Изучение вопросов сельского хозяйства на уроках физики

Разделы: Физика


Физика, как наука о природе, занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создает у учащихся представление о научной картине мира, показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их особую нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, системный взгляд на мир, в котором человек рассматривается как часть природы, Земля – как открытая система.

На основе ее достижений перестраиваются энергетика, связь, транспорт, строительство, промышленное и сельскохозяйственное производство.

Такая тесная связь физики с другими науками объясняется важностью физики, её значением, так как физика знакомит нас с наиболее общими законами природы, управляющими течением процессов в окружающем нас мире и во Вселенной в целом.

Проблемы сельского хозяйства вызывают особый интерес на современном этапе развития российского государства. Во многом он обусловлен приданием развитию агропромышленного комплекса статуса одного из приоритетных национальных проектов, реализация задач которого должна привести к росту показателей сельскохозяйственного производства и развитию аграрного сектора российской экономики.

Одной из важнейших задач новой Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, разработка, которой в настоящее время завершается, является вопрос модернизации и переход к инновационной модели развития АПК, ускоренное освоение современных достижений науки и техники, позволяющих повышать производительность труда, снижать ресурсоемкость производства продукции. А это в свою очередь диктует необходимость большего освещения в курсе физики вопросов, связанной с этой проблемой. А для этого, прежде всего, должен быть выделен круг тем, изучение которых обеспечит учащимся приобретение знаний, необходимых для уяснения научных основ сельского хозяйства.

Для меня эта тема приобрела такое значение, потому что я работаю в сельской школе, которая поддерживает тесную связь с ОАО «Колхоз Клинский» и многие учащиеся, окончив МГАУ идут работать именно в родной колхоз.

Наиболее важными разделами для изучения сельскохозяйственной тематики являются  механика, молекулярная физика и электродинамика. Они позволяют сообщить учащимся:

  1. принципы действия сельскохозяйственных машин, их мощность и энерговооруженность;
  2. физические методы учёта и регулирования температуры и влажности, их значение в сельском хозяйстве;
  3. физические основы осушения, увлажнения, орошения и других мелиоративных мероприятий;
  4. сведения о механизации и автоматизации  сельскохозяйственного производства на основе применения законов физики;
  5. об использовании электрической энергии в животноводстве, в тепличных хозяйствах;
  6. перспективы развития электрификации сельского хозяйства;
  7. использование достижений атомной физики в растениеводстве и животноводстве.

Рассмотрение такого круга вопросов дает возможность: во-первых, всесторонне раскрыть при изучении каждого из разделов курса физики особенности одного из главных направлений научно-технического прогресса; во-вторых, на обобщающих уроках в конце разделов курса систематизировать материал об основах сельскохозяйственного производства, благодаря чему устранится фрагментарность знаний учащихся в этой области.

Например:

На уроке, посвященном изучению понятия температуры, после ознакомления школьников со способами ее измерения, обсуждаем в классе вопрос, как измеряют температуру воды, почвы, воздуха, так как эти знания важны для земледелия. При этом учащиеся узнают, что для определения температуры воды используют обыкновенный термометр, предварительно обернув его резервуар с жидкостью слоем ниток. Благодаря этому термометр, будучи вынут из воды, некоторое время находится еще в контакте с ней (нитки впитали воду) и, находясь в воздухе, показывает (в течение примерно 0,5 минут) температуру воды. Этого времени достаточно, чтобы снять довольно точные показания термометра без влияния температуры окружающего воздуха.

Для измерения температуры воздуха термометр устанавливают в специальной будке, которая имеет двойные стенки, свободно пропускающие воздух, но препятствующие его нагреванию солнечными лучами. Температуру почвы измеряют при помощи термометра, имеющего изогнутый под углом 135º к оси прибора конец трубки – для удобства установки в почве. Лопатой делают разрез в почве, в который опускают термометр на нужную глубину. Затем большую часть трубки закапывают и почву вокруг осторожно уплотняют. Учащиеся после ознакомления с этим материалом получают задание: измерить, объединившись в группы по желанию, температуру почвы на разных участках и в разное время суток, а также на разной глубине. На следующем уроке подводим итоги и даем объяснения.

В 10 классе разговор про измерение температуры можно продолжить. Рассказываю, что с помощью полупроводникового электротермометра (ЭТП) измерение температуры почвы с точностью до 0,5ºС можно выполнить в течение всего нескольких секунд: стержень термометра втыкают в землю на нужную глубину, и стрелка тотчас показывает соответствующее число градусов. Прибор позволяет измерять температуру почвы на глубине до 35 см.

А на экскурсии в колхоз смотрим, как эти измерения проводят специалисты.

Следующий очень важный материал, изучаемый в курсе физики и применяемый непосредственно в сельском хозяйстве – двигатель внутреннего сгорания. После изучения темы ДВС, его устройство и применение идем на экскурсию в колхоз разбираться на практике с этим вопросом. А еще эта тема хороша для создания проектов (Приложение 1, Приложение 2).

Таким образом, учебный материал о способах измерения температуры получает связь с сельскохозяйственным производством, с жизнью и обретает для учащихся конкретный смысл и значение. И что особенно важно – в сознании учащихся возникают ассоциации между изучаемыми понятиями, законами, явлениями и практикой.

Список использованной литературы:

  1. Гульчевская В.Г. Педагогические основы современного образования. Ростов-на-Дону: изд-во РО ИПК и ПРО, 2006.
  2. Дроздов Д.Д. Развитие познавательной активности школьников при проведении комплексных экскурсий в природу. // Физика в школе – 1980. – №5. – с. 40.