Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;
- формировать навыки контроля и самоконтроля.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
- развивать навыки сотрудничества в группах.
Регулятивные:
- развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;
- развивать умение аргументировать, доказывать.
Познавательные:
- использовать предметные знания в модельной ситуации;
- формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Предметные УУД:
- обеспечить усвоение написания мягкого знака на конце слов после шипящих.
Ресурсы: презентация, конверты с заданиями, карточки
Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. | -Глубоко вдохнем. Выдохнем. Здравствуйте, уважаемые ребята! Поприветствуем гостей. Садитесь. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Желаю вам удачи на уроке! Сегодня мы работаем в группах, и вы должны помнить правила работы в группе. Ваш успех будет зависеть не только от знаний, но и от умения работать вместе! |
Создание позитивного настроя на урок.
Слайд № 2 |
Настрой на успешную работу.
Повторяют правила работы в группе. |
Личностные УУД: Формирование интереса (мотивации) к учению. |
||||||||||||||||||||||||
Определение детьми темы урока | - Прочитайте внимательно группу слов,
найдите “лишнее” слово и докажите, почему вы так
считаете. рожь замуж сберечь настежь ночь хорош прилечь вскачь - Что общего у оставшихся слов? Сформулируйте тему урока. А на какие бы группы вы могли разделить данные слова? Обоснуйте свой выбор. |
Слайд № 3 Создание проблемной ситуации “Найди лишнее слово”. |
Предлагают варианты ответов. Доказывают свой выбор.
Формулируют тему урока. |
Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, находить закономерности. Самостоятельно делать выводы. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи | - Что необходимо сделать, чтобы не
ошибиться в правописании Ь на конце слов после
шипящих? 1. Определить часть речи. 2. Вспомнить правило. - Какова же наша задача? 1. Составить таблицу “Мягкий знак после шипящих”. Приступаем к выполнению нашей задачи. |
Создание проблемной ситуации.
Подводит к определению учебной задачи. |
Предлагают свои варианты, доказывают.
Определяют учебную задачу. |
Регулятивные УУД: Определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной речи. |
||||||||||||||||||||||||
Решение учебной задачи. Составление таблицы. |
- Каждая группа работает со своей
таблицей. (6 групп по 5 человек) Если вы выполнили задание, то приступаете к дополнительному заданию. Доп-но: (Учебник) стр. 73, из упр. 1 выписать свою часть речи и графически доказать правописание мягкого знака. - Возьмите конверт синего цвета. Приступаем к выполнению задания. Карточка №1. Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся имена существительные, оканчивающиеся на шипящий. дочь Заполните таблицу.
Карточка №2. Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся имена прилагательные, оканчивающиеся на шипящий. хороший Заполните таблицу.
Карточка №3. Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся глаголы, оканчивающиеся на шипящий. беречь Заполните таблицу.
Карточка №4. Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся наречия, оканчивающиеся на шипящий. вскачь Заполните таблицу.
- Проверим, как же группы справились с заданием. (Каждая группа прикрепляет свою таблицу на доску). - Возьмите конверт белого цвета. Во время проверки мы заполним общую таблицу “Мягкий знак после шипящих”. |
Контролирует работу групп. Предлагает задания.
Наблюдает за выполнением
Подведение к составлению общей таблицы. Выслушивает, подводит итоги на данном этапе. Слайды № 4 – 8. |
Работа в группах. (6групп по 5 человек)
Обсуждают, заполняют таблицы, аргументируют.
Представитель от каждой группы защищает согласованное решение. Заполняют общую таблицу “Мягкий знак после шипящих”. |
Личностные УУД: Знание основных моральных норм. Коммуникативные УУД: Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи. Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию. Представлять информацию в виде таблицы. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее. Регулятивные УУД: Определять цель выполнения заданий
Коммуникативные УУД: Отстаивать свою точку зрения; аргументировать с помощью фактов. Принимать точку зрения другого. |
||||||||||||||||||||||||
Физминутка для глаз. | Презентация. | Организует физминутку. | Выполняют упражнения. | Личностные УУД: Установка на здоровый образ жизни. |
||||||||||||||||||||||||
Решение учебной задачи. | - Ну, а сейчас выполним следующую задачу. - Один представитель от каждой группы вытягивает слово. 1.ЛИНЮЧ 2. ДАЧ 3. НАЗНАЧЬ 4. СТРИЧЬ 5. МУЖ 6. МЕЛОЧЬ 7. РЕШАЕШЬ - Возьмите конверты желтого цвета. - Подберите слова, из предложенной вам группы слов, на эту же орфограмму. Слова: линюч..., дач..., назнач..., стрич..., муж..., мелоч..., решаеш..., горяч..., свеж..., задач..., умнож..., печ..., пейзаж..., тиш..., думаеш..., пахуч..., туч..., намаж..., жеч..., камыш..., глуш..., учиш..., хорош..., рощ..., убереч... - Проверим, как же вы справились с данной задачей.
- Выполняя данное задание, вы должны были видеть орфограммы. - Что для этого вам было необходимо? 1. Знание правил. 2. Внимание. - Сейчас и проверим ваше внимание. |
Выдает слова. Предлагает задание.
Контролирует работу групп.
Организует проверку, делает выводы по решению данной задачи. Слайд № 9.
Создание проблемной ситуации. |
Представитель от каждой группы
вытягивает слово.
Подбирают слова на выбранную орфограмму.
Представитель от каждой группы аргументирует свой выбор.
Высказывают свою точку зрения. |
Коммуникативные УУД: Отстаивать свою точку зрения; аргументировать с помощью фактов. Принимать точку зрения другого. |
||||||||||||||||||||||||
Решение учебной задачи. | - Откройте учебники на стр.74, упражнение
3. - Найдите в тексте четыре орфографические ошибки.
- О чем говорилось в тексте? (о жестах) - Что такое жест? - Что такое мимика? |
Дает задание по учебнику.
Проводит словарную работу. Слайд № 10. |
Работа в группах. Находят орфографические ошибки. Доказывают. Объясняют. Дают толкование слов. |
Коммуникативные УУД: Читать про себя текст учебника, понимать прочитанное. Познавательные УУД: Находить необходимую информацию в учебнике. |
||||||||||||||||||||||||
Физминутка “Поздороваться с помощью жестов” | - Как мы здороваемся с помощью жестов? (пожимаем друг другу руки) - Как здоровались в старые времена китайцы? (пожимали руки сами себе) - Как здороваются лапландцы? (трутся носами) - Как приветствуют друг друга египтяне? (ладонь прикладывают ко лбу) - Как приветствуют африканцы? (передают тыкву) |
Организует физминутку. Слайд № 11. |
Показывают жестами приветствия. | Личностные УУД: Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. |
||||||||||||||||||||||||
Решение учебной задачи. | - Что такое пословица? - Прочитайте пословицу. - Объясните смысл данной пословицы. - Назовите слова, которые вы бы могли поместить в нашу таблицу. - Откройте учебники на стр.73, упражнение 2. - Каждая группа выпишет одну пословицу, соответственно номеру группы, объяснит смысл. - Проверим, как вы справились с данной задачей. |
Слайд № 12. Создание проблемной ситуации. Обобщает ответы детей. Организует работу с учебником. Дает задание. Слушает ответы детей, корректирует их. |
Дают формулировку. Объясняют смысл пословицы. Доказывают свой выбор. Работа в группах.
Представитель от каждой группы объясняет смысл пословицы. |
Коммуникативные УУД: понимать точку зрения другого. Отвечать на вопросы учителя. |
||||||||||||||||||||||||
- Возьмите зеленый конверт. - Каждый из вас приступает к работе с карточкой самоконтроля. Карточка самоконтроля. Прочь, полночь, молодежь, лучь, карандаш, спряч, вскачь, замуж, сберечь, отрежь, свитер, мелочь, лещ, свеж, съеш, навзничь, невтерпёж, прилечь, речь, клещ, загадаешь. - Назовите слова, в которых были допущены ошибки. |
Наблюдает за работой.
Организует самопроверку. |
Индивидуальная работа по карточкам.
Самопроверка. |
Личностные УУД: Ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоконтроль. Познавательные УУД: Наблюдать и делать самостоятельные выводы. Регулятивные УУД |
|||||||||||||||||||||||||
- Сейчас мы с вами выполним тест. - Я читаю вам слова, вы внимательно слушаете. Если в данном слове пишется мягкий знак, то вы ставите плюс, а если не пишется – минус. Слова: ночь, нет туч, гараж, настежь, прячь, дичь, из груш, жечь, свеж. - Обменялись тетрадями, проверим работу. ( +, -, -, +, +, +, -, +, - ) |
Проводит тест.
Организует взаимопроверку. Слайд № 13. Подводит итог тестирования. |
Выполняют тест.
Выполняют взаимопроверку. Делают выводы для себя. |
Регулятивные УУД: Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. |
|||||||||||||||||||||||||
Рефлексия урока. | Каждая группа отвечает на вопросы: Какие задачи ставили на уроке? Выполнили ли их? Для чего нам нужна данная таблица? Кто активно участвовал в работе группы? - Благодарю вас за урок! Молодцы! |
Подводит итог.
Благодарит детей за работу! Слайд № 14. |
Отвечают на вопросы. Делают выводы. |
Регулятивные УУД: Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | - В рабочей тетради “Пишем грамотно №2”, на стр. 19, упражнение 1. | Объясняет домашнее задание. | Слушают и смотрят задание. Задают вопросы. |
Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |