Основной задачей управленческой деятельности нашей школы является контроль со стороны администрации за исполнением требований государственного образовательного стандарта и достижением качества образования.
Контроль осуществляется в соответствии с:
– Федеральным государственным образовательным стандартом;
– Новой системой оплаты труда;
– Законом РФ “Об образовании”;
– Конвенцией о правах ребенка;
– Типовым положением об образовательном учреждении;
– Государственной программой г. Москвы на среднесрочный период 2012-2016 г.г. “Развитие образования г. Москвы” (“Столичное образование”);
– Письмом Министерства образования РФ “Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности”;
– Уставом школы;
– Образовательной программой и Программой развития школы;
– Положением о внутришкольном контроле;
– Положением об учете динамики индивидуальных достижений учащихся;
– Положением о мониторинге качества образования;
– Положением об оценке индивидуальных достижений обучающихся (портфолио);
– Положением об электронных формах сбора информации по ВШК.
Внутришкольный контроль строится в соответствии с целями и задачами работы школы.
Основные цели внутришкольного контроля:
1. Обеспечить управление деятельностью по эффективному внедрению ФГОС.
2. Обеспечить выявление и обобщение передового опыта по формированию новых компетенций учителя.
3. Организовать сбор и обработку информации о состоянии качества образования, учебных достижениях обучающихся, педагогов и деятельности школы.
Основные задачи внутришкольного контроля:
1. Установить уровни соответствия реальной подготовки школьников принятой “модели выпускника”;
2. Соотнести результаты с поставленными задачами;
3. Выявить пути и условия повышения эффективности и качества образовательного процесса;
4. Корректировать управленческую и педагогическую деятельность;
5. Осуществить переход на финансирование в виде подушевых субсидий на выполнение государственного задания и введение новой оплаты труда.
Ожидаемые результаты внутришкольного контроля:
– повышение мотивационного образовательного поля учащихся;
– создание условий для успешной социализации учащихся и выпускников школы;
– получение полной информации о результатах учебной деятельности учащихся;
– оперативная коррекция деятельности учителя с целью формирования положительной мотивации к профессиональной деятельности;
– достижения качества образования обучающихся, удовлетворяющее социальным запросам;
– создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;
– создание творческого педагогического коллектива;
– разработка перечня показателей для стимулирующей части ФОТ.
Субъекты и объекты педагогического мониторинга.
Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (учителя, ученики, родители и общественность) получают информацию, анализируют ее.
Объектами мониторинга является образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
Источниками информации для проведения ВШК являются: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, учебная программа, контрольная работа, личные дела учащихся.
Способы сбора информации: использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.
Распределение функциональных обязанностей по исполнению ВШК:
Служба оценки качества, занимающаяся внутришкольной оценкой, мониторингом, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает:
Руководителей, учителей-предметников, родителей и учащихся школы.
Составление спецификации тестов осуществляется заместителем директора по УВР, председателями методических объединений и учителями-предметниками. Организация и проведение мониторинга – заместителем директора по УВР и председателями методических объединений. Проверка и оценивание выполненных работ, составление отчета – учителями предметниками. Сбор информации о проведении и ее систематизация, анализ и разработка рекомендаций на последующий период осуществляются заместителями по учебно-воспитательной и воспитательной работе.
Администрация школы формирует концептуальные подходы к оценке качества образования, обеспечивает реализацию процедуры контроля и оценки качества образования, координирует работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования, определяет состояние и тенденции развития школьного образования, принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования.
Методические объединения педагогов школы по итогам оценки качества образования в школе на каждом этапе проводят экспертизу эффективности педагогических стратегий и технологий, направленных на совершенствование качества образования в школе, формулируют предложения в Программу развития школы по совершенствованию качества образования.
Управляющий совет школы заслушивает руководителей школы по реализации ВШК, даёт оценку деятельности руководителей и педагогов по достижению запланированных результатов в реализации Программы развития школы. Члены управляющего совета могут непосредственно привлекаться для экспертизы качества образования.
Обработка информации осуществляется в электронной форме с использованием прикладных программ.
Для хранения разработаны и действуют базы данных, где накапливается вся получаемая информация, электронные формы сбора информации сохраняются на носителях в кабинете заместителя директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе.
Пользователями информации являются все уровни управления процессом обучения, воспитания от учителя до директора школы.
Электронные формы сбора информации по ВШК обобщаются администрацией школы, доводятся до всех участников образовательного процесса и заинтересованных сторон путем публикации на сайте, используются при обработке и анализе информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования и стимулирования учащихся, педагогов и администрации школы.
Документация.
При осуществлении внутришкольного контроля необходимо иметь следующую документацию:
– план внутришкольного контроля;
– отчет о выполнении внутришкольного контроля;
– журнал контроля, справки, акты по проверке.
Документация хранится в течение 3 лет.
Исходными данными для планирования ВШК являются:
– календарный период планирования;
– количество классов школы;
– количество учащихся в каждом классе;
– требуемые сроки начала проведения мероприятий по параллелям;
– продолжительность выполнения мероприятий;
– периодичность проведения мероприятий,
– допустимый перерыв между мероприятиями для предотвращения перегрузки.
– теоретическая и методическая подготовленность.
Основными напралениями контроля учебно-воспитательной работы являются:
– контроль выполнения всеобуча;
– контроль школьной документации;
– контроль работы педагогических кадров;
– контроль состояния знаний, умений и навыков учащихся;
– контроль состояния преподавания учебных предметов;
– контроль инновационной деятельности учителей;
– контроль выполнения Федерального государственного образовательного стандарта;
– контроль подготовки к государственной итоговой аттестации;
– контроль материально-технической базы,
– контроль внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Мониторинг учебных достижений обучающихся нашей школы включает в себя:
Внешнюю независимую экспертную оценку | ЕГЭ, ГИА-9, диагностическое тестирование МЦКО и окружные диагностические работы. |
Административный контроль | – диагностические контрольные
работы СТАТГРАД; – административные контрольные работы; – успеваемость учащихся по итогам триместра, полугодия, года; – государственная итоговая аттестация в традиционной форме. |
В плане ВШК используются следующие виды контроля знаний:
Виды диагностического контроля | Цели диагностического контроля | Использование результатов в управлении образовательным процессом. |
Стартовый | Получение данных об исходном уровне обученности учащихся в начале учебного года. | Для получения наиболее объективной оценки результатов обучения за предыдущий учебный год, планирования образовательного процесса. |
Рубежный | Получение информации об успешности усвоения учебного материала. | Для коррекции учебно-воспитательного процесса. |
Итоговый | Установление степени достижения планируемого уровня учебных достижений учащихся. | Для анализа работы педколлектива по итогам учебного года, принятия эффективных управленческих решений, планирования образовательного процесса на следующий учебный год. |
С целью обеспечения принципа системности в проведении педагогического мониторинга в школе разрабатывается циклограмма.
Систематизация данных ВШК ведется в графиках и таблицах.
Результаты ВШК обсуждаются на совещаниях при директоре, завуче, педагогических советах. Анализ имеющихся материалов позволяет судить об учебных возможностях школьников, целенаправленно проводить коррекционную работу. Мониторинг, проводимый на протяжении нескольких лет, обеспечивает администрацию необходимой объективной информацией, позволяет соотносить результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, позволяющие сформировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы, обеспечить дальнейшее совершенствование образовательного процесса в соответствии с задачами программы развития школы с учетом индивидуальных особенностей обучения учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.
Анализ действующей в нашей школе практики учета, анализа и использования информации об индивидуальных достижениях учащихся, полученной в результате ВШК.
Для того чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, в школе ведется “Анализ класса”, который делается в виде таблиц, где по каждому ученику заносятся данные по всем учебным предметам в соответствии с требованиями программы.
№ | ФИ учащегося | Алгебра | Физика | ||||||
1трим. | 2 трим. | 3 трим. | год | 1 трим. | 2 трим. | 3 трим. | год | ||
1. | Иванова Ольга | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 |
2. | Петров Олег | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3. | Янин Игорь | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников от начала учебного года к концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов учеников за текущий и предыдущие периоды. Это способствует своевременному выявлению трудностей в освоении учебного материала и коррекции знаний учащихся.
Проводится сравнительный анализ обученности учащихся по всем предметам учебного плана, выявляются учащиеся с одной “4”, “3”, “2”, отличники, хорошисты и неуспевающие. Такой анализ помогает учителям спланировать свою работу по повышению качества образования школьников. В каждом триместре классным руководителем по своему классу заполняется следующая таблица.
Фамилия Имя учащегося |
Русский язык | Литература | Алгебра | Геометрия | ИКТ | История | Обществознание | Биология | География | Отличник | С одной “4” | На “4” и “5” | С одной “3” | Не успевает |
Иванова Ольга | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | + | ||||
Петров Олег | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | + | ||||
Янин Игорь | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 |
Мониторинг качества обучения помогает отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценить результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса. Также непрерывное отслеживание качества обученности отдельных учащихся и класса в целом по всем разделам учебных программ позволяет учителю осуществлять самоконтроль за своей деятельностью. Таким образом, процесс обучения (преподавания и учения) становится более осмысленным и целенаправленным.
Темы контрольных работ по физике | Фамилия, имя учащегося | ||
Иванова Ольга | Петров Олег | Янин Игорь | |
Газовые законы | 5 | 4 | 3 |
Законы термодинамики | 5 | 4 | 3 |
Свойства жидкости и пара | 4 | 4 | 4 |
Свойства твёрдых тел | 5 | 3 | 3 |
Электростатика | 5 | 5 | 3 |
Кол-во к/р | 5 | 4 | 4 |
Средний балл | 4,8 | 4 | 3,2 |
При проведении контрольных работ создаются протоколы контрольных работ, в которых указываются проверяемые элементы содержания и проверяемые виды деятельности учащихся.
Протокол контрольной работы по математике, проведённой в 5А классе. | |||||||||||
Учитель: Сидорова С.А. Дата проведение: 15.04.2012 г. | |||||||||||
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Всего баллов | Выполнено заданий |
% выполнения | Оценка | |
Количество баллов | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 5 | 18 | ||||
№ п/п | Фамилия, имя | ||||||||||
1 | Комов Иван | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 | 16 | 90 | 5 |
2 | Лукина Анна | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 0 | 18 | 12 | 66 | 4 |
3 | Носов Пётр | 2 | 2 | 3 | 2 | 0 | 0 | 18 | 9 | 50 | 3 |
Проверяемые элементы содержания | % выполнения проверяемого элемента учащимися | ||||||||||
Перевод обыкновенных дробей в десятичные дроби | 94 | ||||||||||
Сравнение десятичных дробей | 99 | ||||||||||
Перевод единиц измерения | 91 | ||||||||||
Решение задач | 77 | ||||||||||
Округление чисел | 81 | ||||||||||
Нахождение значения выражения | 83 |
На основании протоколов контрольных работ получаем индивидуальную диагностическую карту учащихся. Для более наглядного представления уровня знаний учащихся результаты выводятся в виде графиков и диаграмм.
Папки индивидуальных достижений (портфолио) заведены на каждого ученика. В папках накапливаются творческие работы учащихся, грамоты и зачетные листы, листы индивидуальных достижений. Портфолио позволяет ребенку осмыслить свои знания, поступки и возможности. Просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок учится анализировать свою деятельность, объективно оценивать свои возможности и находить пути преодоления трудностей.
На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания в 1-х классах школы, 2-9 классах; 10-11 классах. Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся ежедневно ведется учет успеваемости и посещаемости учащихся в электронных дневниках и журналах, все учителя предметники отслеживают траекторию обученности учащихся в электронном виде, в конце каждого триместра классные руководители проводит родительские собрания, а учителя предметники индивидуальные консультации.
При переходе учащегося в другую школу учитель вкладывает в личное дело “Листок достижения”, заверенный печатью образовательного учреждения. Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках обучения устанавливаются отношения равноправного сотрудничества.
Направление совершенствования системы ВШК.
С целью ликвидации вышеуказанных проблем в школе сформированы направления по совершенствованию системы внутришкольного контроля:
– выстраивание внутришкольного контроля научно-методической работы в школе на основе критериального и компетентностно-деятельностного подходов;
– ведение в систему ВШК мониторинга не только уровня обученности по предметам, но и уровня развития других внутренних ресурсов ученика, отраженных в метапредметных и личностных образовательных результатах;
– пересмотр и совершенствование оценивания на основе критериального и компетентностного подходов к оценке уровня учебного успеха ученика и уровня профессиональной компетентности учителя;
– корректировка системы ВШК, выстроенной с позиции системно-деятельностного подхода, прозрачной для каждого субъекта образовательного процесса, обеспеченной грамотным инструментарием, оптимизирующим работу с потоками информации по принципу "распределенной ответственности";
– мотивация учителей на реализацию субъект-субъектных отношений в образовательной системе "учитель – ученик".
Практика показывает, что введение в систему ВШК мониторинга профессиональной компетентности учителя позволяет повысить позиционно-ценностную составляющую общей профессиональной компетентности учителя по отношению к психолого-педагогическим знаниям и умениям, лежащим в основе индивидуализации образования.
Результаты ВШК в направлении учебной, внеурочной деятельности, а так же индивидуальных достижений учащихся могут быть использованы для характеристики:
– качества образовательных услуг;
– эффективности образовательной деятельности по всем категориям персонала школы и разработки показателей стимулирующей части Фонда оплаты труда.