Возраст детей: 7–8 лет.
Цель:
- Учить передавать в рисунках красоту линий, форм, окраску предметов, их цветовую гармонию, определять пропорции.
- Закрепить знания о цветовом круге, контрастных цветах.
- Закрепить умения пользоваться палитрой, техникой мазка, техникой тычка, линией, пятном, цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности.
- Расширить знания детей о видах попугаев и среде их обитания. Учить бережному отношению ко всему живому. Обогащать словарный запас.
Оборудование:
у педагога:
- Диск с музыкой:
– Щебетание птиц.
– “Звуки природы” - Картинки с изображением:
– 2 цветовых спектра (основные и составные цвета)
– дидактическая игра – конструктор “Птицы”
– зрительный ряд (виды попугаев) - Гуашь, палитра, кисточки для рисования (пони № 5), щетинка (круглая, № 6)
у детей:
– гуашь;
– палитра;
– кисточка (пони № 5), щетинка (круглая, № 6), простой карандаш;
– лист бумаги;
– клеенка;
– фартуки.
Основные этапы урока | Содержание урока |
1. Организационный момент | (Проверка готовности к уроку.) |
2. Сообщение темы, целей Музыкотерапия
|
– Сейчас включу музыку, а вы послушайте внимательно и
скажите, что вы услышали. Можете закрыть глазки. (Звучит “Щебетание птиц”.) – Что вы услышали? – Каких птиц вы знаете? |
3. Сообщение нового.
Зрительный ряд (виды попугаев) |
– На кого похож попугай? Да на самого себя! Едва ли
можно спутать его с другой птицей. Крючковатый нос. Когтистые лапы.
Окрашены попугаи необыкновенно ярко: все цвета радуги сияют на перьях!
Умные, степенные птицы. Живут долго – до 120 лет. Родина их – жаркие
страны, а пища – фрукты, ягоды, орехи, семена, пыльца и нектар цветов. Попугаев на земле около 330 разных видов. Некоторые крошечные: весят всего 13 граммов. А самые большие попугаи – ара. От клюва до хвоста – целый метр! Ара живут в Южной Америке. Клюв у них такой мощный, что может перекусить стальную проволоку толщиной в два миллиметра (рис. 1). Какаду – самые известные попугаи. В Австралии, Индонезии и на Филиппинских островах летают между деревьями или лазают по веткам, цепляясь клювом за сучья. На голове у всех какаду – хохол из перьев (рис. 2). Черный какаду – самый крупный в своем племени и самый большеклювый попугай (рис. 3). Волнистые попугайчики – вы их хорошо знаете. Чаще других можно встретить в зоопарках. Австралия – их родина (рис. 4). Попугай жако. Больше ста слов может выучить жако. Родом он из тропических лесов Африки (рис. 5). Амазоны. Живут в Южной Америке. Могут научиться говорить почти так же хорошо, как и жако (рис. 6). Попугаи монахи строят сообща одно большое гнездо. До трех метров в диаметре! У каждой семьи “своя квартира” в общем доме (рис. 7). В Африке водятся попугаи неразлучники. О них говорят: “Если один погибнет, второй умрет от тоски!” Когда неразлучники вьют гнезда, веточки и травинки приносят так: втыкают их между перьями на спине и летят с грузом на плечах (рис. 8). Лорикулюсы тоже на спине переносят груз для постройки гнезда. Спят эти попугаи, как летучие мыши, повиснув на суку вниз головой (рис. 9). Лори – веселые, дружные попугаи. У них на конце языка – “кисточка”. Просунут язык в цветок и достают из него нектар и пыльцу. Так и кормятся (рис. 10). Попугай нимфа. Живет в Австралии. Несмотря на длинный, неуклюжий хвост, летает быстро (рис. 11). Розелла. От всех попугаев его можно отличить по белым “усам”. Снизу из-под клюва тянутся по красному горлу белые полосы, словно усы. Обитает в лесах Австралии (рис. 12). Какапо – попугай, разучившийся летать! Крылья у него есть, но мышцы слишком слабы для полета. Новая Зеландия – родина этого попугая – пешехода (рис. 13). Кеа. Больше на земле, чем на деревьях, живут эти удивительные попугаи. Обитают в горах Новой Зеландии и зимой могут ходить по снегу (рис. 14). |
4. Закрепление изученного.
игровая ситуация пластика движений |
– Какого цвета бывают попугаи? – Какие цвета используем при рисовании? – Какие из них называются основными? – Какие относят к составным? – Какие контрастные цвета присутствуют в окраске? – Какое настроение помогают передать эти цвета? (работа по цветовым спектрам) – Какой формы бывают попугаи? (Разнообразные, в зависимости от того, какой вид попугаев перед нами.) – Из каких частей состоит попугай? (Туловище, голова, хвост, крылья, лапы.) – Какой формы туловище? (махая крыльями, птица передвигается в воздушном пространстве, хвост – это руль, с его помощью птица меняет направление движения) |
5. Повторение пройденного. | – Попробуйте собрать попугая из частей. (Дидактическая игра – конструктор “Птицы”.) |
6. Практическая работа. Обучение способу рисования
Музыкотерапия |
– Как передвигаются попугаи? (Показ движений педагогом и детьми.) – Чем попугаи питаются? 1. Показ педагога. Вначале рисуем крупные детали. Легкими движениями карандаша рисуем овал (туловище), пририсовываем круг (голову), шею,, трапецию (хвост), уголки (крылья), лапы. Обратите внимание, что крылья и хвост могут быть длинными или короткими. Далее прорисовываем более мелкие детали: глаз, клюв, на лапах 3 пальца спереди и один сзади, на конце пальцев когти. Окраска и оперение весьма разнообразны. Чтобы передать пушистую фактуру поверхности туловища, рисуем тычком. Расположение перьев на крыльях и хвосте показываем мазками. Заканчиваем рисунок прорисовыванием окружающей среды, свойственной данному виду попугаев. На палитре можно получить необходимый цветовой оттенок. Полученный оттенок перенести на бумагу. 2. Рисование детьми. – А вы какого попугая хотите нарисовать? Наденем фартуки, приступим. (Звучит запись “Звуки природы”) |
7. Итог
урока.
Выставка детских работ
|
– Очень красивые получились у нас
попугаи! (Все работы прикрепляются на доску, из нескольких работ сложить одно большое птичье царство.) – С какими видами попугаев познакомились? |
Используемая литература:
- Акимушкин И. И. “Попугаи” (альбом для раскрашивания), М., “Малыш”, 1987 г.
- Дроздова С. Б. “Изобразительное искусство” (поурочные планы 2 класс), Волгоград, Учитель, 2008 г.
- Дубровская Н. В. “Приглашение к творчеству”, С-П., Детство – Пресс, 2002 г.