Учебный кейс по предмету "Технология". Раздел "Уход за одеждой"

Разделы: Технология


Введение.

Когда-то единственной одеждой человека была шкура убитого животного. Сегодня же в нашем гардеробе предусмотрена соответствующая “шкурка” для любого события в нашей жизни: детская одежда, женская и мужская одежда, одежда для беременных, спортивная, модная, зимняя, рабочая. 
Одежда будет дольше служить при условии правильного обращения с ней. Одежде надо отдыхать. Ее надо проветривать, чтобы предотвратить образование затхлого запаха. Поэтому полезно менять верхнюю одежду каждый день. Подсказки по уходу за одеждой указаны на бирке, пришитой к вещи с изнанки. Одежду периодически надо стирать. Но это не единственный способ сохранить одежду в том виде, который позволяет нам в ней “выглядеть”. Ведь встречают, по-прежнему, по одежке. И задумываемся мы об этом уже в магазине, когда решаем проблему “Буриданова осла”, выбирая обновку. (Напомню, что он умер от голода, стоя между 2 стогами сена, не решив с какого начать трапезу.) Так с чего начинается уход за одеждой?

Цели, задачи:

  • Развивающие: совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля и самоконтроля; развивать самостоятельность.
  • Образовательные: ознакомить учащихся со способами стирки, сушки, утюжки текстильных изделий, с символами по уходу за изделиями, изучить эти символы.
  • Воспитательные: продолжить воспитание аккуратности, желание всегда выглядеть привлекательно и опрятно.

Текст кейса (описание ситуации и формулировка задания).

Кейс – задание.

В мультфильме “Маша и медведь” есть такой фрагмент: медведь стирает грязное платье девочки, которая попала в лужу. Шьет ей новую одежду, но Маша опять опрокидывает на себя то банку с молоком, то кастрюлю с вареньем, то перепачкается малиной. И каждый раз медведь шьет девочке новое платье, а предыдущее стирает. На веревке сушатся наряды Маши.

Время, проведенное с Машей, для медведя превратилось в настоящее испытание.

Задание. Проанализировать поведение Маши из мультфильма.

Уточнение задания. Как вы думаете, почему медведь каждый раз шил новое платье?

От чего зависит срок носки одежды?

Что включает в себя уход за одеждой?

Вы видели в мультфильме , что на веревке висит много машиной одежды. И сегодня мы поможем медведю ее погладить. Так как платья шили сами, на них нет ярлыков, поэтому сначала нам надо будет определить из какого материала сшиты машины наряды. А у меня сохранилась лоскутики, оставшиеся после раскроя платьев. Вам придется провести исследовательскую работу, чтобы определить из какого материала сшиты платья и как их надо гладить.

Контекст задания.

  1. Подберите и изучите информацию о правилах ухода за одеждой из различных тканей.
  2. Выясните как влияет конкретная ситуация на правила ухода за одеждой.
  3. Выясните, каким образом влияет вид ткани на уход за изделием.
  4. Провести исследовательскую работу по определению сырьевого состава ткани. Создать ярлык, исходя из сырьевого состава, подобрать символы ухода за изделием.

Информационные приложения для анализа.

Приложение. Рисунки

Приложение 1. Из истории одежды.

Приложение 2. Материалы, из которых изготовлена наша одежда.

Приложение 3. Уход за одеждой.

Приложение 4. Приборы бытовой техники.

Приложение 5. Символы по уходу за одеждой.

Приложение 6. Практическая работа № 1.

Приложение 7. Таблица “Основные характеристики текстильных волокон”.

Приложение 8. Глоссарий основных терминов по теме.

Приложение 9. Библиография.

Методические рекомендации для преподавателя.

Данный кейс “Уход за одеждой” может быть использован в учебном процессе, позволит повысить интерес к специальным дисциплинам у обучающихся.

Данный кейс поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, закрепить изученный материал.

Метод кейсов позволяет на каждом занятии экономить учебное время, которое можно использовать для углубления и закрепления изучаемого материала, индивидуальной и творческой работы с обучающимися.

Предлагаемая технология обучения основана на реальных жизненных ситуациях, поэтому обогащает обучающихся фактическим материалом, развивает интеллект, творческие способности, образное мышление, учит из множества решений находить самое рациональное и оригинальное.

Материалы: лоскутки тканей, трикотажа из натуральных и химических волокон.

Оборудование: спиртовка, лоток, тигельные щипцы для исследовательской работы.

На доске: эпиграф: “Береги честь смолоду, а платье – снову”, таблица “Условные обозначения на моей одежде”

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин.)

Объявление темы урока, цели.

2. Основная часть.

Просмотр мультфильма “Маша и медведь” 18 серия “Большая стирка”.

2.1. Опрятность и неряшливость в одежде. (3 мин.)

– Проанализировать поведение Маши из мультфильма.

Одежда сопровождает человека всю его жизнь. Люди подбирают ее в соответствии со своим вкусом, веяниями моды, сезоном и т. д. Иногда случается слышать такие реплики: “опрятный человек, неряшливый человек”. А почему так говорят? Вам, ребята, было дано задание найти значение этих слов. Кто нашел и может рассказать нам об этом? (Ответы учащихся.) (Приложение 8)

НЕРЯХА – (разг.) неряшливый человек. Имеет неряшливый вид.
НЕРЯШЛИВЫЙ – неаккуратный, лишенный опрятности. Неряшливая одежда.
ОПРЯТНЫЙ – чистый, чистоплотный, аккуратный.

– Опрятность можно отнести к достоинствам человека, а неряшливость к его недостаткам.
Бережливость, аккуратность, опрятность во все времена и у всех народов считалась добродетелью человека – его большим достоинством. Если вы, ребята, постараетесь, то тоже сможете приобрести такие качества. Но здесь нужно и хотенье, и уменье.

2.2. Уход за одеждой. (4 мин.) (Приложение 3)

– Чтобы наша одежда выглядела опрятно за ней нужно ухаживать. Давайте вспомним, а как можно ухаживать за одеждой? (Ответ: чтобы одежда выглядела опрятно, нужно ее стирать, сушить, гладить, ремонтировать по мере необходимости, например, пришивать оторвавшиеся пуговицы.)
– Помогают нам ухаживать за одеждой наши домашние помощники: приборы бытовой техники – стиральные машины и утюги. (Приложение 4)

 2.3. Способы ухода за изделиями из химических волокон. (4 мин.)

В 5-6-х классах мы с вами изучали, как нужно ухаживать за одеждой из натуральных волокон. О том, как ухаживать за одеждой из химических волокон нам расскажет… (предварительно дается опережающее задание для сильного ученика). (Приложение 2)

После прослушивания практических советов по уходу за текстильными изделиями, класс записывает вид ухода за одеждой, например стирка, и несколько практических советов, которые им покажутся наиболее интересными. Можно записать то, о чем дети раньше не знали. Но несколько советов должно быть записано по каждому виду ухода в тетради.

2.4. Символы ухода за текстильными изделиями. (4 мин.) (Приложение 5)

Каждое изделие имеет этикетку, на которой дана информация по уходу за ним. Существуют международные обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки, отбеливания и глажения текстильных изделий и трикотажа. Предприятия всегда маркируют выпускаемые ими изделия. Символы печатаются на специальной ленте – ярлыке и пришиваются с изнаночной стороны. 
Изучим таблицу “Символы ухода за текстильными изделиями” на стр. 94 учебника. Глядя на таблицу, ответьте, какие способы ухода за одеждой здесь представлены? Правильно – это стирка, сушка в устройстве, утюжка, химчистка, отбеливание, сушка на воздухе. Эту таблицу вы будете использовать при выполнении практической работы “Условные обозначения на моей одежде”.

3. Практическая работа “Условные обозначения на моей одежде”. (10 мин.) (Приложение 6)

Исследовательская работа “Создание ярлыка для изделия”.

4. Практические советы по уходу за текстильными изделиями. (7 мин.) (Приложение 3)

СТИРКА, СУШКА, ГЛАЖЕНИЕ

5. Фантазии о тканях будущего. (3 мин.)

– Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем и попробуем пофантазировать. Какой вы видите одежду будущего? (Ответы.) Наша жизнь так устроена, что то, что вчера было фантазиями, сегодня становится реальностью. Я хочу рассказать вам об “умных тканях” или о фантастике, ставшей реальностью.
Специалисты, работающие в мире моды, считают, что ее будущее рождается не столько в домах моделей, сколько в научных лабораториях, занимающихся разработкой принципиально новых материалов.
Американские изобретатели электронной одежды создают платья – дисплеи, меняющие цвет, рисунок и орнамент от прикосновения руки. Представляете – взмах руки – и клетчатое платье становится фиолетовым в крапинку, здорово, правда!
Одежда с искусственным интеллектом – еще одна мечта ученых. В Мюнхене разрабатываются ткани, в которые изначально можно будет встраивать небольшую бытовую технику, вроде плеера, медицинских приборов.
Большой интерес представляют исследования американских ученых, которые уже несколько лет работают над созданием ткани, которая будет самостоятельно очищаться от грязи, болезнетворных микробов, неприятного запаха. Для достижения подобного эффекта предполагается волокна населить колониями особых бактерий, которые будут жить и размножаться, поглощая пыль, пот и т.п.
Российским ученым удалось вести экстракты льна в синтетический материал и получить новое текстильное волокно, по своим свойствам не уступающее льну. Сейчас ученые создают одежду для космонавтов. В волокно вводятся специальные магнитные компоненты, которые позволят сделать особую “прилипающую” ткань. Тогда при переодевании в условиях невесомости одежда не будет летать по всему кораблю, создавая космонавтам неудобства, а прилипнет к металлическим частям.

6. Народная мудрость гласит… (2 мин.)

– Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу “Береги честь смолоду, а платье снову”. Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Ответ.) 
– Вам, ребята, было дано задание: найти пословицы, которые бы связывали человека и одежду. Пожалуйста, какие пословицы вы нашли?

  • Встречают по одежке, провожают по уму.
  • Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.
  • Голосиста пташка, да грязна рубашка.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин.)

– На сегодняшнем уроке вы узнали много нового. Научились понимать символы ухода за изделиями. Ответьте, как могут пригодиться в жизни полученные на уроке знания и умения? (Ответы.)

В конце урока предлагаю ученикам выбрать картинку, символизирующую их ассоциацию с уроком.

Выставление оценок, полученных на уроке.

Возможные варианты решения кейса.

Задача может решаться как индивидуально, так и в группе. Ее решение предполагает сбор информации из различных источников, в том числе Интернет, с последующей систематизации, обобщением и презентацией.

3. Практическая работа “Условные обозначения на моей одежде”. (11 мин.) (Приложение 6)

В тетради записываем: практическая работа “Условные обозначения на моей одежде” и чертим небольшую табличку. (На доске.)

Символ Значение символа
   

Теперь находите ярлыки на одежде, которую вы принесли и заполняйте таблицу. После того, как вы заполните таблицу, выполните взаимопроверку. Затем вам необходимо устно составить небольшой рассказ о том, как ухаживать за вашим изделием.

Работа в паре: сильные учащиеся выполняют исследовательскую работу.

Задание: Медведь шил платья для Маши сам, следовательно, на одежде не будет ярлыков, по которым бы вы могли определить тип ткани и его сырьевой состав. Вам необходимо создать ярлык, т.е. определить сырьевой состав лоскутиков, оставшихся после раскроя платьев, и, исходя из него (сырьевого состава), подобрать символы ухода за изделием. 

Исследовательская работа “Создание ярлыка для изделия”

1. Определить сырьевой состав, используя таблицу “Основные характеристики текстильных волокон”. Записать. (Приложение 7)
2. Подобрать символы ухода за изделием. Зарисовать.

По завершении практической и исследовательской работы учащиеся делают выводы:

1. Знание значений символов ухода за одеждой поможет правильно за ней ухаживать, и она длительное время будет сохранять хороший внешний вид.
2. Знание основных характеристик текстильных волокон, а особенно характер горения и вид сгораемого волокна поможет определить сырьевой состав, следовательно, подобрать правильный уход за изделием.

Вопросы для самопроверки.

1. Вопросы для повторения (на карточку размером 15х10 см прикрепляют этикетку с символами по уходу за одеждой):

– Расшифруйте указания по уходу за одеждой, помещенные на этикетке.
– Какая обработка запрещена при уходе за этим изделием?
– Как сушить это изделие?
– При какой температуре воды можно стирать это изделие?
– Какая степень нагрева утюга допустима при обработке изделия из этой ткани?

2. Какие опасности бывают во время выполнения влажно-тепловых работ? Выберите нужное.

1. Возгорание шнура.
2. Повреждение пальцев иглой.
3. Поражение электрическим током.
4. Ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура.

3. Какие правила безопасности надо соблюдать при выполнении влажно-тепловых работ? Обведите нужную букву.

1. До начала работы:

а) проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;
б) проверить наличие резинового коврика.

2. Во время работы:

а) вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
б) включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур.