Открытый урок окружающего мира в 3-м классе по теме "В царстве грибов"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: диагностика и коррекция знаний обучающихся по данной теме.

Задачи:

  • Образовательные: обобщить и повторить изученный материал по теме “Грибы”, проверить объем и глубину знаний;
  • Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных умений, как синтез, анализ, сравнение, вычленение главного, меж темное обобщение, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность;
  • Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Будем отвечать активно!
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

– Окружающий нас мир интересно познавать!

– Его тайны и загадки мы готовы разгадать.

II. Повторение. Стадия вызова

Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться!

– А что такое лес? Что вы о нем знаете?
– Какое значение имеет лес в природе
?
– А какую роль он играет в жизни человека?
– Итак, мы отправляемся в лес на природу.
– Давайте вспомним, что такое природа?

– Посмотрите на экран. Что вы видите? (Это кластер, но грозди пустые.)
– В течение урока используя ваши знания мы заполним грозди кластера.
– Какая бывает природа?
– Назовите признаки живой природы.
Какие царства живой природы вы знаете?
– Для того, чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить на уроке, послушайте текст и определите, о чем идет речь?
– Эти живые существа любители поиграть в игру под названием “Угадай, кто я?”. Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашел. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец в 19 веке выделили их в отдельное царство.

“Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы?” (Гриб.)

– О чем шла речь?
– Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая.).
– Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)

Учитель: А почему, по вашему мнению, сбор грибов так называют? (Ответы.) Грибная удача улыбается тем, кто приходит в лес рано. Как только рассветет, грибы собирает неспешно. Тихая охота не бег с целью покрыть как можно большую площадь леса. Она требует внимания, чуткости и осторожности. Поэтому и называется она тихой.

Учитель: Русским народом сложено много пословиц и поговорок о грибах. Некоторые из них перед вами, но они распались на две части. Соберите их.

Учитель: Вам вряд ли приходилось видеть как растут грибы. Сегодня у нас с вами есть такая возможность: посмотреть рост грибов в ускоренной съемке.

– А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений.)
– Почему? (Они растут на земле.)
– А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод.)
– Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток.)
– А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
– В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет.)
– А к миру животных? (Тоже нет.)
– Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы.) – Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
– Значит, тема нашего урока “В царстве грибов”.
– Какие же цели мы поставим для проведения урока?

Знать –
Уметь –
Развивать –
Воспитывать –

– Существует целая наука, посвященная ее изучению. Она называется “микология”.
– Ребята, что вы знаете о грибах?
– Раз, вы так много знаете, то тогда давайте поиграем в игру “Верите ли вы, что…”. У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы в первой строчке ставьте плюс, если согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

В конце урока мы вернемся к таблице и увидим, насколько вы были правы.

  • Грибы – это растения.
  • Главной частью гриба является плодовое тело.
  • Шляпка и ножка образуют плодовое тело.
  • Может ли гриб вырасти на дереве?
  • Животные едят несъедобные грибы.
  • Шампиньон – это ядовитый гриб.
  • Бледная поганка – это съедобный гриб.
  • Размножаются грибы спорами.
  • Все грибы можно употреблять в пищу.
  • Желочный гриб – это съедобный гриб.

(-,-,+,+,+,-,-,+,-,-.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   
                   

– Я вижу, что вы вполне готовы к работе.

III. Стадия осмысления.

IV. Физкультминутка.

– Вспомните загадку и скажите, какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка.)
– Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочные.
У меня на доске и в ваших тетрадях имеется рисунок строения шляпочного гриба. Давайте вместе разберемся, как называются части гриба. Подпишите части гриба на ваших рисунках.
– Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть.)
– Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка.)
– В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название “плодовое тело”.
– Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть.)
– А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни.)
– Какое бы вы ей дали название?
– А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий)”.
– Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов.)
0 Вот грибница-это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело.

Чтение текста с пометами (прием “Инсерт”).

Работа в группах.

– Работа в группах поможет ответить не только на этот вопрос, но и узнаете что-то новое.

(Та группа, которая закончила работу, делают домик (руки вместе).)

– Переверните листы, возьмите в руки карандаши, ознакомьтесь с текстом с помощью приема “Инсерт”

“V” – информация мне известна.
“+” – узнал что-то новое.
“--” – думал иначе.
“?” – хочу уточнить (спросить).

– Кто отметил “V” – информация мне известна?
– Какую информацию ты уже знал?
– А для кого это было новым?
– А для кого другая информация была новой?
– Кто до знакомства с текстом думал иначе?
– Кто отметил информацию “хочу уточнить”
– А как гриб питается? Найдите ответ на вопрос в учебнике на странице 118.
– Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).

Содружество растений и грибов.

– Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску!

Слайды с изображением “подберезовика”, “подосиновика”.

– О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами и березами.)
– Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами…
– Почему так происходит? (У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.)
– Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да.)
– Давайте с вами выполним задание и узнаем, как называется сбор грибов в лесу?

“Тихая охота”.

– Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”? Послушайте, что об этой охоте сказал писатель Сергей Аксаков . Я читаю отрывок.
– В числе разнообразных охот человеческих имеет свое место и смиренная охота ходить по грибы. Хотя она не может равняться с другими охотами, более оживленными, но может соперничать со многими. Я даже готов отдать преимущество грибам, потому что их надобно отыскивать, следовательно, можно и не находить, тут примешивается некоторое умение, знание месторождения грибов, знание местности и счастье. Недаром говорит пословица: “Со счастьем хорошо и по грибы ходить”.

Учитель: А почему, по вашему мнению, сбор грибов так называют? (Ответы.) Грибная удача улыбается тем, кто приходит в лес рано. Как только рассветет, грибы собирает неспешно. Тихая охота не бег с целью покрыть как можно большую площадь леса. Она требует внимания, чуткости и осторожности. Поэтому и называется она тихой.

Учитель: Русским народом сложено много пословиц и поговорок о грибах. Некоторые из них перед вами, но они распались на две части. Соберите их.

Работа с пословицами.

– Какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные.)

Работа с карточками.

Шляпочные грибы – это небольшая часть царства грибов.

– А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы.
– Всходит ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, пьем ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков – нигде не обошлось без встречи с грибами. Это самые знакомые и самые таинственные существа.
Рассмотрите плесень под микроскопом и докажите, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб.)
– Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы.)
– Можно назвать ее грибом? (Да.)
– Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет.)
– Почему? (У нее нет шляпки.)
– Совершенно верно. Этот вид грибов называется “плесневые” Знали ли вы об этом?

Зеленая плесень на мандарине – называется пеницилл. Этот плесневый гриб разводят специально, чтобы получать лекарство– пенициллин.

Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов. Демонстрирую упаковку таблеток.

– Кто питается грибами?
– А люди используют грибы в пищу? (Да.)
– Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют.)
– Я пришла к вам с непустыми руками. Я пришла с грибами. (Показ банки с маринованными грибами.)
– Как вы думаете, где и когда я их собирала? (Осенью, в лесу.)
– Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму.
– А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).
– Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет.)
– Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.)
– Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.
– А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка.)

Показ гриба “Бледная поганка”.

– Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.

Работа в паре.

– Давайте составим памятку и запишем 3 правила.
– Итак, давайте вернемся к нашему тесту и ответим на вопросы еще раз, но ответ запишем на второй строке.
– Кто допустил 4 ошибки …

Итог.

– И, как итог нашего урока, я хочу вас попросить составить синквейн о грибах.

Грибы.
Вкусные, ядовитые.
Живут, растут, питаются.
Грибы нуждаются в охране.
Царство (жизнь, мусорщики).