Цели:
- Учить детей ставить творческие задачи и искать средства их решения.
- Познакомить детей с техникой монотипии, показать возможности создания необычных фактур на бумаге.
- Расширить знания детей о видах жуков и среде их обитания, стадиях развития.
- Учить бережному отношению ко всему живому.
- Обогащать словарный запас.
Оборудование:
- У педагога:
- дискк с музыкой:
- «Поющий лес»,
- «Звуки природы»;
- картинки с изображением:
- 2 цветовых спектра (основные и составные цвета),
- дидактическая игра-конструктор «Жуки»,
- зрительный ряд (виды жуков);
- гуашь, кисточки для рисования (пони №2, № 6).
- дискк с музыкой:
- У детей:
- гуашь,
- кисточка (пони № 2, №6),
- лист бумаги,
- клеенка,
- фартуки.
Основные этапы урока |
Содержание урока |
1. Оргмомент | Проверка готовности к уроку. |
2. Сообщение темы, целей | – Прочитаю вам загадку, отгадайте, кто
это.
– Как догадались? (По словам: шесть ног, летит,
воет) |
3. Сообщение нового | – Сегодня мы отправимся в царство
жуков, познакомимся с особенностями жизни,
строения и рисования. Жуки обитают по всему
земному шару (на суше и в пресных водоёмах), они
отсутствуют только в областях, покрытых вечным
ледяным покровом (Антарктида, Арктика), и в
наиболее высоких горных вершинах. Жук – всеядное животное, питается всем, что может найти, но в основном растениями и грибками, а также отходами растений и животных. Некоторые большие виды жуков питаются маленькими птицами и даже маленькими видами млекопитающих. Другие виды жуков питаются древесной пылью и поэтому обожают закапываться в деревья. |
Зрительный ряд (виды жуков) | «Божья коровка»: её все знают, красная с
чёрными точками, но вместо точек бывают запятые,
тире и даже буква «М», и цвета могут быть жёлтые,
чёрные, белые. Яркий цвет – это защита от врагов. Жук «Карапузик»: хорошо летает, плоская спинка покрыта «чеканкой», он ужасный чистюля, всегда блестящий и сверкающий. Жук «Геркулес»: один из самых крупных жуков в мире, он в длину с карандаш. Жук чёрный, надкрылья оливково-зелёные с чёрными пятнами. Жук «Носорог»: шоколадно-коричневый, любит летать на яркий свет. «Майский жук»: он начинает летать в мае, в полёте расправляет усики-антенны, стремясь отыскать пищу. Бывает коричневого или чёрного цвета. Жук «Плавунец»: использует ноги, как вёсла в воде, но может летать, от хищников защищается, выпуская ядовитую мутноватую жидкость с неприятным запахом. Жук «Щелкун»: если посадить несколько тропических жуков в банку, можно ночью освещать дорогу. Длиной с ноготь человека, он может подпрыгнуть на 30 сантиметров, как если бы человек подпрыгнул на высоту четырнадцатиэтажного дома. Жук «Каёмчатый охотник»: тело оливково – бурое с белой или жёлтой каймой. Может охотиться даже на рыб, бегает по воде и может нырять под воду. Жук «Серебрянка – водолаз»: единственный в мире жук, который живёт под водой. Голова красная с тёмным рисунком, брюшко бурое со светло – серыми волосками, которые делают его похожим на каплю ртути. Охотится в основном ночью. Жук «Слоник» или «Желудёвый долгоносик»: передняя часть головы сильно вытянута и похожа на хобот, откладывает яйца внутри жёлудя, проделывая отверстие в твёрдой оболочке по 6 – 8 часов. Челюсть находится на конце хоботка, усики служат носом. Жук «Дровосек»: их иногда называют усачами, за очень длинные усы. Жуки ленивы и малоподвижны, откладывают личинки в коре деревьев. Бывают сине – зелёные и серовато – бурые. Жук «Бомбардир»: бывает красно – чёрно – жёлтого цвета, выпускает из заднего конца брюшка газ под давлением со звуком взрыва. Взрослый жук может сделать 8-10 выстрелов подряд. От этих звуков все насекомые в панике разбегаются, и не зря: температура струи может быть сто градусов! Жук «Голиаф»: когда сидит на цветке, напоминает изумруд от бронзового блеска крыльев. Жук этот является самым тяжёлым летающим насекомым, чуть короче карандаша, вес сто граммов, переносит огромные тяжести. Чемпион среди насекомых. Жук «Скарабей» или «Навозник»: в Египте скарабеев считали священными. Жуки делают шарики из навоза и перекатывают задними ногами, чтобы затащить в норку и съесть за 12 часов. Жуки-скарабеи, обитающие в пустыне Африки, умеют собирать влагу из тумана. Когда жук расправляет крылышки против ветра, туман оседает на выпуклых участках. По достижении определенного размера капли скатываются прямо жуку в рот. Жук «Олень»: один из самых крупных жуков европейских лесов, 6 – 8 сантиметров в длину. Его рога похожи на оленьи, когда жуки дерутся между собой, то встают на задние ноги. |
Стадии развития жуков | – Как размножаются жуки? (Примерно
четыре стадии: 1) яйцо, 2) личинка, 3) куколка, 4)
взрослое насекомое)
|
4. Повторение пройденного | – Какой формы бывают жуки? (Разнообразные,
в зависимости от того, какой вид перед нами) – Из каких частей состоит жук? (Туловище, головка, крылья, лапки, усики) – Какой формы туловище? (Как видно из рисунков, жуки разнообразны по форме и размерам) – Какие лапки? (Изогнутые) – Какие крылья? – Для чего нужны крылья? (Махая крыльями, жук передвигается в воздушном пространстве) – Как передвигаются жуки? (Показ движений педагогом и детьми) |
Пластика движений | Физкультурная минутка (под музыку «Поющий лес» |
5. Закрепление изученного | – Какого цвета бывают жуки? Посмотрите
на рисунки. – Какие цвета используем при рисовании? – Какие из них называются основными? – Какие относят к составным? – Какие контрастные цвета присутствуют в окраске? – Какое настроение помогают передать эти цвета? (Работа по цветовым спектрам) |
Игровая ситуация | – Попробуйте собрать жука из частей. (Дидактическая игра-конструктор «Жуки») |
6. Практическая работа Обучение способу рисования |
– Попробуем изобразить жука. 1. Показ педагога. – Для этого сгибаем лист пополам, снова разворачиваем его и на одну из половин наносим разноцветные пятна краски. Затем бумагу снова складываем, сложенный лист проглаживаем руками и раскрываем. Что заметили? Правильно, на обеих половинках листа появились симметричные красочные пятна, похожие на туловище жука, прикрытое крыльями. Осталось дорисовать более мелкие детали: лапки, головку, усики. 2. Рисование детьми. |
Музыкотерапия | – А вы какого жука хотите нарисовать? (Звучит запись «Звуки природы») |
Выставка детских работ | – Очень красивые получились у нас жуки! (Все работы прикрепляются на доску) |
7. Итог урока | – Какие виды жуков запомнили? – Чем они питаются? – Где живут? – Как передвигаются? – Что нового о среде их обитания узнали? – Какие цвета использовали при раскрашивании жуков? – Какое настроение помогают передать эти цвета? |
Используемая литература:
- Чичик Е. «Необычные жучки и паучки», 2000 г.
- Есафьева Г. П. «Учимся рисовать», Ярославль, Академия развития, 2007 г.