Возраст детей: 7-8 лет
Цель:
- Учить передавать в рисунках красоту линий, форм, окраску предметов, их цветовую гармонию, определять пропорции.
- Закрепить знания о цветовом круге, контрастных цветах.
- Закрепить умения пользоваться палитрой, техникой мазка, техникой тычка, линией, пятном, цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности.
- Расширить знания детей о видах попугаев и среде их обитания. Учить бережному отношению ко всему живому. Обогащать словарный запас.
Оборудование:
у педагога:
- Диск с музыкой:
- Щебетание птиц.
- “Звуки природы”
- Картинки с изображением:
- 2 цветовых спектра (основные и составные цвета)
- дидактическая игра – конструктор “Птицы”
- зрительный ряд (виды попугаев)
- Гуашь, палитра, кисточки для рисования (пони № 5), щетинка (круглая, № 6)
у детей:
- гуашь
- палитра
- кисточка (пони № 5), щетинка (круглая, № 6), простой карандаш
- лист бумаги
- клеенка
- фартуки
Основные этапы урока | Содержание урока |
1. Орг. момент 2. Сообщение темы, целей Музыкотерапия |
(проверка готовности к уроку) - Сейчас включу музыку, а вы послушайте внимательно и скажите, что вы услышали. Можете закрыть глазки (звучит “Щебетание птиц”) - Что вы услышали? (пение птиц, щебетание...) - Какое название можно дать этой музыке? (Птичья песенка. О птицах. Птичья жизнь...) |
3. Сообщение нового
зрительный ряд (виды попугаев) |
- Каких птиц вы знаете? - Сегодня мы отправимся в царство птиц, познакомимся с особенностями жизни, строения и рисования попугаев. - На кого похож попугай? Да на самого себя! Едва ли можно спутать его с другой птицей. Крючковатый нос. Когтистые лапы. Окрашены попугаи необыкновенно ярко: все цвета радуги сияют на перьях! Умные, степенные птицы. Живут долго – до 120 лет. Родина их – жаркие страны, а пища – фрукты, ягоды, орехи, семена, пыльца и нектар цветов. Попугаев на земле около 330 разных видов. Некоторые крошечные: весят всего 13 граммов. А самые большие попугаи – ара. От клюва до хвоста – целый метр! Ара живут в Южной Америке. Клюв у них такой мощный, что может перекусить стальную проволоку толщиной в два миллиметра (слайд 2) Какаду – самые известные попугаи. В Австралии, Индонезии и на Филиппинских островах летают между деревьями или лазают по веткам, цепляясь клювом за сучья. На голове у всех какаду – хохол из перьев (слайд 3) Чёрный какаду – самый крупный в своём племени и самый большеклювый попугай (слайд 4) Волнистые попугайчики – вы их хорошо знаете. Чаще других можно встретить в зоопарках. Австралия – их родина (слайд 5) Попугай жако. Больше ста слов может выучить жако. Родом он из тропических лесов Африки (слайд 6) Амазоны. Живут в Южной Америке. Могут научиться говорить почти так же хорошо, как и жако (слайд 7) Попугаи монахи строят сообща одно большое гнездо. До трёх метров в диаметре! У каждой семьи “своя квартира” в общем доме (слайд 8) В Африке водятся попугаи неразлучники. О них говорят: “Если один погибнет, второй умрёт от тоски!” Когда неразлучники вьют гнёзда, веточки и травинки приносят так: втыкают их между перьями на спине и летят с грузом на плечах (слайд 9) Лорикулюсы тоже на спине переносят груз для постройки гнезда. Спят эти попугаи, как летучие мыши, повиснув на суку вниз головой (слайд 10) Лори – весёлые, дружные попугаи. У них на конце языка – “кисточка”. Просунут язык в цветок и достают из него нектар и пыльцу. Так и кормятся (слайд 11) Попугай нимфа. Живёт в Австралии. Несмотря на длинный, неуклюжий хвост, летает быстро (слайд 12) Розелла. От всех попугаев его можно отличить по белым “усам”. Снизу из-под клюва тянутся по красному горлу белые полосы, словно усы. Обитает в лесах Австралии (слайд 13) Какапо – попугай, разучившийся летать! Крылья у него есть, но мышцы слишком слабы для полёта. Новая Зеландия – родина этого попугая – пешехода (слайд 14) Кеа. Больше на земле, чем на деревьях, живут эти удивительные попугаи. Обитают в горах Новой Зеландии и зимой могут ходить по снегу (слайд 15) |
4. Закрепление изученного
Пластика движений |
- Какого цвета бывают попугаи? - Какие цвета используем при рисовании? - Какие из них называются основными? (слайд 16) - Какие относят к составным? (слайд 17) - Какие контрастные цвета присутствуют в окраске? - Какое настроение помогают передать эти цвета? (работа по цветовым спектрам) - Какой формы бывают попугаи? (разнообразные, в зависимости от того, какой вид попугаев перед нами) - Из каких частей состоит попугай? (туловище, голова, хвост, крылья, лапы) - Какой формы туловище? - Какой хвост? - Какие крылья? - Для чего нужны крылья и хвост? (махая крыльями, птица передвигается в воздушном пространстве, хвост – это руль, с его помощью птица меняет направление движения) |
5. Повторение пройденного | - Попробуйте собрать попугая из частей. (Дидактическая игра – конструктор “Птицы”) - Как передвигаются попугаи? (показ движений педагогом и детьми) - Чем попугаи питаются? - Где живут? |
6. Практическая работа
Обучение способу рисования
Музыкотерапия |
- Попробуем изобразить попугая сначала
карандашом, а затем раскрасим так, чтобы было
видно, что мы рады знакомству с этими
удивительными птицами. 1. Показ педагога. Вначале рисуем крупные детали. Лёгкими движениями карандаша рисуем овал (туловище), пририсовываем маленький овал (голову), шею, трапецию (хвост), уголки (крылья), лапы.Обратите внимание, что крылья и хвост могут быть длинными или короткими. Далее прорисовываем более мелкие детали: глаз, клюв, на лапах 3 пальца спереди и один сзади, на конце пальцев когти. (слайд 18) Окраска и оперение весьма разнообразны. Чтобы передать пушистую фактуру поверхности туловища, рисуем тычком. Расположение перьев на крыльях и хвосте показываем мазками. Заканчиваем рисунок прорисовыванием окружающей среды, свойственной данному виду попугаев. На палитре можно получить необходимый цветовой оттенок. Полученный оттенок перенести на бумагу. 2. Рисование детьми. - А вы какого попугая хотите нарисовать? Наденем фартуки, приступим. (звучит запись “Звуки природы”) |
Итог урока
Выставка детских работ |
- Очень красивые получились у нас
попугаи! (все работы прикрепляются на доску, из нескольких работ сложить одно большое птичье царство) - С какими видами попугаев познакомились? - Чем они питаются? - Что нового о среде их обитания узнали? - Какие цвета использовали при раскрашивании птиц? - Какое настроениепомогают передать эти цвета? |
Используемая литература.
- Акимушкин И. И. “Попугаи” (альбом для раскрашивания), М., “Малыш”, 1987 г.
- Дроздова С. Б. “Изобразительное искусство” (поурочные планы 2 класс), Волгоград, Учитель, 2008 г.
- Дубровская Н. В. “Приглашение к творчеству”, С-П., Детство - Пресс, 2002 г.