"Последовательность рисования с техникой "тычка" и нанесением мазков с последующей дорисовкой фона смешиванием цветов". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Класс: 2


Возраст детей: 7–8 лет.

Цель:

  1. Учить передавать в рисунках красоту линий, форм, окраску предметов, их цветовую гармонию, определять пропорции.
  2. Закрепить знания о цветовом круге, контрастных цветах.
  3. Закрепить умения пользоваться палитрой, техникой мазка, техникой тычка, линией, пятном, цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности.
  4. Расширить знания детей о видах попугаев и среде их обитания. Учить бережному отношению ко всему живому. Обогащать словарный запас.

Оборудование:

у педагога:

  1. Диск с музыкой:
    – Щебетание птиц.
    – “Звуки природы”
  2. Картинки с изображением:
    – 2 цветовых спектра (основные и составные цвета)
    – дидактическая игра – конструктор “Птицы”
    – зрительный ряд (виды попугаев)
  3. Гуашь, палитра, кисточки для рисования (пони № 5), щетинка (круглая, № 6)

у детей:

– гуашь;
– палитра;
– кисточка (пони № 5), щетинка (круглая, № 6), простой карандаш;
– лист бумаги;
– клеенка;
– фартуки.

Основные этапы урока Содержание урока
1. Организационный  момент (Проверка готовности к уроку.)
2. Сообщение темы, целей

Музыкотерапия

 

– Сейчас включу музыку, а вы послушайте внимательно и скажите, что вы услышали. Можете закрыть глазки.

(Звучит “Щебетание птиц”.)

– Что вы услышали?
(Пение птиц, щебетание…)
– Какое название можно дать этой музыке?
(Птичья песенка.
О птицах.
Птичья жизнь…)

– Каких птиц вы знаете?
– Сегодня мы отправимся в царство птиц, познакомимся с особенностями жизни, строения и рисования попугаев.

3. Сообщение нового.

 

 

 

Зрительный ряд (виды попугаев)

– На кого похож попугай? Да на самого себя! Едва ли можно спутать его с другой птицей. Крючковатый нос. Когтистые лапы. Окрашены попугаи необыкновенно ярко: все цвета радуги сияют на перьях! Умные, степенные птицы. Живут долго – до 120 лет. Родина их – жаркие страны, а пища – фрукты, ягоды, орехи, семена, пыльца и нектар цветов.

Попугаев на земле около 330 разных видов. Некоторые крошечные: весят всего 13 граммов. А самые большие попугаи – ара. От клюва до хвоста – целый метр!

Ара живут в Южной Америке. Клюв у них такой мощный, что может перекусить стальную проволоку толщиной в два миллиметра (рис. 1).

Какаду – самые известные попугаи. В Австралии, Индонезии и на Филиппинских островах летают между деревьями или лазают по веткам, цепляясь клювом за сучья. На голове у всех какаду – хохол из перьев (рис. 2).

Черный какаду – самый крупный в своем племени и самый большеклювый попугай (рис. 3).

Волнистые попугайчики – вы их хорошо знаете. Чаще других можно встретить в зоопарках. Австралия – их родина (рис. 4).

Попугай жако. Больше ста слов может выучить жако. Родом он из тропических лесов Африки (рис. 5).

Амазоны. Живут в Южной Америке. Могут научиться говорить почти так же хорошо, как и жако (рис. 6).

Попугаи монахи строят сообща одно большое гнездо. До трех метров в диаметре! У каждой семьи “своя квартира” в общем доме (рис. 7).

В Африке водятся попугаи неразлучники. О них говорят: “Если один погибнет, второй умрет от тоски!” Когда неразлучники вьют гнезда, веточки и травинки приносят так: втыкают их между перьями на спине и летят с грузом на плечах (рис. 8).

Лорикулюсы тоже на спине переносят груз для постройки гнезда. Спят эти попугаи, как летучие мыши, повиснув на суку вниз головой (рис. 9).

Лори – веселые, дружные попугаи. У них на конце языка – “кисточка”. Просунут язык в цветок и достают из него нектар и пыльцу. Так и кормятся (рис. 10).

Попугай нимфа. Живет в Австралии. Несмотря на длинный, неуклюжий хвост, летает быстро (рис. 11).

Розелла. От всех попугаев его можно отличить по белым “усам”. Снизу из-под клюва тянутся по красному горлу белые полосы, словно усы. Обитает в лесах Австралии (рис. 12).

Какапо – попугай, разучившийся летать! Крылья у него есть, но мышцы слишком слабы для полета. Новая Зеландия – родина этого попугая – пешехода (рис. 13).

Кеа. Больше на земле, чем на деревьях, живут эти удивительные попугаи. Обитают в горах Новой Зеландии и зимой могут ходить по снегу (рис. 14).

4. Закрепление изученного.

 

 

 

 

игровая ситуация

пластика движений

– Какого цвета бывают попугаи?
– Какие цвета используем при рисовании?
– Какие из них называются основными?
– Какие относят к составным?
– Какие контрастные цвета присутствуют в окраске?
– Какое настроение помогают передать эти цвета?

(работа по цветовым спектрам)

– Какой формы бывают попугаи?

(Разнообразные, в зависимости от того, какой вид попугаев перед нами.)

– Из каких частей состоит попугай?

(Туловище, голова, хвост, крылья, лапы.)

– Какой формы туловище?
– Какой хвост?
– Какие крылья?
– Для чего нужны крылья и хвост?

(махая крыльями, птица передвигается в воздушном пространстве, хвост – это руль, с его помощью птица меняет направление движения)

5. Повторение пройденного. – Попробуйте собрать попугая из частей.

(Дидактическая игра – конструктор “Птицы”.)

6. Практическая работа.

Обучение способу рисования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкотерапия

– Как передвигаются попугаи?

(Показ движений педагогом и детьми.)

– Чем попугаи питаются?
– Где живут?
– Попробуем изобразить попугая сначала карандашом, а затем раскрасим так, чтобы было видно, что мы рады знакомству с этими удивительными птицами.

1. Показ педагога.

Вначале рисуем крупные детали. Легкими движениями карандаша рисуем овал (туловище), пририсовываем круг (голову), шею,, трапецию (хвост), уголки (крылья), лапы. Обратите внимание, что крылья и хвост могут быть длинными или короткими.

Далее прорисовываем более мелкие детали: глаз, клюв, на лапах 3 пальца спереди и один сзади, на конце пальцев когти.

Окраска и оперение весьма разнообразны. Чтобы передать пушистую фактуру поверхности туловища, рисуем тычком. Расположение перьев на крыльях и хвосте показываем мазками.

Заканчиваем рисунок прорисовыванием окружающей среды, свойственной данному виду попугаев. На палитре можно получить необходимый цветовой оттенок. Полученный оттенок перенести на бумагу.

2. Рисование детьми.

– А вы какого попугая хотите нарисовать? Наденем фартуки, приступим.

(Звучит запись “Звуки природы”)

7. Итог урока.

 

Выставка детских работ

 

– Очень красивые получились у нас попугаи!

(Все работы прикрепляются на доску, из нескольких работ сложить одно большое птичье царство.)

– С какими видами попугаев познакомились?
– Чем они питаются?
– Что нового о среде их обитания узнали?
– Какие цвета использовали при раскрашивании птиц?
– Какое настроение помогают передать эти цвета?

Используемая литература:

  1. Акимушкин И. И. “Попугаи” (альбом для раскрашивания), М., “Малыш”, 1987 г.
  2. Дроздова С. Б. “Изобразительное искусство” (поурочные планы 2 класс), Волгоград, Учитель, 2008 г.
  3. Дубровская Н. В. “Приглашение к творчеству”, С-П., Детство – Пресс, 2002 г.