Цели:
Предметные:
- продолжить работу с главными, второстепенными и однородными членами предложения;
- учить приемам анализа и синтеза;
- повторить правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.
Метапредметные:
Познавательные УУД: формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; уметь на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: формировать умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом , оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
- формировать умение высказывать своё отношение, свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование: карточки для определения настроения, карточки с упражнением.
Ход урока
Оргмомент.
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
- С каким настроением вы начинаете урок? (показ карточки с соответствующим цветом)
- Постараемся работать с хорошим настроением, чтобы результат порадовал нас.
Прочитайте слова на доске: МОРФОЛОГИЯ, СИНТАКСИС, ОРНИТОЛОГИЯ, ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ФОНЕТИКА.
Фонетика-наука, изучающая звуки.
Морфология – наука, изучающая части речи.
Синтаксис – изучает предложение (словосочетание).
Лексикология – изучает словарный состав языка
Стадия вызова
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
- Что такое предложение?
Прочитайте предложения.
Человека ценят не по словам, добро помнит.
Красна птица опереньем, а по делам.
Русский человек, а человек – уменьем.
Проверка д.з.
Мы работали с предложениями. Чтобы систематизировать пройденные знания по теме “Предложение”, проверим как вы дома составили кластер .
Работа парами. Поменяйтесь кластерами. Осуществляем взаимопроверку.
Вопросы по кластеру.
- Как назвали кластер?
- Как назвали 1 группу? (по цели высказывания) Какие понятия вошли в 1 группу?
- Как назвали 2 группу? (по интонации) Какие понятия вошли во 2 группу?
- Как назвали 3 группу? (по наличию второстепенных членов) Какие понятия вошли в 3 группу?
- Как назвали 4 группу? (главные члены предложения) Какие понятия вошли в 4 группу?
- Как назвали 5 группу? (второстепенные члены предложения) Какие понятия вошли в 5 группу?
Оцените работу своего одноклассника. Назовите критерий.
Мы обобщили знания о предложении.
Словарно-орфографическая работа.
- Из чего состоит предложение? (из слов)
- Поработаем со словами. Проведем орфографическую разминку.(1 человек у доски комментировано)
КЛЮЧ, БЕРЕЗА, СОЛНЦЕ, ДОБРО, УЛОВ, СЕВЕР, СРОК
Получилось слово ЧЕЛОВЕК.
1. Объясните значение слова.
Человек - это живое существо, но и животные тоже живые существа.
А чем человек отличается от животного? (человек умеет говорить, мыслить, трудиться).
2. Назовите орфограммы.
В слове человек две непроверяемые безударные гласные е и о, парная согласная к.
3. Запишите. Выделите орфограммы. Напишите транскрипцию.
Что вы заметили? (Написание и произношение различны. Надо знать написание словарного слова.)
4. Обратим внимание на пословицы, составленные вначале урока.
“Человека ценят не по словам, а по делам”
“Красна птица опереньем, а человек – уменьем”
“Русский человек добро помнит”
Какие пословицы можно объединить между собой и по какому признаку? (1и3 имеют общий смысл. Человека ценят за его умения, дела и поступки. Особенно в его помощи нуждаются беззащитные существа. Это …… птицы. Когда у птиц тяжелые времена, как человек им может помочь?)
А знаете ли вы, что Союз охраны птиц России ежегодно объявляет птицу года. Символ 2013 года – орлан-белохвост. (Показ иллюстрации)
- Найдите пословицу, которая соответствует тематике предыдущих уроков.
- (Человека ценят не по словам, а по делам.)
- Почему? (В нем есть однородные члены предложения, а о них мы говорили на предыдущих уроках)
- Назовите однородные члены предложения. (словам, делам)
- Итак, назовите тему нашего урока. Составим план урока.
Физминутка.
- Все встаньте. Я буду сейчас читать предложения с однородными членами и без, а вы, если услышите однородные слова, делаете хлопок, а если нет - топаете.
- Постарайтесь посчитать, сколько предложений с однородными членами я прочитала: (3)
Ласточки, скворцы и соловьи улетают на юг.
Весной они возвращаются на Родину.
Они щебечут, суетятся, а не ленятся.
Птицы строят гнезда.
Появились гнёзда под крышами, на деревьях, в кустах.
Пора выводить птенцов.
Работа в группе.
Проверить ваши знания поможет выполнение упражнения.
Упражнение.
Прочитайте предложения. Напишите, ориентируясь на таблицу и учитывая смысловую связь между ними. Вставьте пропущенные буквы.
У нее яркое, праз…ничное оп…рение.
Щегол-певчая птица.
Щегол вьёт гнезда на сливе, яблоне, клене, тополе.
Щеглята выл…тают из гн…зда, сб…ваются в стайки и кочуют в окрес…ностях.
Пт…нцов кормят с…менами и насекомыми.
Он облицовывает свой дом мхом, пухом, хвоинками.
№ | Однородные члены предложения |
||
подлежащие |
сказуемые |
второстепенные члены |
|
1 | - |
- |
- |
2 | - |
- |
2 |
3 | - |
- |
4 |
4 | - |
- |
3 |
5 | - |
- |
2 |
6 | - |
3 |
- |
- Щегол – певчая птица.
- У нее яркое, праздничное оперение.
- Щегол вьет гнезда на сливе, яблоне, клене, тополе.
- Он облицовывает свой дом мхом, пухом, хвоинками.
- Птенцов кормят семенами и насекомыми.
- Щеглята вылетают из гнезда, сбиваются в стайки и кочуют в окрестностях.
- Составим алгоритм работы.
1. Вставим пропущенные буквы. На какие группы можно разделить слова по орфограммам?
2. Найдите предложение по таблице.
3. Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу.
4.Назовите однородные члены предложения. Подчеркните.
5.Где и почему нужно поставить знаки препинания?
- Что у нас получилось? (Текст). Докажите.
- Текст объединен одной темой. Определите тему текста.
- Проработайте текст методом инсертного чтения (маркировка текста карандашом)
“V ” – это я знал | “+” – новая информ. | “–” я думал иначе | “?” – хочу узнать больше |
Проверка работы групп (выступление спикеров у доски, оценивание)
- Сегодня мы часто употребляли слова ЧЕЛОВЕК, ПТИЦЫ.
- Человек может быть рыцарем? Кто такой рыцарь? (Человек, совершающий благородные поступки.)
- А птица может быть рыцарем? (Предположения детей)
- Рассказ учителя: Снегирь-рыцарь. Даже голодные снегири всегда уступают самкам лучшие гроздья рябины и крупные почки деревьев.
Итог
Отметь ложные высказывания.
- Члены предложения называются однородными, если отвечают на один и тот же вопрос.
- Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения;
- В устной речи однородные члены предложения выделяются интонацией перечисления.
- Однородные члены могут относиться к разным словам.
- Между однородными членами всегда ставится запятая.
- Кто догадался, что обозначает слово на доске? (Это наука, изучающая птиц.)
- Смогли ли мы на уроке русского языка пополнить свои знания и сведениями из окружающего мира?
- О каком явлении в русском языке мы говорили?(Об однородных членах предложения)
- На какие знания вы опирались? (Понятие предложения, главных членов, второстепенных)
- Какие умения формировали на уроке? (Умение находить однородные члены предложения)
- Составьте СИНКВЕЙН.
Домашнее задание.
Упражнение. Прочитайте текст, попробуйте выделить главное и оформить это в виде кластера:
Составьте и введите в текст предложение, объясняющее, что такое гнездо. Дополненный текст напишите. Вставьте нужные буквы, раскройте скобки. Подчеркните однородные члены предложения.
Гнезда
Гнезда лепят (,-) пл…тут (,-) складывают. (У) гр(а,о)чей (,-) и в(а,о)рон гнезда сложены (из) суч(ь,-)ков. (У) ремеза гнездо слеплено (из) мха и паутины. С(е,и)ницы, дятлы прячут св(а,о)и гнезда (в) дупле. Ч(а,я)ще всего птич(ь,-)е гнездо похоже (на) ч(а,я)йную ч(а,я)шечку. Оно сплетено (из) веточек (,-) внутри выстлано пухом (,-) пер(ь,-)ями (,-) и шерст(ь,-)ю. Каждую в(и,е)сну большинство птиц в(ь,-)ют гнездо заново.
Рефлексия.
Я узнал…
Я повторил …
Мне понравилось…
Я хочу …
- Спасибо за работу. Мне было очень интересно с вами работать, учиться, делать открытия.
Литература
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.