Обобщающий урок-КВН по теме "Галогены". 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26 МБ)


Цель – обобщение, систематизация и коррекция знаний обучающихся о галогенах, развитие их личностных и коммуникативных компетенций.

При проведении данного урока широко используются межпредметные связи с биологией, географией, математикой, историей, ОБЖ. Урок сопровождается презентацией PowerPoint, музыкой и видеопоказом опытов.

План КВНа (Слайд 2)

  1. Разминка – кроссворд
  2. Конкурс капитанов – «Исторический»
  3. Конкурс «Химический корректор»
  4. Конкурс «Химики-провизоры»
  5. Химическая эстафета
  6. «Своя игра»
  7. Экологический лабиринт

Ход игры

I. Разминка – химический кроссворд по теме «Галогены» (3 минуты).

<Приложение 1>

(Слайды 3-4)

Количество баллов = количество отгаданных слов. Максимум 11 баллов

↓По вертикали Вводное слово: Роль галогенов в окислительно-восстановительных реакциях с металлами.

По горизонтали:

  1. Явление перехода твердого вещества в газообразное, минуя жидкое, характерное для кристаллического йода.
  2. Органическое вещество, полисахарид, синеющее под действием свободного йода.
  3. Заболевание зубов, часто вызываемое недостатком фтора.
  4. Желудочная кислота, содержащая один из галогенов.
  5. Огнеупорная пластмасса, содержащая фтор, применяемая для изготовления сковород и кастрюль.
  6. Общее название соединений брома с металлами.
  7. Важная железа эндокринной системы, содержащая йод.
  8. Цвет газообразного хлора.
  9. Вид ковалентной связи в молекулах галогенов.
  10. Природный минерал состава KCl ∙ NaCl, применяемый как минеральное удобрение.

ОТВЕТЫ: (Слайд 5)

Вводное слово – окислители

1 – возгонка, 2 – крахмал, 3 – кариес, 4 – соляная, 5 – тефлон, 6 – бромиды, 7 – щитовидная, 8 – зеленый, 9 – неполярная, 10 – сильвинит.

II. Конкурс капитанов – «Исторический» (1 минута).

(Слайд 6)            

За 1 минуту на магнитной доске капитаны должны правильно расставить карточки с содержимым ячеек таблицы (задание на соответствие). В каждом столбце 2 ошибки. Каждая исправленная ошибка – 1 балл, всего 6 баллов.

Элемент Перевод с латинского названия Год открытия Ученый, открывший элемент
F неустойчивый 1886 г. А. Муассан
Cl зеленоватый 1826 г. Б. Куртуа
Br зловонный 1774 г. А. Балар
I фиолетовый 1811 г. К. Шееле
At всесъедающий 1940 г. Д. Корсон и К. Макензи

Правильные ответы: (Слайд 6 – щелчок)

Элемент Перевод с латинского названия Год открытия Ученый, открывший элемент
F всесъедающий 1886 г. А. Муассан
Cl зеленоватый 1774 г. К. Шееле
Br зловонный 1826 г. А. Балар
I фиолетовый 1811 г. Б. Куртуа
At неустойчивый 1940 г. Д. Корсон и К. Макензи

III. Конкурс «Химический корректор».

(Слайд 7)

Выполняют отдельные ученики (по 1 человеку от команды), посланные «в командировку» во время проведения химической эстафеты. Каждая найденная и исправленная ошибка – 1 балл, всего 5 баллов, + 1 балл за скорость.

Какие ошибки допустил ученик при оформлении результатов практической работы, нарисовав прибор для получения соляной кислоты? Найдите их и исправьте. <Приложение 2>

Ошибки: (проверкаСлайд 10, после химической эстафеты)

  • нужен не раствор NaCl, а твердое вещество;
  • нужна не сероводородная кислота H2S, а концентрированная серная H2SO4;
  • пробирку необходимо закреплять в лапке не по середине, а в 1 см от отверстия для полного прогрева;
  • нельзя опускать конец газоотводной трубки в пробирку с водой;
  • отверстие пробирки-приемника нужно закрыть ватой.

IV. Конкурс «Химик-провизор».

(Слайд 8)

Перед конкурсом звучит загадка:

Я в желудке есть всегда.
Очень кислая среда.
Я микробов убиваю,
Их в кишечник не пускаю.
И ферменты без меня
Не работают, друзья.
Функции мои важны.
Все вы знать меня должны.

Ответ – соляная кислота (1 балл)

Итак, соляная кислота – жизненно необходимое вещество. Значительная часть поваренной соли, которой человек употребляет в пищу, расходуется организмом именно на синтез этой кислоты. К сожалению, у некоторых людей наблюдается её нехватка, поэтому процессы пищеварения нарушены. Врачи вынуждены прописывать её как лекарство (3%-ный раствор). Ваша задача – вычислить, какой объем хлороводорода (н.у.) потребуется для получения 1 стакана (200 мл) такой кислоты с плотностью 1,018 г/мл. (Ответ округлить до сотых)

На решение данной задачи (во время проведения химической эстафеты) в «командировку» отправляется участник от каждой команды. Правильное решение принесет команде 3 балла + 1 балл за скорость.

Решение: (проверка – Слайд 11, после проверки конкурса «Химический корректор»)

  1. mр-ра = 200 мл ∙ 1,018 г/мл = 203,6 г
  2. m(HCl) = 203,6 г ∙ 0,03 = 6,108 г
  3. V(HCl) = 6,108 г ∙ 22,4 л/моль : 36,5 г/моль = 3,75 л

V. Химическая эстафета.

(Слайд 9)

Командам выдаются карточки с началами уравнений реакций, характеризующих химические свойства галогенов. Участники распределяют их между собой (30 секунд) и записывают полные уравнения на доске по очереди, передавая друг другу мел как эстафетную палочку. В целях экономии времени можно левые части уравнений заранее написать на доске. Каждое правильное уравнение приносит команде 1 балл, всего 5 баллов + 2 балла за скорость. (Неправильно расставленные коэффициенты при правильно составленных формулах продуктов реакции снижают балл на 0,5)

  • Cl2 + 2NaBrр-р = Br2 + 2NaCl
  • I2 + MgCl2 р-р ≠
  • Br2 + H2 = 2HBr
  • F2 + 2Na = 2NaF
  • 5Cl2 избыток + 2P = 2PCl5
  • Br2 + 2KI р-р = I2 + 2KBr
  • Br2 + NaCl р-р ≠
  • Cl2 + H2 = 2HCl
  • 3I2 + 2Al = 2AlI3
  • 2F2 + 2H2O = 4HF + O2

VI. «Своя игра».

(Слайд 12)

Команды выбирают вопросы из таблицы по разным темам различной стоимостью в баллах. Возможны дополнительные баллы за дополнительные вопросы. Время обсуждения – 10-15 секунд.

ТЕМА БАЛЛЫ
А. Загадки о галогенах 1 2 3
Б. Галогены в природе 1 2 3
В. Применение галогенов 1 2 3
Г. «Опыты без взрывов» 1 2 3

А. Загадки о галогенах

1 балл (Слайд 13)
В свободном виде он всех убивает,
Если «связать», то в еду добавляют.
Но ежели в слове мы Л зачеркнем,
То дружно со всеми песню споем.
(хлор – хор)
2 балла (Слайд 14)
Я любимый напиток пиратов,
Хоть для выпечки тоже гожусь.
Одну букву в начало добавишь –
Галогеном тотчас окажусь!
(ром – бром)
3 балла (Слайд 15)
Горючий продукт я, живу на болотах,
Но есть одна буква в названье коротком,
Прыжок её быстрый – и все изменилось:
Я стал галогеном. Так чудо свершилось!
(торф – фтор)

Б. Галогены в природе

1 балл (Слайд 16)

Если выделить всё это соединение галогена из морской воды, то оно покроет Европу слоем толщиной 5 км. Назовите это соединение и его химическую формулу.

Ответ – поваренная соль хлорид натрия NaCl.

Дополнительный вопрос (1 балл): Как называется минерал, содержащий это соединение?

Ответ – галит. (Слайд 17)

Учитель рассказывает о необходимости применения поваренной соли. Об этом говорится и в художественных произведениях, например «Как казаки соль покупали» (Слайд 18). Соль играет важную роль в жизнедеятельности организма. В теле человека, весящего 70 кг, содержится более 150 г соли, запас которой расходуется и нуждается в ежедневном пополнении – около 20 грамм. В год человек съедает 6-8 кг соли, так что «пуд соли съесть» вдвоём можно как раз за один год и хорошо друг друга узнать. Есть и другие поговорки и пословицы, связанные с важной ролью соли. (Слайд 19)

Римским солдатам иногда выдавали жалование солью – отсюда произошло и русское слово – солдат. (Слайд 20) Знаменитый итальянский путешественник 12 века Марко Поло рассказывал о том, как в Китае изготовляли деньги из соли. «Для этого,- писал Марко Поло,- рассол кипятился в небольших котлах. Через час соль принимает вид теста, из него делают нечто вроде пирожков…» После того как на «пирожки» накладывают клеймо императора, чтобы они уподобились настоящим, металлическим, монетам, их «зажаривают» на горячих черепицах.

В некоторых районах Африки, очень бедных солью, обыкновенная поваренная соль ещё недавно ценилась так высоко, что за килограмм соли давали килограмм золота. Лет 70 назад в Эфиопии в обращении ещё были «солёные» деньги. Они представляли собой бруски длиной 65 см и шириной 5 см. Вес их был равен 640 г. Иногда эти своеобразные монеты делились на четыре части. Были в ходу и деньги в виде массивных колёс из соли. (Слайд 21)

В Киевской Руси пользовались солью из Прикарпатья и из соленых озер и лиманов на Руссом (ныне Черном) и Сурожским (Азовским) морях. После присоединения Астраханского края к Московскому государству важными источниками соли стали озера Прикаспия. Здесь впервые солепромышленникам не приходилось “варить” соль, ее просто сгребали со дна озер и отправляли на судах вверх по Волге. И все же потребность в соли не удовлетворялась. Соль обходилась так дорого, что на торжественных пирах ее подавали лишь на столы знатных гостей, прочие же расходились с торжества “ не солоно хлебавши”. От нехватки и дороговизны соли больше всего страдали беднейшие слои населения. Повышение в интересах дворян соляного налога в 1646 г. вызвало движение недовольства низших слоев населения сначала в Москве, затем на юге и в Сибири, потом в Пскове и Новгороде. Это восстание, носившее антифеодальный характер и известное под названием “Соляной бунт” (1648г.), было жестоко подавлено, а соль по-прежнему осталась дорогой и дефицитной. (Слайд 22)

В настоящее время в России разрабатывают различные месторождения поваренной соли (Слайды 23-24):

  • Артёмовское месторождение — самое крупное в Европе
  • Баскунчакское месторождение, добыча из озера ОАО «Бассоль»
  • Илецкое месторождение, добыча в шахте ОАО «Илецксоль»
  • Одесские лиманы (добыча производилась с 1774 по 1931)
  • Эльтонское месторождение. Эльтон

Добыча соли, которая раньше велась вручную, теперь механизирована. (Слайд 25)

2 балла (Слайд 26)

Эти галогены накапливаются в морских водорослях и могут быть вытеснены из их золы или настоя хлорной водой. Назовите галогены.

Ответ – бром и йод.

3 балла (Слайд 27)

Этот минерал фтора аналогичен по составу зубной эмали.

Ответ – фторапатит Ca5(PO4)3F.

Данное вещество часто добавляют в зубные пасты для профилактики кариеса – монофторфосфат кальция, фтор в английском языке – «флюор». (Слайд 28)

Избыток фтора не менее вреден, так как развивается болезнь флюороз – на зубах появляются темные пятна, впоследствии зубы могут разрушаться. (Слайд 29)

В. Применение галогенов

1 балл (Слайд 30)

Соединения этого галогена раньше широко применялись при неврастении и различных неврозах, так как они усиливали процессы торможения в головном мозге. Именно в этом органе человеческого организма содержание этого галогена максимально. Назовите галоген и его соединения.

Ответ – бром, бромиды.

В настоящее время существуют более действенные и менее ядовитые лекарственные препараты. И, тем не менее, бром содержится и в лекарствах, применяемых от кашля и других болезней. (Слайд 31)

2 балла (Слайд 32)

Этот галоген открывает печальную летопись массового применения отравляющих веществ (химического оружия). Где и когда это произошло?

Ответ – галоген – хлор. Его впервые применили как боевое ОВ германские войска в 1-ую мировую войну, в начале 1915 г. около Ипра. (Слайд 33)

Было открыто 6000 баллонов с хлором – 180 тонн. Хлор поразил 15 тысяч человек союзных войск французов и англичан, из них ⅓ – насмерть. 12 июля 1917 г. около того же Ипра было применено ОВ кожно-нарывного действия – дихлордиэтилсульфид, которое впоследствии назвали ипритом.

Дополнительный вопрос – как защититься от губительного действия хора? (1балл) Ответ – с помощью противогаза. (Слайд 34)

3 балла (Слайд 35)

Не так давно эти органические соединения фтора и хлора широко применялись в холодильных установках и для заполнения аэрозольных баллончиков. Назовите эти соединения. Почему их применение в настоящее время ограничено?

Ответ – это фреоны, или хладоны.

Например, фреон-12 CF2Cl2 – дифтордихлорметан, фреон-22 CHF2Cl – дифторхлорметан. С 1 января 2010 года эти вещества запрещены к ввозу в РФ и использованию. Фреоны разрушают озоновый слой Земли, который защищает нашу Землю от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. (Слайды 36, 37)

Г. «Опыты без взрывов»

1 балл (Слайд 38)

Просмотр видео «Отбеливающее действие хлора»

Вывод – отбеливающим действием хлор обладает только в присутствии воды. Составить уравнение взаимодействия хлора с водой, объяснить, кто является окислителем в этой реакции.

Ответ: Cl2 + H2O = HCl + HClO;

разложение хлорноватистой кислоты: HClO = HCl + O, окислителем является атомарный кислород О.

2 балла (Слайд 39)

Просмотр видео «Взаимодействие хлора с металлами»

Составьте уравнения реакций, назовите вещества. Чем является хлор в этих реакциях?

Ответ:

  • Cu + Cl2 = CuCl2
  • 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3

Хлор является окислителем

3 балла (Слайд 40)

Выданы 3 пробирки с растворами солей натрия: хлорида, бромида, йодида. Определите каждый.

Ответ – определение проводим с помощью качественной реакции с использованием реактива – нитрата серебра. Выпадают творожистые осадки галогенидов серебра: AgCl – белый, AgBr – желтоватый, AgI – желтый.

Запись уравнения реакций в общем виде (Г – любой из этих галогенов):

  • NaГ + AgNO3 = AgГ↓ + NaNO3;
  • Ag+ + Г- = AgГ↓

VII. «Экологический лабиринт».

(Слайд 41) <Приложение 3>

Необходимо отвечать на вопросы «ДА» или «НЕТ» и двигаться по указанным стрелкам. Каждый правильный шаг принесет вам балл + 2 балла за скорость.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ, награждение победителей. (Слайд 42)

Можно организовать конкурс лучшего игрока «Самый умный» (оценивают зрители и жюри), наградить грамотой и подарком – фигуркой совы. (Слайд 43)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ВЗАИМОПОМИНАНИЕ! (Слайд 44)

Использованные ресурсы (Слайд 45):

  1. sokrovisha-mira.ru›dengi-iz-soli/
  2. 900igr.net
  3. him.1sept.ru›view_article.php…
  4. school-collection.edu.ru/
  5. experiment.edu.ru/
  6. Популярная библиотека химических элементов. – М., «НАУКА», 1983.