Цели:
- учить детей работать по шаблонам, вырезыванию по намеченным линиям;
- учить технике вышивания швами «вперёд иголку», «назад иголку», «петлеобразной строчкой», «роспись (полукрест)»;
- учить вышиванию по криволинейному контуру;
- расширить знания детей о черепахах, особенностях строения, среде обитания;
- учить бережному отношению ко всему живому. Обогащать словарный запас.
Оборудование:
- У педагога:
- диск с музыкой:
- «Ветер-ветерок»,
- «Звуки природы»;
- картинки с изображением:
- дидактическая игра – конструктор «Черепахи»,
- зрительный ряд (виды черепах);
- фетр (коричневый, жёлтый), шнурок, 3 пуговицы (с двумя и с четырьмя дырочками), набор цветных ниток № 40, иголка, ножницы, фломастер.
- диск с музыкой:
- У детей:
- набор цветного фетра для детского творчества;
- ножницы;
- простой карандаш;
- набор цветных ниток № 40, иголка;
- 3 пуговицы (с двумя и с четырьмя дырочками);
- шнурок.
Основные этапы урока |
Содержание урока |
1. Оргмомент | Проверка готовности к уроку) |
2. Сообщение темы, целей | – Прочитаю вам загадку, отгадайте, кто
это.
– Как догадались? (По словам: едет домик,
четыре ножки) |
3. Сообщение нового Зрительный ряд (виды черепах) |
– Сегодня мы отправимся в царство
черепах, познакомимся с особенностями жизни,
строения и изготовления. Разнообразные виды
черепах населяют большую часть суши и вод
тропического и умеренного поясов. Их нет в
холодных краях, некоторых пустынях, на
тихоокеанском побережье Южной Америки, и в Новой
Зеландии. Черепахи – древнейшие жители земли, сохранили свой первозданный вид, который имели ещё двести миллионов лет назад. Благополучно дожить до наших дней черепахи смогли благодаря своему защитному приспособлению – панцирю, форма которого зависит от образа жизни. У наземных черепах панцирь высокий, куполообразный, бугорчатый, у пресноводных (полуводных) черепах – низкий, гладкий, у морских (водных) черепах – обтекаемый, каплевидный. Сухопутные черепахи питаются в основном растительной пищей, а пресноводные, наоборот, в большинстве своём хищники. Они поедают различных рыб, а также моллюсков, членистоногих и других позвоночных. Но и те и другие охотно включают в свой рацион корм, казалось бы, им несвойственный: растительноядные – животную пищу, хищники – растительную. Среди морских черепах есть и хищные, и растительноядные, и всеядные виды. Многие пресноводные виды черепах в детстве ведут хищнический образ жизни, а повзрослев, становятся растительноядными. По размерам черепахи разнообразны – от 10 сантиметров (мадагаскарская) до 2 метров и массой более 600 кг (кожистая морская). Черепахи обладают хорошо развитым цветовым зрением. При поиске пищи они в первую очередь ориентируются на её цвет и лишь затем на запах и вкус. Сухопутных черепах особенно сильно привлекает красный цвет. Они в первую очередь интересуются именно красными фруктами и овощами, а также совершенно несъедобными объектами этого цвета. Им нравится и зелёный цвет, но они предпочитают светло-зелёные оттенки тёмно-зелёным. Строение конечностей черепах обусловлено их образом жизни. У сухопутных черепах задние конечности столбообразные, а передние несколько уплощённые, приспособленные для рытья нор. Большинство пресноводных черепах имеет плавательные перепонки между пальцами, а у морских черепах конечности преобразованы в ласты. Когда типичная черепаха прячется в своём панцире, передние конечности, защищённые спереди толстыми чешуями, прикрывают её голову. При испуге большинство черепах втягивает голову в панцирь, изгибая шею в форме S-образной кривой (при этом голова двигается прямо и назад). Однако существуют виды черепах (подотряд бокошейные черепахи), которые прячут голову в панцирь, поворачивая её вбок в сторону плеча. Все известные современные черепахи – яйцекладущие. Самки откладывают яйца в ямку, которую они выкапывают задними лапами, или в гнёзда крокодилов, или в морской прибрежный песок. Затем ямка засыпается и утрамбовывается сверху. Как маленькие черепашата выбираются из яиц, когда приходит время? (Зубом, данным им от рождения, пробивают скорлупу, выбираются из скорлупы, затем этот зуб у них выпадает) |
Связь с жизнью | Истребление черепах человеком ради вкусного мяса, панцирей и кожи привело с сокращение численности черепах. Поэтому многие виды черепах занесены в Красную Книгу. |
4. Практическая работа | – Посмотрите на образец черепашки,
которую мы сегодня сделаем.
– Какие инструменты понадобятся для работы? (Ножницы,
швейные иглы) |
Обучение способу изготовления черепашки | – Каким будет следующий этап работы? (Нужно
обвести по шаблонам лапы, голову, хвост и
вырезать)
– Какого цвета фетр используете? |
5. Закрепление изученного | – Какого цвета у черепашек панцирь? – Какого цвета фетр выберем для основы? |
Понятие симметрии | – Закроем листком бумаги левую часть,
теперь правую. Что вы заметили? (Левая и правая
стороны симметричны) – Как можно вырезать, соблюдая симметрию? (Сложить пополам фетр, обвести по шаблону и вырезать основу) – Из каких частей состоит черепашка? (Туловище (панцирь), голова, шея, лапы, хвост) |
Игровая ситуация | Дидактическая игра-конструктор
«Черепашки» – Какие по форме лапы? Какая
голова? Какой хвост? |
Музыкотерапия | Физкультурная минутка под музыку. |
Практическое использование работы | – Какое применение можно придумать этой поделке? (Подарить кому-нибудь на день рождения, повесить на стену в качестве украшения интерьера, использовать в качестве игольницы, прихватки на кухне и т. д.) |
Выставка детских работ | – Очень красивые получились у нас
черепахи! (Все работы прикрепляются на доску) |
6. Итог урока | – Что о черепахах запомнили? – Чем они питаются? – Где живут? – Как передвигаются? – Что нового о среде их обитания узнали? |
Используемая литература:
- Сбитнева Е.М. «Черепахи».
- Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. «Поурочные разработки по трудовому обучению», М., «Экзамен», 2007 г.