Формирование речевой развивающей среды

Разделы: Коррекционная педагогика


Современное овладению правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Известно, что речь у ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи. В связи с этим к речи логопеда и воспитателя предъявляются особые требования.

Прежде всего она должна быть неторопливой. Спокойной, несколько замедленный темп речи взрослого способствует лучшему ее пониманию. Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счет повышения или понижения голоса в тех местах, к которым следует привлечь внимание ребенка. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательное и побудительные предложения. Следует помнить, что усвоение интонационной стороны речи происходит на основе подражания. Наибольшие возможности в этом отношении заложены в сказках. Рассказывая их детям, воспитатель говорит то низким, грубым голосом, изображая, например, медведя, то высоким, тонким голосом, изображая зайчика, то ласковым, нежным, вкрадчивым голосом – лису (сказка «Колобок»). Подражая воспитателю, дети учатся передавать интонационную окраску речи. К выразительным средствам относятся также паузы и логические ударения.

По содержанию речь логопеда, воспитателя должна быть простой и доступной для понимания ее детьми...

Исходя из выше сказанного, рассмотрим особенности формирования речевой среды в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Наиболее характерные направления в работе по формированию речевой среды применяемые в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

  1. Предметное окружение.
  2. Просьба, поручения.
  3. Опосредованное общение (через игрушку).
  4. Ознакомление с произведением художественной литературы.
  5. Игра как ведущая деятельность.
  6. Труд и развитие речи.
  7. Дыхательные упражнения.
  8. Развитие мелкой моторики.
  9. Развитие общей моторики.
  10. Моделирование проблемных игровых ситуаций.

1. Предметное окружение.

При показе и рассматривание предмета решаю одну из важных речевых задач – развитие речевых средств, в том числе знакомство с новыми словами, уточнению их значение и постепенно включению в активный словарь детей. Исходя из этой задачи для ознакомления с новой лексической темой, подбираю различные наглядные материалы: реальные предметы, игрушки, муляжи, картины. Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием или признаком, если он широко опирается при знакомстве с ним на различные анализаторы. Особенно важно, чтобы ребенок не только смотрел и слушал, но и действовал с предметом: трогал его, ощупывал, гладил, двигал и т.д.

2. Просьба, поручения.

Выполнение просьбы или поручения помогает проверить понимание ребенком обращенной речи, способствует активизации собственной, речи детей в ее обращенной и повествовательной форме. С этой целью просим ребёнка не только выполнить какое-то действие, но и обратиться с просьбой к товарищу или взрослому, а в дальнейшем рассказать, что он сделал (принес, нашел и т.д.) одновременно с решением задач речевого развития формирую у детей ориентировку в окружающем, поскольку правильное выполнение поручений детьми зависит от знания или названий предметов, их признаков, мест расположения.

3. Опосредованное общение (через игрушку).

Использование данного приема способствует развитию восприятия и активизации речи детей. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации, а также вызывает повышенный интерес к ознакомлению с новым предметом, обогащает речевые средства, ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей.

Использование данного метода состоит в следующем. Игрушка привлекается логопедом не для ознакомления с нею, а для того, чтобы организовать с ее помощью общение с детьми. Игрушкой может быть опосредованное использование всех перечисленных приемов: задаю вопросы, рассматриваю предмет или выполняю действие от имени игрушки, и дети отвечают не мне, а игрушке.

4. Ознакомление с художественной литературой.

Литературные произведения оказывают большое влияние на развитие детей. В обучении детей с общим недоразвитием речи использую доступные образцы литературных произведений. При этом важную роль играют произведения фольклора (детское народное творчество): как малые формы – пословицы, поговорки, потешки, загадки, так и более крупные – сказки. Особое значение придаю использованию в логопедической работе малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем (иногда одно четверостишие), несут в себе важное для детей содержание.

Произведения народного творчества в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, рассматриваю как равнозначное средство в ряду других средств развития речи, т.е. в одном ряду с занятиями по ознакомлению с окружающим, природой, бытовыми ситуациями, рассматриванием картин и т.д.

5. Игра как ведущая деятельность.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи.

Прежде всего, в игре осуществляю познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлении об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

В играх учу детей сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомлю со свойствами материалов, из которых они изготовлены.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и координированными.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи.

Детей постоянно побуждаю к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и т.д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, – так называемые игры – драматизации. Хороводные игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движением. Они также формируют произвольное запоминание текстов и движений.

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности.

Сюжетно-рулевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе ее ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д. В процессе игры разговариваю с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении.

Таким образом, в сюжетно-рулевой игре развивается речевая активность детей. В сюжетно-рулевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними.

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание уделяю словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильной речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющееся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр – в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

В системе воспитания в детском саду подвижным играм отводится большое место. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.

При общем недоразвитии речи с детьми провожу подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями.

6. Труд и развитие речи.

В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью решаются коррекционные задачи, – развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения.

Очень важно в процессе посильного труда развивать у детей внимание, к речи взрослых: умение выслушивать объяснение, задание до конца и только после этого приступать к его выполнению, вслушиваться в речь взрослых в процессе выполнения каких-либо действий и движений, при самообслуживании. Поэтому специальные поручения даю в определенной дозировке и правильной последовательности.

Важно, чтобы дети прослушивали речевые образцы, которыми они будут пользоваться в дальнейшем. С этой целью при осуществлении самообслуживания комментирую действия детей, рассказывая о предметах, которые используются в том или ином виде деятельности.

7. Дыхательные упражнения.

Важно, чтобы речь формировалась у ребенка на основе правильного дыхания. Это придает звучанию речи ребенка плавность, звучность. Учу детей длительному выходу, контролирую его силу и длительность.

8. Развитие мелкой моторики.

О взаимосвязи тонкой моторики и речи написано очень много. Поэтому, не углубляясь в ее механизмы, напомним, что развивая тонкую моторику ребенка, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а следовательно и речи в целом.

9. Развитие общей моторики.

Общая моторика является своего рода фундаментом как для развития всех высших психических функций, включая речь, так и для познавательной деятельности ребенка.

10. Моделирование проблемных игровых ситуаций.

Изменение социальной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные виды деятельности и сферы общения, целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаю путем использования наглядности, исполнения детьми различных ролей.

Для развития полноценного игрового общения в нашем ДОУ с детьми с общим недоразвитием речи, активно использую такую форму речевой работы, как игровая обучающая ситуация (ИОС).

Игровые обучающие ситуации позволяют мне успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи обогащении словаря, воспитания звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребёнка, развитие связной речи.

Вся вышеперечисленная работа по формированию речевой среды не будет эффективной без взаимодействия в работе педагогического коллектива.

Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Тесная взаимосвязь логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий к ней, определения порядка занятий и их задач. После такой предварительной работы составляются календарные планы как коллективных (фронтальных, подгрупповых), так и индивидуальных занятий, намечаются взаимные посещения занятий с последующим анализом.