Мягкий знак на конце слов после шипящих

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (285 кБ)


Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;
  • формировать навыки контроля и самоконтроля.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

  • развивать навыки сотрудничества в группах.

Регулятивные:

  • развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение аргументировать, доказывать.

Познавательные:

  • использовать предметные знания в модельной ситуации;
  • формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Предметные УУД:

  • обеспечить усвоение написания мягкого знака на конце слов после шипящих.

Ресурсы: презентация, конверты с заданиями, карточки

Этапы урока Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Организационный момент. -Глубоко вдохнем. Выдохнем.

Здравствуйте, уважаемые ребята!

Поприветствуем гостей. Садитесь.

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

Желаю вам удачи на уроке!

Сегодня мы работаем в группах, и вы должны помнить правила работы в группе.

Ваш успех будет зависеть не только от знаний, но и от умения работать вместе!

Создание позитивного настроя на урок.

 

 

 

 

Слайд № 2

Настрой на успешную работу.

 

 

 

 

Повторяют правила работы в группе.

Личностные УУД:

Формирование интереса (мотивации) к учению.

Определение детьми темы урока - Прочитайте внимательно группу слов, найдите “лишнее” слово и докажите, почему вы так считаете.

рожь

замуж

сберечь

настежь

ночь

хорош

прилечь

вскачь

- Что общего у оставшихся слов?

Сформулируйте тему урока.

А на какие бы группы вы могли разделить данные слова? Обоснуйте свой выбор.

Слайд № 3

Создание проблемной ситуации “Найди лишнее слово”.

Предлагают варианты ответов.

Доказывают свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока.

Личностные УУД:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, группировать, находить закономерности. Самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Постановка учебной задачи - Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в правописании Ь на конце слов после шипящих?

1. Определить часть речи.

2. Вспомнить правило.

- Какова же наша задача?

1. Составить таблицу “Мягкий знак после шипящих”.

Приступаем к выполнению нашей задачи.

Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

Подводит к определению учебной задачи.

Предлагают свои варианты, доказывают.

 

 

 

Определяют учебную задачу.

Регулятивные УУД:

Определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной речи.

Решение учебной задачи.

Составление таблицы.

- Каждая группа работает со своей таблицей.

(6 групп по 5 человек)

Если вы выполнили задание, то приступаете к дополнительному заданию.

Доп-но: (Учебник) стр. 73, из упр. 1 выписать свою часть речи и графически доказать правописание мягкого знака.

- Возьмите конверт синего цвета.

Приступаем к выполнению задания.

Карточка №1.

Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся имена существительные, оканчивающиеся на шипящий.

дочь
(нет) туч
луч
ночь
рожь
плащ
(нет) сокровищ
жилищ

Заполните таблицу.

Часть речи Ь пишется Ь не пишется
  1. 1.

2.

3.

Карточка №2.

Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся имена прилагательные, оканчивающиеся на шипящий.

хороший
хорош
пахуч
свеж
пригож
могучий

Заполните таблицу.

Часть речи Ь пишется Ь не пишется
  1. 1.

Карточка №3.

Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся глаголы, оканчивающиеся на шипящий.

беречь
приедешь
стричь
вспомнишь
назначь
съешь

Заполните таблицу.

Часть речи Ь пишется Ь не пишется
  1. 1.

2.

3.

Карточка №4.

Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся наречия, оканчивающиеся на шипящий.

вскачь
уж
навзничь
настежь
прочь
замуж
невтерпёж

Заполните таблицу.

Часть речи Ь пишется Ь не пишется
  1. 1.

- Проверим, как же группы справились с заданием. (Каждая группа прикрепляет свою таблицу на доску).

- Возьмите конверт белого цвета. Во время проверки мы заполним общую таблицу “Мягкий знак после шипящих”.

Контролирует работу групп.

Предлагает задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдает за выполнением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение к составлению общей таблицы.

Выслушивает, подводит итоги на данном этапе.

Слайды № 4 – 8.

Работа в группах.

(6групп по 5 человек)

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают, заполняют таблицы, аргументируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представитель от каждой группы защищает согласованное решение.

Заполняют общую таблицу “Мягкий знак после шипящих”.

Личностные УУД:

Знание основных моральных норм.

Коммуникативные УУД:

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

Познавательные УУД:

сопоставлять и отбирать информацию.

Представлять информацию в виде таблицы.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее.

Регулятивные УУД:

Определять цель выполнения заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

Отстаивать свою точку зрения; аргументировать с помощью фактов. Принимать точку зрения другого.

Физминутка для глаз. Презентация. Организует физминутку. Выполняют упражнения. Личностные УУД:

Установка на здоровый образ жизни.

Решение учебной задачи. - Ну, а сейчас выполним следующую задачу.

- Один представитель от каждой группы вытягивает слово.

1.ЛИНЮЧ

2. ДАЧ

3. НАЗНАЧЬ

4. СТРИЧЬ

5. МУЖ

6. МЕЛОЧЬ

7. РЕШАЕШЬ

- Возьмите конверты желтого цвета.

- Подберите слова, из предложенной вам группы слов, на эту же орфограмму.

Слова:

линюч..., дач..., назнач..., стрич..., муж..., мелоч..., решаеш..., горяч..., свеж..., задач..., умнож..., печ..., пейзаж..., тиш..., думаеш..., пахуч..., туч..., намаж..., жеч..., камыш..., глуш..., учиш..., хорош..., рощ..., убереч...

- Проверим, как же вы справились с данной задачей.

 

 

- Выполняя данное задание, вы должны были видеть орфограммы.

- Что для этого вам было необходимо?

1. Знание правил.

2. Внимание.

- Сейчас и проверим ваше внимание.

Выдает слова.

Предлагает задание.

 

 

 

 

 

 

Контролирует работу групп.

 

 

 

 

 

 

 

Организует проверку, делает выводы по решению данной задачи.

Слайд № 9.

 

Создание проблемной ситуации.

Представитель от каждой группы вытягивает слово.

 

 

 

 

 

 

 

Подбирают слова на выбранную орфограмму.

 

 

 

 

 

 

Представитель от каждой группы аргументирует свой выбор.

 

 

 

Высказывают свою точку зрения.

Коммуникативные УУД:

Отстаивать свою точку зрения; аргументировать с помощью фактов. Принимать точку зрения другого.

Решение учебной задачи. - Откройте учебники на стр.74, упражнение 3.

- Найдите в тексте четыре орфографические ошибки.

 

- О чем говорилось в тексте? (о жестах)

- Что такое жест?

- Что такое мимика?

Дает задание по учебнику.

 

 

Проводит словарную работу.

Слайд № 10.

Работа в группах.

Находят орфографические ошибки.

Доказывают.

Объясняют.

Дают толкование слов.

Коммуникативные УУД:

Читать про себя текст учебника, понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

Находить необходимую информацию в учебнике.

Физминутка “Поздороваться с помощью жестов” - Как мы здороваемся с помощью жестов?
(пожимаем друг другу руки)
- Как здоровались в старые времена китайцы?
(пожимали руки сами себе)
- Как здороваются лапландцы?
(трутся носами)
- Как приветствуют друг друга египтяне?
(ладонь прикладывают ко лбу)
- Как приветствуют африканцы?
(передают тыкву)
Организует физминутку.

Слайд № 11.

Показывают жестами приветствия. Личностные УУД:

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Решение учебной задачи. - Что такое пословица?

- Прочитайте пословицу.

- Объясните смысл данной пословицы.

- Назовите слова, которые вы бы могли поместить в нашу таблицу.

- Откройте учебники на стр.73, упражнение 2.

- Каждая группа выпишет одну пословицу, соответственно номеру группы, объяснит смысл.

- Проверим, как вы справились с данной задачей.

Слайд № 12.

Создание проблемной ситуации.

Обобщает ответы детей.

Организует работу с учебником.

Дает задание.

Слушает ответы детей, корректирует их.

Дают формулировку.

Объясняют смысл пословицы.

Доказывают свой выбор.

Работа в группах.

 

 

Представитель от каждой группы объясняет смысл пословицы.

Коммуникативные УУД:

понимать точку зрения другого.

Отвечать на вопросы учителя.

  - Возьмите зеленый конверт.

- Каждый из вас приступает к работе с карточкой самоконтроля.

Карточка самоконтроля.

Прочь, полночь, молодежь, лучь, карандаш, спряч, вскачь, замуж, сберечь, отрежь, свитер, мелочь, лещ, свеж, съеш, навзничь, невтерпёж, прилечь, речь, клещ, загадаешь.

- Назовите слова, в которых были допущены ошибки.

Наблюдает за работой.

 

 

 

 

 

Организует самопроверку.

Индивидуальная работа по карточкам.

 

 

 

 

Самопроверка.

Личностные УУД:

Ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоконтроль.

Познавательные УУД:

Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные УУД

  - Сейчас мы с вами выполним тест.

- Я читаю вам слова, вы внимательно слушаете. Если в данном слове пишется мягкий знак, то вы ставите плюс, а если не пишется – минус.

Слова: ночь, нет туч, гараж, настежь, прячь, дичь, из груш, жечь, свеж.

- Обменялись тетрадями, проверим работу.

( +, -, -, +, +, +, -, +, - )

Проводит тест.

 

 

 

 

 

Организует взаимопроверку.

Слайд № 13.

Подводит итог тестирования.

Выполняют тест.

 

 

 

 

 

Выполняют взаимопроверку.

Делают выводы для себя.

Регулятивные УУД:

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Рефлексия урока. Каждая группа отвечает на вопросы:

Какие задачи ставили на уроке?

Выполнили ли их?

Для чего нам нужна данная таблица?

Кто активно участвовал в работе группы?

- Благодарю вас за урок! Молодцы!

Подводит итог.

 

 

 

Благодарит детей за работу!

Слайд № 14.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы.

Регулятивные УУД:

Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Домашнее задание -  В рабочей тетради “Пишем грамотно №2”, на стр. 19, упражнение 1. Объясняет домашнее задание. Слушают и смотрят задание.

Задают вопросы.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.