч | |
9 | Сравнительная характеристика тканей из натуральных, химических и смесовых тканей. | 1 |
10 | Свойства нитей из различных тканей | 1 |
Элементы машиноведения | 2ч | |
11 | Приспособления малой механизации. | 1 |
12 | Лапки и их использование при шитье. | 1 |
Конструирование и моделирование изделий | 2ч | |
13. | Основные направления современной моды. Правила снятия выкроек из журналов мод. | 1 |
14. | Построение чертежа основы плечевого изделия | 1 |
Раскрой и пошив изделий | 8ч | |
15 | Подготовка к раскрою. | 1 |
16 | Раскрой изделия. | 1 |
17 | Обработка изделия | 1 |
18 | Выполнение стачных швов | 1 |
19 | Сборка изделия. | 1 |
20 | Обработка верхнего среза | 1 |
21 | Окончательная отделка изделия | 1 |
22 | В.Т.О. изделия. Контроль качества изделия. | 1 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. (НРК) | 10 час | |
23. | Творчество народных умельцев. История народных костюмов Кемеровской области. | 1 |
24. | Моделирование одежды. Национальные костюмы жителей Кузбасса. | 1 |
25. | Виды орнаментов. Значение аппликации в народной вышивке . | 1 |
26. | Элементы старинного рукоделия в современной одежде. | 1 |
27 | Аппликации из кожи, меха, атласа народов Сибири. | 1 |
28 | Выполнение аппликации из различных материалов. | 1 |
29 | Правила начала вязания на двух спицах. Орнаменты народов Сибири | 1 |
30 | Традиции вязания народов Кузбасса. | 1 |
31 | Краткие сведения из истории макраме. Плетение. Рукоделие народов Сибири | 1 |
32. | Приемы плетения узлов и узоров. Из истории фриволите. Изготовление образцов в технике фриволите (вязание на вилке) | 1 |
Современное производство и профессиональное образование (НРК) | 8 час | |
33. | Знакомство с профессиями, востребованными в Кемеровской области. Экология Кузбасса и производство. | 1 |
34. | Карта города и будущее место работы. | 1 |
35 | Экскурсии на предприятия Кузбасса. | 1 |
36 | Экскурсия, знакомство с профессиями города Прокопьевска. | 1 |
37. | Региональный рынок труда и образовательных услуг в городе Прокопьевске. | 1 |
38. | Современная ситуация на рынке труда в Прокопьевске. | 1 |
39. | Возможности личности в профессиональной деятельности. | 1 |
40 | Технология трудоустройства на примере предприятий Прокопьевска. | 1 |
Кулинария (НРК) | 8 час | |
41 | Блюда национальной кухни народов Кузбасса. | 1 |
42 | Приготовление блюда (вареники, галушки, сибирские пельмени ) | 1 |
43 | Русская масленица. | 1 |
44 | Приготовление блинов | 1 |
45 | Пасха. Традиция проведения пасхи жителей Кузбасса. | 1 |
46 | Подготовка к пасхе. | 1 |
47 | Блюда из птицы. | 1 |
48 | Сервировка стола в национальном стиле коренных жителей Кузбасса. | 1 |
Информационные технологии | 4 час | |
49. | Анализ возможностей использования ПЭВМ в работе предприятия (игра “Предприятие”). Деловая переписка. | 1 |
50. | Создание образца визитной карточки. | 1 |
51 | Подготовка рекламного буклета. Реклама и дизайн. | 1 |
52 | Выполнение рекламного объявления. | 1 |
Творческий проект. (Оформление и организация праздников семейных, детских, школьных).(8часов-НРК) | 8+8 час | |
53. | Выбор темы проекта ( День города, День шахтёра, Пасха, Масленица, 70лет Кузбассу) | 1 |
54. | Обоснование выбранной темы | 1 |
55. | Разработка логотипа | 1 |
56. | Оформление рекламы | 1 |
57. | Составление схемы (составление звёздочки обдумывания) | 1 |
58. | Инструкционные карты (инструкции) | 1 |
59. | Выбор материалов | 1 |
60. | Разработка эскизного варианта изделия | 1 |
61. | Оценка материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта | 1 |
62. | Изготовление образца изделия (Составление сценария) | 1 |
63. | Определение примерной “цены” | 1 |
64. | Отделочные работы | 1 |
65. | Экономический расчет | 1 |
66. | Экологический расчет | 1 |
67. | Оформление работы | 1 |
68. | Защита проекта | 1 |
ИТОГО: | 68 часов |
Основное содержание программы 8 кл.
- Домашняя экономика и основы предпринимательства – 8 часов
- Элементы домашней экономики – 6 часов
- Основы предпринимательства - 2 часа
Цели и значение домашней экономики. Правила ведения домашнего хозяйства, основные виды бытовых домашних работ. Распределение обязанностей в семье. Назначение основных видов современной бытовой техники.
Прожиточный минимум и потребительская корзина. Потребность в планировании бюджета семьи. Составление семейного бюджета, источники его доходной и расходной частей. Постоянные и переменные расходы. Непредвиденные расходы. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Ориентация на рынке товаров и услуг: анализ потребительских качеств товара, выбор способа совершения покупки. Права потребителя и их защита.
Роль членов семьи в формировании семенного бюджета. Личный бюджет школьника. Анализ полученных результатов по разработке выполняемого проекта. Самооценка учащимся проекта.
Формы предпринимательства в России, поиск своего дела. Предпринимательство: сущность, цели, задачи. Организация предпринимательской деятельности в Кузбассе.
Художественная обработка материалов – 14 часов
Элементы материаловедения – 2 часа
Классификация текстильных волокон. Натуральные и химические текстильные волокна. Сравнительная характеристика тканей из натуральных, химических и смесовых тканей. Свойства нитей из различных тканей.
Элементы машиноведения – 2 часа
Назначение и применение приспособлений малой механизации. Различные виды лапок и их использование при изготовлении изделий.
Конструирование и моделирование изделий – 2 часа
Основные направления современной моды. Правила снятия выкроек из журналов мод. Построение чертежа плечевого изделия. Подготовка выкройки к раскрою. Определение расхода ткани.
Раскрой и пошив изделий – 8 часов
Виды женского легкого платья и бельевых изделий. Краткие сведения об ассортименте, тканях и отделках, применяемых для их изготовления. Эксплуатационные, гигиенические требования к легкому женскому платью и бельевым швейным изделиям. Подготовка чертежей и тканей к раскрою. Раскрой и изготовление изделий. Виды отделки изделий и их выполнение. Контроль качества готового изделия.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (НРК) – 10 часов
История народных костюмов Кемеровской области. Моделирование одежды. Национальные костюмы. Виды орнаментов, элементы старинного рукоделия в современной одежде. Изготовление изделий. Выполнение отделки изделия различными орнаментами.
Современное производство и профессиональное образование (НРК) – 8 часов
Предприятия Кузбасса. Экскурсии, знакомство с профессиями, востребованными в Кемеровской области. Экология Кузбасса и производство. Знакомство с профессиями востребованных в городе Прокопьевске. Региональный рынок труда и образовательные услуги в городе Прокопьевске. Технология трудоустройства на примере предприятий Прокопьевска. Карта города и будущее место работы.
Кулинария (НРК) - 8 часов
Блюда национальной кухни народов Кузбасса. Русская масленица, приготовление блинов. Пасха. Традиция проведения пасхи жителей Кузбасса. Способы обработки творога для приготовления пасхи. Особенности приготовления, условия и сроки хранения. Сервировка стола в национальном стиле коренных жителей Кузбасса.
Информационные технологии – 4 часа
Анализ возможностей использования ПЭВМ в работе предприятия (игра “Предприятие”). Деловая переписка. Создание образца визитной карточки. Требование к изготовлению визитной карточки. Подготовка рекламного буклета. Реклама и дизайн. Рекламные объявления и требования к ним.
Творческий проект (8 часов-НРК)+8 часов
Выбор темы проекта (День города, День шахтера, Пасха, Масленица, 70 лет Кузбассу). Особенности системы выполнения проекта. Составление технологической последовательности. Составление звездочки обдумывания. Разработка логотипов. Оценка материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта. Подготовка и защита проекта.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:
Знать:
- Виды и классификацию одежды, требования к одежде. Последовательность построения чертежа и изготовления выкройки, способы и приемы разработки моделей, виды влажно-тепловой обработки, технологию изготовления изделий, требования к качеству готовых изделий, организацию рабочего места; профессию гладильщика, современное оборудование швейных предприятий, элементы экономики (продолжительность труда, себестоимость и рентабельность производства), профессии технолога, швеи-мотористки и закройщицы.
- Виды электробытовых приборов, их назначение, устройство, принцип действия, способы проверки, нахождения и устранения простейших неисправностей, правила безопасности при обращении с бытовыми электроприборами. Применение электрических двигателей в народном хозяйстве, правила безопасности при работе с электробытовыми машинами, назначение, устройство и принцип действия пылесоса и полотера, правила их эксплуатации, рабочие профессии “электромонтер-ремонтник”, “электрослесарь”.
- Назначение, устройство и принцип действия механизмов преобразования движения, причины возникновения и способы устранения простейших неполадок в работе швейной машины, профессия наладчика. Значение машин в народном хозяйстве, основные части машины (двигатель, передаточный механизм, рабочий орган), механизмы швейной машины, участвующие в образовании челночного стежка.
- Принцип производства синтетических волокон и свойства тканей из них, использование тканей и особенности ухода за ними. Классификацию и характеристику тканей по волокнистому составу и назначению, ассортимент тканей, профессии товароведа и продавца тканей;, последовательность построения чертежей и изготовления выкроек, приемы разработки фасонов легкой одежды, виды отделок, профессия художника-модельера; ткани, применяемые для изготовления легкой одежды.
Уметь:
- Определять механизмы преобразования движения и читать их кинематические схемы, выявлять и устранять простейшие неполадки в работе швейной машины. Применять в работе приспособления малой механизации, читать кинематическую схему швейной машины. Распознавать ткани по волокнистому составу и назначению, определять свойства и учитывать их в практической работе при изготовлении изделий; строить и читать чертеж, делать выкройку изделия, разрабатывать фасон выбранного изделия, определять расход ткани на изделие, экономно раскладывать выкройку на ткани, кроить и шить поясное изделие, организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда, определять качество готового изделия и анализировать причины допущенных отклонений.
- Читать электрические схемы электробытовых приборов, выявлять их простейшие неисправности, проводить их испытание, использовать пылесос при уборке помещения.
- Работать в коллективе, распределяя и согласовывая совместный труд.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения раздела “Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов” ученик должен
знать/понимать
- назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;
уметь
- выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее один - два вида художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и. поделочными материалами;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.
В результате изучения раздела “Кулинария” ученик должен:
знать/понимать
- влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;
уметь
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
В результате изучения раздела “Основы предпринимательства”
ученик должен:
знать/понимать
- сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;
уметь
- находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.
Достижение этих целей и решение задач осуществляется при выполнении одного из предложенных проектов.
В результате обучения по курсу “Технология” учащиеся должны:
знать
1) как определять потребности людей;
2) какие знания, умения и навыки необходимо иметь для изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего определенную потребность;
3) как планировать и реализовывать творческий проект;
уметь
1) кратко формулировать задачу своей деятельности;
2) отбирать и использовать информацию для своего проекта;
3) определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие;
4) оценивать идеи на основе выбранных критериев, наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний и умений, необходимых для реализации выбранной идеи;
5) выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления изделий высокого качества;
6) планировать изготовление изделий и изготовлять их;
7) определять затраты на изготовление изделия, оценивать его качество, включая влияние на окружающую среду;
8) испытывать изделие на практике;
9) анализировать недостатки изготовленного изделия и определять трудности, возникающие при его проектировании и изготовлении;
10) формулировать и отстаивать свою точку зрения при защите проекта;
11) определять перечень профессий, необходимых для промышленного изготовления конкретного изделия;
12) использовать элементы маркетинга дли продвижения своего товара, разрабатывать. рекламу своего изделия.
Изучение технологии в школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приемов труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основные задачи обучения
- Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.
- Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.
- Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.
- Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции.
- Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из различных областей для решения практических задач.
- Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Список литературы для учащихся
1. Леонтьев А. В. Технология: учеб. пособие для уч-ся 8 кл. ОУ / А. В. Леонтьев, В. С. Капустин, И. А. Сасова; под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2008.
2. Леонтьев, А. В. Технология: тетрадь творческих работ / А. В. Леонтьев, В. С. Капустин, И. А. Сасова; под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2008.
3. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология: 5-8класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) – 3-е изд., под редакцией В.Д.Симоненко.
Список литературы для учителя
1. Кордол Ю. Зеленый стол. Вкусно и целебно. — Житомир, 1990.
2. Кошкарова Е.Д. Руководство по рукоделию. — М, 1993.
3. Лыба С. Прием гостей. -Липецк, 1992.
4. Любина Ю.Л. Рукодельница. -М., 1998.
5. Ляукина М.В., Кузьмина М.А. Основы художественного ремесла. - М., 1999.
6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - М., 1998.
7. Об использовании метода проектов в образовательной области “Технология”: Письмо Министерства образования РФ № 585/11-13 от 12.04.2000.
8. Уткин П.И. Народные художественные промыслы. — М., 1992.
9. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Проекты в школьном курсе “Технология” // Школа и производство. - 1993. - № 5.
10. Сасова, И. А. Технология: 5-8 классы: программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. - М: Вентана-Граф, 2007.
11.. Павлова.М. Б. Технология. 5-9 классы. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И. А. Сасова. - М.: Вентана-Граф, 2000.
12. Марченко, А. В. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / А. В. Марченко, И. А. Сасова, М. И. Гуревич; под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2004.
13. Павлова, М. Б. Дизайн-подход как основа обучения / М. Б. Павлова, Дж. Питт. - Н. Новгород: НГЦ, 2000.
14. Сасова, И. А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки /И. А. Сасова, А. Ф. Аменд. - М., 1988.
15. Коллекция электронных материалов по технологии в Интернет: http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p2aal.html