Я считаю, что моя работа представляет практическую значимость для учащихся и учителей английского языка в области работы над словообразованием на уроках и при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
В науке термин словообразование употребляется в двух значениях. С одной стороны, “словообразование - это образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения, конверсии и др. формальных средств”. С другой стороны, это “раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классифицирования производных и сложных слов” [9].
Если рассматривать термин словообразования в его первом значении, основной функцией словообразования является создание новых слов, чем обеспечивается соответствие словарного состава языка развитию общества.
Поэтому я считаю, что необходимо уделять внимание такой теме как, как словообразование слов разных частей речи, уже начиная с 4-5 класса. Учащиеся в этом возрасте уже имеют достаточный запас слов, который необходим для того, чтобы они могли по слову определять часть речи, образовывать новое слово.
В английском языке имеется несколько способов словообразования:
1) конверсия (образование новых слов без изменения их написания и произношения)
2) словосложение (образование нового слова путем сложения двух слов в одно)
3) изменение ударения в слове (и получение нового слова другой части речи).
4) аффиксация (прибавление к корню суффикса или префикса).
В школьной программе в основном изучают способ словообразования – аффиксацию. В УМК Биболетовой рассматривается словообразование уже 4-5 класса (способ аффиксация), в 8 классе аббревиатура. В учебниках можно найти упражнения на проработку на словообразование, но наблюдается явный недостаток этих упражнений.
Аффиксальное словообразование – образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов. Словообразовательным аффиксам присущи следующие характерные признаки:
- присоединяясь к производящей основе, аффикс должен выражать определенное значение;
- аффикс должен легко выделяться как словообразующий элемент и восприниматься как часть слова, а производящая основа при отделении данного аффикса должна обладать способностью употребляться в языке без аффикса или производить новые слова при помощи других аффиксов;
- аффикс должен употребляться для образования новых слов не только от основ того происхождения, с которым он впервые появился в языке, но и от основ иного происхождения;
- аффикс должен обладать определенной частотой употребления. Чем больше образований дает тот или иной аффикс, тем он продуктивнее;
- живой аффикс должен давать новообразования. [8]
В соответствии с подразделением аффиксов на префиксы и суффиксы в аффиксации различаются следующие способы образования слов:
- Префиксальный – присоединение приставок к корням и основам. Префиксы, как правило, изменяют значение слова, а не часть речи: to appear – to disappear; possible – impossible.
- Суффиксальный – присоединение суффиксов к корням и основам. Суффиксы, главным образом, служат для образования одной части речи из другой: to work – worker; но также могут образовывать производные слова, относящиеся к той же части речи, что и исходное слово: friend – friendship. Слова в английском языке могут быть образованы и посредством последовательного добавления двух суффиксов, сохраняющих свое значение: care – careful – carefully; to hope – hopeless – hopelessness.
- Суффиксально-префиксальный - присоединение суффиксов и приставок к корням и основам: to forget – unforgettable; to appear – disappearance. [8]
Изучение способов словообразования помогает учащимся при чтении понять незнакомые лексические единицы по словообразовательным элементам, что позволяет не прерывать процесс чтения, отвлекаясь на поиски лексической единицы в словаре.
Начиная с 5 класса, я составила план работы по словообразованию согласно темам учебника Биболетовой, в который я включила название темы (по суффиксам разных частей речи), количество времени для изучения, упражнения и контроль. Примерно изучение словообразовательных элементов происходит до 9 класса, 10-11 класс повторение и тренировка на употребления этих элементов. План представлен в Приложении 1.
При изучении определенной темы я предлагаю детям памятки, таблицы по словообразованию, делю все аффиксы по частям речи, по значению (Приложение 2).
Все изучение строится по принципу тема – упражнения – контроль. Контроль - это тесты или тестовые упражнения. Приступая к различным упражнениям, дети пользуются памятками по работе, которые мы составили вместе с ними.
1. Упражнение “Образуй новое слово”
- Прочитай слово, определи часть речи.
- Подумай, какие слова можно образовать (существительное, прилагательное, наречие).
- Вспомни суффиксы и префиксы разных частей речи.
- Образуй слово и запиши его.
- Проверь по словарю.
2. Упражнение “Переведи слово, не пользуясь словарем”
- Прочитай слово, определи часть речи.
- Раздели слово на морфемы.
- Определи морфему, от которой образовано слово и аффикс, переведи его.
- Назови значение слова на русском языке.
3. Упражнение “Образуй слово и вставь в предложение, текст” (примерные задания из ГИА и ЕГЭ)
- Прочтите предложение от начала до конца, чтобы понять смысл.
- Проанализируйте синтаксическую структуру предложения, чтобы определить, какую часть речи нужно образовать и записать вместо пропуска (задайте вопросы к пропущенному слову).
- Подумайте, как изменить исходное слово с помощью суффиксов и приставок, чтобы образовать нужную часть речи.
Помните:
- если требуется та же часть речи, что и исходное слово, скорее всего, нужно использовать префикс, который изменяет значение слова, а не части речи
- если требуется иная часть речи, чем исходное слово, используйте суффикс
- некоторые существительные и глаголы, образованные от одного корня, различаются чередованием корневого гласного и изменением написания слов
- Уточните форму образованной части речи в каждом предложении.
- некоторые слова следует превратить в противоположные по смыслу
- Прочитайте предложение, а затем и весь текст снова, чтобы убедиться, что вставленные слово / слова образованы, написаны правильно и делают предложение и весь текст осмысленным.
4. Упражнение “Найди в тексте слова, образованные от других частей речи и переведи”.
- Прочитай предложение
- Подчеркни слово,
- Определи часть речи, раздели на морфемы, определи аффикс.
- Дай перевод слова.
Так как словообразование является обязательным элементом подготовки учащихся к сдаче экзамена по английскому языку в формате ГИА и ЕГЭ. При работе с учащимися 9-11 классов работаю по такому плану (разбор темы – упражнения – контроль):
- Словообразование существительных (7-10 часов)
- Словообразование прилагательных и наречий (7-8 часов)
- Словообразование глаголов (7-8 часов)
К концу 11 класса учащиеся могут легко образовывать новые слова. Но работу необходимо проводить систематически, постоянно обращать внимание детей на их ошибки, учить исправлять их самостоятельно и помогать в их разборе.
Список использованной литературы
- Биболетова М.З., Трубанова Н.Н. программа курса английского языка для учащихся 2-11 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2009 г.
- Бреус Е.В. Основы теории и практики перевода с русского языка на английский: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — 208 с.
- Вербицкая М.В. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ:2011: Английский язык. –М.: АСТ: Астрель, 2011. -155 с.
- Гальскова Н.Д.Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
- ГИА-2011: Экзамен в новой форме: Английский язык 9-Й КЛ.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. – сост. Н.Н.Трубанёва, Е.Е. Бабушис, Н.А. Спичко.- М.: АСТ: Астрель, 2011. -95 с.
- Готовимся к ГИА. Английский язык. 7 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. М.А. Попова. - Ярославль: Академия развития, 2011. -96 с.
- Готовимся к ГИА. Английский язык. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. М.А. Попова. - Ярославль: Академия развития, 2011. -96 с.
- Елисеева В.В. Лексикология английского языка (учебник). - СПб: СПбГУ, 2003
- Языкознание. Большой энциклопедический словарь/ под редакцией В.Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 685 с
- www.metodist.ru
- www.numi.ru
- www.openclass.ru
- http://www.study.ru