Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Разделы: Логопедия


Цель: формирование представлений о явлениях зимней природы.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • Закреплять представления детей о зиме, о повадках животных в зимний период
  • Закреплять умение дифференцировать признаки осени, зимы
  • Учить употреблению сложноподчиненных предложений с союзом потому что
  • Ввести в активный словарь:
  • существительные: зима, снег, снежинка, снегопад, узор, белка, еж
  • прилагательные: белый, мягкий, липкий, пушистый, холодный, блестящий; злая, суровая, морозная, вьюжная
  • глаголы: замерзать, впадать (в спячку), лежать, гулять, надевать, лепить.
  • Учить употреблять простые предлоги
  • Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  • Закреплять падежные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе
  • Закреплять умение согласование прилагательных с существительными в роде, в числе, падеже
  • Учить составлять рассказ по опорным словам
  • Учить пересказывать рассказ с опорой на сюжетную картину
  • Закрепить произношение согласных звуков [с], [ш] в словах и предложениях

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать силу голоса
  • Развивать слуховое внимание
  • Развивать зрительную память
  • Развивать общую и мелкую моторику
  • Работать над четкостью дикции
  • Развивать словарный запас детей
  • Активизировать работу мышц глаз

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать любовь к природе

Приоритетная область: познание

В интеграции образовательных областей: «Здоровье», «Физическое развитие», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Виды детской деятельности: игровая, коррекционная, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная.

Оборудование: ларец; горка; картина «Зимний лес»; картина «Следы на снегу»; картинки-следы: сороки, волка, зайца, барсука, медведя; картины-подсказки «Дети лепят снеговика», «Дети катаются на санках», «Мальчики играют в снежки», «Легкие снежинки тихо падают»; игрушка Дед Мороз; фонограмма голоса Деда Мороза; конверт; картинки: еж, белка, узоры.

Предварительная работа: подбор музыки Н. Тимофеева, Б. Приходько «Падает снег»; костюмы метелицы, зимы, вороны; изготовление ларца; рисование картин: «Зимний лес», «Следы на снегу»; картинки-следы: сороки, барсука, медведя, зайца; картины-подсказки для составления предложений по опорным словам; картины: еж, белка, узоры; запись голоса Деда Мороза; изготовление конверта.

Приложение 1

  • Рассматривание картины «Зимние развлечения» (Приложение 2)
  • Катание с горки
  • Работа над четкостью дикции: В. Берестов «Гололедица»
  • Индивидуальная работа
  • Дидактическая игра «Собери снеговика» (Приложение 3)
  • Дидактическая игра «Найди одинаковых снеговиков» (Приложение 4)
  • Дидактическая игра «Что лишнее?» (Приложение 5)
  • Дидактическая игра «Нарисуй предметы со звуком [с], [ш]» (Приложение 6, Приложение 7)
  • Составление рассказа по сюжетной картине «Зима» (Приложение 8)

Ход непосредственной образовательной деятельности

1. Организационный момент

Под музыку Н. Тимофеева, В. Приходько «Падает снег» дети входят в группу. Влетает метелица с ларцом, незаметно кладет его под березу.

Метелица:

«Я Метелица, летаю я по белу свету,
Залетела в детский сад,
И много снега белого
С собою принесла.
Белый снег, как пух с неба
Серебром кружится
Приглашаю вас друзья
В вальсе закружиться»

Метелица берет ребенка за руку и ведет его в круг, дети идут друг за другом. В кругу выполняют танцевальные упражнения.

Метелица: Ребята, покатаемся с горки.

Дети катаются с горки, логопед читает стихотворение.

Логопед:

С горки ух, на горку ух
Бух, захватывает дух,
Скатились с горки, не упали,
Нам весело и радостно.

Дети стоят около горки. Метелица задает вопрос.

Метелица: Какое сейчас время года? (Зима.)

– Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Изобразите, как вы лепите снеговика, ставите снежные комы друг на друга, вам тяжело. Покажите, какого снеговика вы слепили?

Метелица:

Загадаю вам загадку
Кто угадайте
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки,
Над миром пушинки? (Зима.)

– Ждите в гости зиму, а мне пора улетать

Метелица улетает, входит зима.

Зима: А вот и я – Зимушка-Зима! Волшебница-метелица намела сугробы, рассыпала свои снежинки.

Зима (обращает внимание детей на ларец). А еще она оставила ларец, давайте его откроем.

Раздается стук, влетает ворона

Ворона: Подождите, подождите, не спешите. Прилетела к вам метелица и оставила у вас ларец, да забыла сказать, что с ним делать. А ларец непростой, волшебный. В нем помощники Зимушки. Только я одна знаю, кто они, да вам не скажу.

Зима: Ребята, а как вы думаете, кто мои помощники? (метелица, вьюга, мороз, снег, пурга, стужа)

Ворона недовольная улетает

Зима: Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла вам занимательные задания и веселые игры

Зима предлагает детям поиграть

2. Дидактическая игра «Ответь правильно»

Снег белый или синий?
Лед твердый или мягкий?
Снег капает или идет?
Зимой бывает снегопад или листопад?
Лед скользкий или шершавый?
На улице мороз или жара?
Зимой одеваемся тепло или легко?
Снеговика лепят или строят?
На коньках катаются или качаются?

Логопед: Зимушка, ты почему загрустила?

Зима: Какая несправедливость. Про солнце говорят солнышко, про ветер – ветерок, ветерочек, даже про зайца-трусишку говорят зайчик, заинька, и мне хочется услышать ласковые слова о зиме (зимушка, зимка, зимонька)

Мне понравились ваши ласковые слова обо мне. Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково»

3. Дидактическая игра «Назови ласково»

Скажи ласково про...

Снег – снежок,
мороз – морозец,
ветер – ветерок,
санки – саночки,
холод – холодок,
дерево – деревце,
звезда – звездочка,
солнце – солнышко,
день – денек,
ночь – ночка.

Зима обращается к детям

Зима: Дети, предлагаю вам отправиться в зимний лес

Логопед: Ребята, Зимушка-Зима предлагает нам погулять в зимнем лесу.

4. Дидактическая игра «Ответь»

Логопед: В какой лес мы пойдем? (В зимний лес)
Какую одежду оденем? (Зимнюю одежду)
Какие сапоги обуем? (Зимние сапоги)
Какую шапку оденем? (Зимнюю шапку)

Логопед: Отправляемся в путь. А чтобы легче было идти по дороге, мы пойдем на лыжах

Дети имитируют хождение на лыжах.

Логопед: По какой дороге пойдем? (По зимней дороге) Чувствуете какой мороз? Каким воздухом мы дышим? (Морозным воздухом)

5. Дыхательная гимнастика

Логопед:

Вдохнули носом
Выдохнули носом (три раза)

Логопед: Ах ты, Зимушка-Зима, все дороги замела! Что сделала Зима с дорогами? (Замела, забросала, закидала.) А вот и лес!

Вставляется картина «Зимний лес» (Приложение 9)

Логопед: Что зима сделала с лесом? (Заколдовала, запорошила, заморозила.) Какой лес? (Заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый.)

6. Пальчиковая гимнастика

Логопед:

Снимем варежки и поиграем с пальчиками, чтобы они не замерзли
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладони)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий (грозят пальчиком)
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок)
И сломаем (топают)

Логопед: Одеваем варежки, встаем на лыжи и идем обратно в детский сад.

Выставляется картина «Следы на снегу» (Приложение 10)

Логопед: Что вы видите на снегу? (Следы зверей, птиц.)

Кто оставил следы на снегу? (Сорока, барсук, волк, медведь, заяц.)

Логопед: Мы пришли в детский сад, сядем на стульчики. Поиграем в слова. Составим предложения по опорным словам. А помогут нам правильно составить предложения картины-подсказки (Приложение 11, Приложение 2, Приложение 13, Приложение 14)

7. Дидактическая игра «Составь предложение по опорным словам»

Дети, снеговик, лепить (Дети слепили снеговика).
Дети, санки, кататься, на (Дети катаются на санках).
Снежки, играть, мальчики, в (Мальчики играют в снежки).
Снежинки, падать, легкие, тихо (Легкие снежинки тихо падают).

8. Гимнастика для глаз

И.п. – стоя.

Логопед: Посмотрим вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (три-четыре раза)

Логопед предлагает поиграть в игру «Семейка слов»

9. Дидактическая игра «Семейка слов»

Логопед: Подбираем родственные слова к слову «зима».
Каким словом можно ласково назвать слово зиму? (Зимушка)
А как можно назвать день зимой? (Зимний)
Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие)
Как по другому сказать «остаются на зиму» (Зимуют)
Итак, какие же слова-родственники мы подобрали к слову зима? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие)
Подберите слова-родственники к слову «снег».
Снег – снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снегурочка

10. Дидактическая игра «какой бывает?»

Логопед: Снег (какой бывает?) белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий

Какая бывает зима? (Холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная)

11. Дидактическая игра «Измени слово»

Логопед: Измени слово, ответив на вопросы

Что? – зима
Нет чего? – зимы
Рад чему? – зиме
Вижу что? – зиму
Доволен чем? – зимой
Говорю о чем? – о зиме
Что? – снег
Нет чего? – снега
Рад чему? – снегу
Вижу что? – снег
Доволен чем? – снегом
Говорю о чем? – о снеге

Зима: Жаль, мне не хочется с вами расставаться, но ничего не поделаешь, у меня много дел. Деревья снегом покрывать, зимнюю стужу нагонять, ребят веселить.

12. Физкультминутка

Зима: Перед тем как уйти, предлагаю сходить в гости к Деду Морозу. А вот и он. Послушайте, что он говорит

Выставляется игрушка деда мороза.

Дед Мороз:

Расступайтесь метели
Гнитесь ниже, сосны, ели
Все, что есть в моем лесу
Все засыплю, занесу.

Логопед:

Мы ему ответим:
Не боимся мы пороши.

(Дети проговаривают стихотворение, выполняют соответствующее движение.)

Любим снег – хлопок в ладоши
Руки в стороны, по швам
Хватит снега нам и вам
Мы теперь метатели
Бьем по неприятелям
Размахнулись рукой – бросок
Прямо в цель летит снежок.

13. Дидактическая игра «ответь правильно»

Логопед: Дети, Дед Мороз передал вам конверт, посмотрим, что в нем лежит. В конверте картинки с вопросами от Дед Мороза.

Выставляются картинки (Приложение 15, Приложение 16, Приложение 17)

Логопед: Что белка запасает на зиму? (Белка сушит грибы, запасает шишки.)
Как одним словом это можно назвать? (Запасы.)
Что делает зимой еж? (Впадает в спячку.)
Что бывает зимой на окнах домов? (Снежные узоры.)
Что стало с водой в озерах и реках? (Вода замерзла.)

Зима: Пора возвращаться. Попрощаемся в Дедом Морозом

14. Оценка работы детей

Зима: Дети, вы справились со всеми заданиями. Молодцы! На прощание оставляю вам много снега, чтобы вы играли в снежки, лепили снеговиков, катались на санках, лыжах, коньках (спасибо Зимушка-Зима).