Урок физики по теме "Плавание тел" с ЭОР. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель урока: Выяснить условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает и плавает. Убедиться в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения силы тяжести и выталкивающей силы Архимеда, плотностей жидкости и тела, погруженного в жидкость.

Задачи:

Образовательные:

1. Актуализировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела.

2. Выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести.

3. Сформировать знания и умения объяснять условия плавания тел, предсказывать поведение тел, погруженных в жидкость.

Развивающие:

1. Развивать навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.

2.Развивать способность к творческому мышлению и анализу.

3.Расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике.

4.Развивать умение логически мыслить.

Воспитательные:

1.Формирование навыков самостоятельной работы над общей проблемой.

2. Развитие навыков самоконтроля.

3.Воспитание трудолюбия, настойчивости в достижении цели.

4.Воспитание убежденности в возможности познания природы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: при объяснении новой темы учащиеся участвуют в обсуждении отдельных вопросов, делают записи в тетради в виде опорного конспекта, самостоятельно работают с интерактивными моделями и закрепляют полученные знания.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс (1 ученик – 1 ПК), мультимедийный проектор, интерактивная доска.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1

Этап урока Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика Время (в мин)
1 Организационный момент   Учитель приветствует учащихся.

Объявляет тему урока.

Приветствуют учителя

Занимают рабочие места.

1мин
2 Актуализация знаний, повторение пройденного материала. Модуль 1 “Озвученная иллюстрация для изучения закона Архимеда”.

Модуль 2

Тест к уроку “Закон Архимеда”.

Предлагает ученикам вспомнить закон Архимеда. Учитель демонстрирует ЭОР: Модуль 1 и предлагает внимательно просмотреть, прослушать озвученную иллюстрацию, чтобы повторить пройденную тему.

Предлагает учащимся выполнить тест из пяти заданий с выбором ответа, представленный в ЭОР: Модуль 2 (1 ученик – 1 ПК); контролирует выполнение теста и выставляет оценки.

Просматривают предложенную иллюстрацию, слушают комментарии, вспоминают пройденный материал.

Формулируют закон Архимеда.

Самостоятельно выполняют тест и проверяют правильность выполнения заданий.

5 мин
3 Постановка цели урока   В беседе с учащимися формулируются цели урока и составляется план урока:

1. Выяснить, как ведут себя тела, погруженные в жидкость.

2. На конкретных примерах выяснить, от чего зависит поведение тел, погруженных в жидкость.

3. Научиться предсказывать поведение тел, погруженных в жидкость.

4.Сформулировать условия плавания тел.

Принимают участие в диалоге с учителем. Формулируют совместно цели урока.

План записывают в тетрадь.

6мин
4 Введение нового материала Модуль 3: “Выталкивающая сила в соленой воде”.

Модуль 4: Видеофрагмент “Гиря в воздухе, воде и ртути”.

Модуль 5: Интерактивная модель “Плавание тел”.

Предлагает учащимся ответить на вопрос, где легче плавать в пресной или соленой воде?

Предлагает посмотреть озвученные иллюстрации “Выталкивающая сила в соленой воде”. Контролирует просмотр.

Предлагает просмотреть видеофрагмент “Гиря в воздухе, воде и ртути” и сделать вывод о том, что одно и то же тело ведет себя по-разному в разных жидкостях.

Предлагает выполнить интерактивное задание “Плавание тел” и сделать вывод, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения плотностей тела и жидкости, в которую погружено тело.

Контролирует выполнение интерактивного задания и ведение записей.

Отвечают на вопрос учителя.

Воспринимают информацию.

Выполняют интерактивное задание.

Делают выводы о поведении тел в жидкости. Записывают вывод:

а) что одно и то же тело ведет себя по-разному в разных жидкостях.

б) поведение тел в жидкости зависит от соотношения плотностей тела и жидкости, в которую погружено тело.

8 мин
5 Введение нового материала Модуль 6 посвящен теме “Условия плавания тел”. Демонстрирует ЭОР: Модуль 6 на интерактивной доске, предлагает учащимся изучить ЭОР на своих ПК, при этом ответить на вопросы и записать в тетрадях опорный конспект

Комментирует ответы учеников, контролирует запись конспекта.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Записывают конспект. 9 мин
6 Введение нового материала Модуль 7: “Изучение условий плавания тел”. Демонстрирует ЭОР: Модуль 7. Предлагает учащимся выполнить лабораторную работу “Изучение условий плавания тел” и заполнить интерактивную таблицу сравнения сил тяжести и Архимеда.

Контролирует выполнение лабораторной работы учащимися.

Выполняют задание.

Заполняют таблицу.

Сравнивают значения силы Архимеда и силы тяжести.

Делают вывод: если Fарх = Fтяж, то тело плавает, а если Fарх < Fтяж, то тело тонет, если Fтяж < Fарх, то тело всплывает.

8 мин
7 Закрепление изученного на уроке материала Модуль 8: “Поведение тел в жидкостях с разной плотностью” Демонстрирует ЭОР: Модуль 8. Предлагает учащимся проверить полученные на уроке знания, выполнив интерактивное задание по предсказанию поведение яйца в жидкости и адекватно расставить силы (моделирование опыта). Контролирует выполнение задания. Выполняют интерактивное задание на своих ПК (1 ученик – 1 ПК):

а) сравнивают силы,

б) изображают их графически,

в) предсказывают поведение яйца,

г) проверяют результат.

5 мин
8 Подведение итогов урока   Формулирует выводы по уроку: Оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки. Устно фиксируют выводы. 2мин
9 Домашнее задание   Формулирует задание, комментирует его: § 50

Упражнение № 25 (4,5).

Воспринимают информацию, записывают задание в дневниках 1мин

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Таблица 2

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
  “Архимедова сила” Модуль 1 И-типа Рисунок, текст, звук. Озвученная иллюстрация для изучения закона Архимеда. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bcba5e0d-3bb7-4a6b-beaf-23ab9435b069/7_215.swf
  Тест к уроку “Закон Архимеда” Модуль 2 К-типа Интерактивное задание – тест из пяти вопросов с выбором ответа и автоматизированной системой проверки. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b38-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
  “Выталкивающая сила и плотность жидкости” Модуль 3 И-типа Иллюстрированный и озвученный рассказ о различной величине архимедовой силы в пресной и солёной воде. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e8d81bd5-7eb5-4f98-9c19-92c0155d772a/7_225.swf
  “Гиря в воздухе, воде и ртути” Модуль 4 И-типа Видеофрагмент, в котором демонстрируется как железная гиря тонет в воде и плавает в ртути. http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%09+%C3%E8%F0%FF+%E2+%E2%EE%E7%E4%F3%F5%E5+%E2%EE%E4%E5+%E8+%F0%F2%F3%F2%E8+%28N+187496%29+&
  “Плавание тел” Модуль 5 П- типа Интерактивная модель, позволяющая провести виртуальный опыт по выявлению зависимости глубины погружения плавающего тела в жидкость от соотношения плотностей тела и жидкости. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a27cd5f3-8d8a-49f0-8984-65f3ab683f6a/7_220.swf
  “Условие плавания тел” Модуль 6 И-типа Информационный модуль посвящен теме “Условия плавания тел” иллюстрации и текст, четыре вопроса по теме урока, конспект урока. http://fcior.edu.ru/card/14152/uslovie-plavaniya-tel.html
  “Изучение условий плавания тел”. Модуль 7 П-типа Виртуальная лабораторная работа по теме “Изучение условий плавания тел”. Помимо интерактивной модели “Экспериментальная проверка закона Архимеда” в модуль входят 2 задания для закрепления знаний. http://fcior.edu.ru/card/8130/izuchenie-usloviy-plavaniya-tel.html
  “Поведение тел в жидкостях с разной плотностью” Модуль 8 П-типа Интерактивное задание по моделированию эксперимента, в котором необходимо предсказать поведение яйца в жидкости и адекватно расставить силы. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d42f11e9-ad13-11db-ad09-0050fc69ce6f/%5BPH-SED-07_1-2-05%5D_%5BID_002-01%5D.swf