Работа над словообразованием на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (90 кБ)


Я считаю, что моя работа представляет практическую значимость для учащихся и учителей английского языка в области работы над словообразованием на уроках и при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

В науке термин словообразование употребляется в двух значениях. С одной стороны, “словообразование - это образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения, конверсии и др. формальных средств”. С другой стороны, это “раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классифицирования производных и сложных слов” [9].

Если рассматривать термин словообразования в его первом значении, основной функцией словообразования является создание новых слов, чем обеспечивается соответствие словарного состава языка развитию общества.

Поэтому я считаю, что необходимо уделять внимание такой теме как, как словообразование слов разных частей речи, уже начиная с 4-5 класса. Учащиеся в этом возрасте уже имеют достаточный запас слов, который необходим для того, чтобы они могли по слову определять часть речи, образовывать новое слово.

В английском языке имеется несколько способов словообразования:

1) конверсия (образование новых слов без изменения их написания и произношения)

2) словосложение (образование нового слова путем сложения двух слов в одно)

3) изменение ударения в слове (и получение нового слова другой части речи).

4) аффиксация (прибавление к корню суффикса или префикса).

В школьной программе в основном изучают способ словообразования – аффиксацию. В УМК Биболетовой рассматривается словообразование уже 4-5 класса (способ аффиксация), в 8 классе аббревиатура. В учебниках можно найти упражнения на проработку на словообразование, но наблюдается явный недостаток этих упражнений.

Аффиксальное словообразование – образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов. Словообразовательным аффиксам присущи следующие характерные признаки:

  • присоединяясь к производящей основе, аффикс должен выражать определенное значение;
  • аффикс должен легко выделяться как словообразующий элемент и восприниматься как часть слова, а производящая основа при отделении данного аффикса должна обладать способностью употребляться в языке без аффикса или производить новые слова при помощи других аффиксов;
  • аффикс должен употребляться для образования новых слов не только от основ того происхождения, с которым он впервые появился в языке, но и от основ иного происхождения;
  • аффикс должен обладать определенной частотой употребления. Чем больше образований дает тот или иной аффикс, тем он продуктивнее;
  • живой аффикс должен давать новообразования. [8]

В соответствии с подразделением аффиксов на префиксы и суффиксы в аффиксации различаются следующие способы образования слов:

  • Префиксальный – присоединение приставок к корням и основам. Префиксы, как правило, изменяют значение слова, а не часть речи: to appear – to disappear; possible – impossible.
  • Суффиксальный – присоединение суффиксов к корням и основам. Суффиксы, главным образом, служат для образования одной части речи из другой: to work – worker; но также могут образовывать производные слова, относящиеся к той же части речи, что и исходное слово: friend – friendship. Слова в английском языке могут быть образованы и посредством последовательного добавления двух суффиксов, сохраняющих свое значение: care – careful – carefully; to hope – hopeless – hopelessness.
  • Суффиксально-префиксальный - присоединение суффиксов и приставок к корням и основам: to forget – unforgettable; to appear – disappearance. [8]

Изучение способов словообразования помогает учащимся при чтении понять незнакомые лексические единицы по словообразовательным элементам, что позволяет не прерывать процесс чтения, отвлекаясь на поиски лексической единицы в словаре.

Начиная с 5 класса, я составила план работы по словообразованию согласно темам учебника Биболетовой, в который я включила название темы (по суффиксам разных частей речи), количество времени для изучения, упражнения и контроль. Примерно изучение словообразовательных элементов происходит до 9 класса, 10-11 класс повторение и тренировка на употребления этих элементов. План представлен в Приложении 1.

При изучении определенной темы я предлагаю детям памятки, таблицы по словообразованию, делю все аффиксы по частям речи, по значению (Приложение 2).

Все изучение строится по принципу тема – упражнения – контроль. Контроль - это тесты или тестовые упражнения. Приступая к различным упражнениям, дети пользуются памятками по работе, которые мы составили вместе с ними.

1. Упражнение “Образуй новое слово”

  • Прочитай слово, определи часть речи.
  • Подумай, какие слова можно образовать (существительное, прилагательное, наречие).
  • Вспомни суффиксы и префиксы разных частей речи.
  • Образуй слово и запиши его.
  • Проверь по словарю.

2. Упражнение “Переведи слово, не пользуясь словарем”

  • Прочитай слово, определи часть речи.
  • Раздели слово на морфемы.
  • Определи морфему, от которой образовано слово и аффикс, переведи его.
  • Назови значение слова на русском языке.

3. Упражнение “Образуй слово и вставь в предложение, текст” (примерные задания из ГИА и ЕГЭ)

  • Прочтите предложение от начала до конца, чтобы понять смысл.
  • Проанализируйте синтаксическую структуру предложения, чтобы определить, какую часть речи нужно образовать и записать вместо пропуска (задайте вопросы к пропущенному слову).
  • Подумайте, как изменить исходное слово с помощью суффиксов и приставок, чтобы образовать нужную часть речи.

Помните:

- если требуется та же часть речи, что и исходное слово, скорее всего, нужно использовать префикс, который изменяет значение слова, а не части речи

- если требуется иная часть речи, чем исходное слово, используйте суффикс

- некоторые существительные и глаголы, образованные от одного корня, различаются чередованием корневого гласного и изменением написания слов

  • Уточните форму образованной части речи в каждом предложении.

- некоторые слова следует превратить в противоположные по смыслу

  • Прочитайте предложение, а затем и весь текст снова, чтобы убедиться, что вставленные слово / слова образованы, написаны правильно и делают предложение и весь текст осмысленным.

4. Упражнение “Найди в тексте слова, образованные от других частей речи и переведи”.

  • Прочитай предложение
  • Подчеркни слово,
  • Определи часть речи, раздели на морфемы, определи аффикс.
  • Дай перевод слова.

Так как словообразование является обязательным элементом подготовки учащихся к сдаче экзамена по английскому языку в формате ГИА и ЕГЭ. При работе с учащимися 9-11 классов работаю по такому плану (разбор темы – упражнения – контроль):

    1. Словообразование существительных (7-10 часов)
    2. Словообразование прилагательных и наречий (7-8 часов)
    3. Словообразование глаголов (7-8 часов)

К концу 11 класса учащиеся могут легко образовывать новые слова. Но работу необходимо проводить систематически, постоянно обращать внимание детей на их ошибки, учить исправлять их самостоятельно и помогать в их разборе.

Список использованной литературы

  1. Биболетова М.З., Трубанова Н.Н. программа курса английского языка для учащихся 2-11 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2009 г.
  2. Бреус Е.В. Основы теории и практики перевода с русского языка на английский: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — 208 с.
  3. Вербицкая М.В. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ:2011: Английский язык. –М.: АСТ: Астрель, 2011. -155 с.
  4. Гальскова Н.Д.Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
  5. ГИА-2011: Экзамен в новой форме: Английский язык 9-Й КЛ.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. – сост. Н.Н.Трубанёва, Е.Е. Бабушис, Н.А. Спичко.- М.: АСТ: Астрель, 2011. -95 с.
  6. Готовимся к ГИА. Английский язык. 7 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. М.А. Попова. - Ярославль: Академия развития, 2011. -96 с.
  7. Готовимся к ГИА. Английский язык. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. М.А. Попова. - Ярославль: Академия развития, 2011. -96 с.
  8. Елисеева В.В. Лексикология английского языка (учебник). - СПб: СПбГУ, 2003
  9. Языкознание. Большой энциклопедический словарь/ под редакцией В.Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 685 с
  10. www.metodist.ru
  11. www.numi.ru
  12. www.openclass.ru
  13. http://www.study.ru