Изготовление черепашек из фетра с пришиванием отдельных деталей по криволинейному контуру

Разделы: Технология, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цели:

  • учить детей работать по  шаблонам, вырезыванию по намеченным линиям;
  • учить технике  вышивания  швами «вперёд иголку», «назад иголку», «петлеобразной строчкой», «роспись (полукрест)»;
  • учить вышиванию по криволинейному контуру;
  • расширить знания детей о черепахах, особенностях строения, среде обитания;
  • учить бережному отношению ко всему живому. Обогащать словарный запас.

Оборудование:

  • У педагога:
    • диск с музыкой:
      • «Ветер-ветерок»,
      • «Звуки природы»;
    • картинки с изображением:
      • дидактическая игра – конструктор «Черепахи»,
      • зрительный ряд (виды черепах);
    • фетр (коричневый, жёлтый), шнурок, 3 пуговицы (с двумя и с четырьмя дырочками), набор цветных ниток № 40, иголка, ножницы, фломастер.
  • У детей:
    • набор цветного фетра для детского творчества;
    • ножницы;
    • простой карандаш;
    • набор цветных ниток № 40, иголка;
    • 3 пуговицы (с двумя и с четырьмя дырочками);
    • шнурок.

Основные этапы урока

Содержание урока

1. Оргмомент Проверка готовности к уроку)
2. Сообщение темы, целей – Прочитаю вам загадку, отгадайте, кто это.

Едет домик по дорожке,
Едет вдоль овражка,
А под ним четыре ножки,
Это… (черепашка)

– Как догадались? (По словам: едет домик, четыре ножки)
– Что о  черепахах  вы знаете?

3. Сообщение нового

Зрительный ряд (виды  черепах)

– Сегодня мы отправимся в царство черепах, познакомимся с особенностями жизни, строения и изготовления. Разнообразные виды черепах населяют большую часть суши и вод тропического и умеренного поясов. Их нет в холодных краях, некоторых пустынях, на тихоокеанском побережье Южной Америки, и в Новой Зеландии.
Черепахи – древнейшие жители земли, сохранили свой первозданный вид, который имели ещё двести миллионов лет назад.
Благополучно дожить до наших дней черепахи смогли благодаря своему защитному приспособлению – панцирю, форма которого зависит от образа жизни.  У наземных черепах  панцирь высокий, куполообразный, бугорчатый, у пресноводных (полуводных) черепах  – низкий, гладкий, у морских (водных)  черепах  – обтекаемый, каплевидный.
Сухопутные черепахи питаются в основном растительной пищей, а пресноводные, наоборот, в большинстве своём хищники. Они поедают различных рыб, а также моллюсков, членистоногих и других позвоночных. Но и те и другие охотно включают в свой рацион корм, казалось бы, им несвойственный: растительноядные – животную пищу, хищники – растительную. Среди морских черепах есть и хищные, и растительноядные, и всеядные виды. Многие пресноводные виды черепах в детстве ведут хищнический образ жизни, а повзрослев, становятся растительноядными.
По размерам черепахи разнообразны – от  10 сантиметров (мадагаскарская) до 2 метров  и массой более 600 кг (кожистая морская).
Черепахи обладают хорошо развитым цветовым зрением.  При поиске пищи они в первую очередь ориентируются на её цвет и лишь затем на запах и вкус. Сухопутных черепах особенно сильно привлекает красный цвет. Они в первую очередь интересуются именно красными фруктами и овощами, а также совершенно несъедобными объектами этого цвета. Им нравится и зелёный цвет, но они предпочитают светло-зелёные оттенки тёмно-зелёным.
Строение конечностей черепах обусловлено их образом жизни. У сухопутных черепах задние конечности столбообразные, а передние несколько уплощённые, приспособленные для рытья нор. Большинство пресноводных черепах имеет плавательные перепонки между пальцами, а у морских черепах конечности преобразованы в ласты.
Когда типичная черепаха прячется в своём панцире, передние конечности, защищённые спереди толстыми чешуями, прикрывают её голову.
При испуге большинство черепах втягивает голову в панцирь, изгибая шею в форме S-образной кривой (при этом голова двигается прямо и назад). Однако существуют виды черепах (подотряд бокошейные черепахи), которые прячут голову в панцирь, поворачивая её вбок в сторону плеча.
Все известные современные черепахи – яйцекладущие. Самки откладывают яйца в  ямку, которую они выкапывают задними лапами, или в гнёзда крокодилов, или в морской прибрежный песок. Затем ямка засыпается и утрамбовывается сверху. Как маленькие черепашата выбираются из яиц, когда приходит время? (Зубом, данным им от рождения, пробивают скорлупу, выбираются из скорлупы, затем этот зуб у них выпадает)
Связь с жизнью Истребление черепах человеком ради вкусного мяса, панцирей и кожи привело с сокращение численности черепах. Поэтому многие виды черепах занесены в Красную Книгу.
4. Практическая работа – Посмотрите на образец черепашки, которую  мы сегодня сделаем.

– Какие инструменты понадобятся для работы? (Ножницы, швейные иглы)
(Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с ножницами, швейными иглами)

Обучение способу изготовления черепашки – Каким будет следующий этап работы? (Нужно обвести по шаблонам лапы, голову, хвост и вырезать)

– Какого цвета фетр используете?
– Теперь прикладываем перечисленные детали к основе  и пришиваем швами «вперёд иголку», «назад иголку», «петлеобразной строчкой».
– Какие ещё более мелкие детали нужно  добавить? (Глаза, рот, когти)
– Теперь прикладываем и пришиваем пуговицы.
– Как показать чешуи на передних лапах? (Вышиваем «росписью полукрест»)

5. Закрепление изученного – Какого цвета у черепашек панцирь?
– Какого цвета фетр выберем для основы?
Понятие симметрии – Закроем листком бумаги левую часть, теперь правую. Что вы заметили? (Левая и правая стороны симметричны)
– Как можно вырезать, соблюдая симметрию? (Сложить пополам фетр, обвести по шаблону и вырезать основу)
– Из каких частей состоит черепашка? (Туловище (панцирь), голова, шея, лапы, хвост)
Игровая ситуация Дидактическая игра-конструктор «Черепашки»

– Какие по форме лапы? Какая голова? Какой хвост?
– Для чего нужны лапы? (Чтобы передвигаться по суше или плавать)
– Как двигаются черепахи?
(Показ движений под музыку педагогом и детьми)

Музыкотерапия Физкультурная минутка под музыку.
Практическое использование работы – Какое применение можно придумать этой поделке? (Подарить кому-нибудь на день рождения, повесить на стену в качестве украшения интерьера, использовать в качестве игольницы, прихватки на кухне  и т. д.)
Выставка детских работ – Очень красивые получились у нас черепахи!
(Все работы прикрепляются на доску)
6. Итог урока – Что о черепахах  запомнили?
– Чем они питаются?
– Где живут?
– Как передвигаются?
– Что нового о среде их обитания узнали?

Используемая литература:

  1. Сбитнева Е.М. «Черепахи».
  2. Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. «Поурочные разработки по трудовому обучению», М., «Экзамен», 2007 г.