Проектная деятельность как средство интеграции экологии в содержание предметов естественно-научного цикла

Разделы: Экология


Модернизация образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества.

До сих пор уровень образованности достигался в основном путем экстенсивным: увеличение времени на изучение предмета, объема учебного материала. Но есть и альтернативный подход, предполагающий обучение не только конкретным знаниям, но и способами быстрого и эффективного усвоения знаний – обучение на основе проектов.

Проектный метод – это модель тщательно спланированного междисциплинарного обучения, ориентированного на ученика, перспективу и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни.

Данный метод образования сейчас достаточно популярен. Дело в том, что изменения в системе российского образования проходят под девизом внедрения метапредметного подхода. Эта новая образовательная форма, выстраивающаяся «поверх» традиционных предметов, является основой ФГОС второго поколения и ядром современного национального образования.

При обучении на основе проектов для выполнения заданий ученики используют знания из различных дисциплин. Практически в любом проекте ученики выполняют задания, подразумевающие взаимосвязь разных предметов. Такой междисциплинарный характер обучения на базе проектов позволяет преподнести конкретную тему учебного курса в контексте целостности восприятия мира. В результате, школьники глубоко погружаются в изучаемую тему, в решение рассматриваемой проблемы, т.е. пополняют свои знания и при этом воспринимают окружающий мир во всем его многообразии. В процессе работы над темой проекта задача учителя методически подвести учащихся к проблеме, при решении которой возникает необходимость в новых навыках, новых понятиях, относящихся к другим областям человеческих знаний.

Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин, которые содержательно и методически плохо согласуются между собой. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускников школ, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

Сегодня наступил новый этап подхода к единству школьных предметов естественнонаучного цикла, когда от стадии реализации межпредметных связей, допускавшей независимое, как бы параллельное существование предметов, надо перейти к интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей.

Метод проектов – это эффективная форма получения экологических знаний через реализацию межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук. Он предусматривает использование учащимися таких приёмов деятельности как: анализ, синтез, схематизацию, проблематизацию. Метод проектов всегда предполагает решение проблемы. А это предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умения применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества.

Экологическая культура органично включает систему научных и мировоззренческих знаний по предметам естественнонаучного цикла, комплекс практических умений и навыков, направленных на целесообразно правильное, ответственное поведение при общении с природой, понимание сущности основных экологических взаимосвязей, необходимость предвидеть последствия деятельности человека. Научно-экологические знания должны быть активны, глубоко затрагивать ум и чувства каждого школьника, органично входить в его сознание, поведение и деятельность.

Эффективной формой работы по интеграции экологии в содержание предметов естественного цикла является исследовательская деятельность в рамках междисциплинарных проектов, как на уроке, так и во внеурочное время.

Типология проектов достаточно широка. Каждый из них предполагает разные формы интеграции предметов естественного цикла с экологией.

Приведу несколько примеров проектов из своей практики, которые, по моему мнению, были разработаны и представлены наиболее эффективно.

Исследовательские проекты:

– «Влияние магнитосферы Земли на здоровье человека»;

– «Комплексное, историко-культурное и экологическое исследование государственного памятника природы «Растов сад»;

– «Экология лесных растений»;

– «Исследование физико-химических показателей воды в реке Лесной Воронеж»;

– «Птицы и люди» (Экологический мониторинг орнитофауны некоторых участков села с различной антропогенной нагрузкой);

Творческий проект: «Внимание! Зимующие птицы!»

Информационные проекты:

– «Процессы памяти и особенности личности человека»;

– «Биологические разведчики космоса»;

Прикладной проект: «Приусадебный участок как экосистема»;

Успешная интеграция экологии в содержание предметов естественного цикла возможна лишь в том случае, если учителя соответствующих дисциплин будут иметь четкие представления об основных направлениях реализации межпредметных связей курсов физики, химии, биологи, географии и располагать системой методов их осуществления. Учителя должны располагать учебным материалом, дающим возможность раскрыть перед учащимися взаимосвязь и взаимообусловленность химических, биологических и физических явлений, показать как универсальность законов физики для неживой и живой природы, так и специфичность их проявления в химических и биологических процессах, показать взаимное обогащение биологии, химии, географии физики методами исследования, идеями.

Современное состояние экологического образования выглядит парадоксально. Предмета в школах России нет, но, следуя социальному заказу современности, оно должно осуществляться. Для этого учителю приходиться экологизировать содержание разных предметов естественнонаучного типа. Поэтому, успех формирования экологического мышления подрастающего поколения возможен при выработанной системе межпредметных связей и определении вклада каждого предмета в становлении экологического сознания школьников.