Интегрированный урок (изобразительное искусство + природоведение) по теме "Виды попугаев и последовательность рисования". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Возраст детей: 7-8 лет

Цель:

  • Учить передавать в рисунках красоту линий, форм, окраску предметов, их цветовую гармонию, определять пропорции.
  • Закрепить знания о цветовом круге, контрастных цветах.
  • Закрепить умения пользоваться палитрой, техникой мазка, техникой тычка, линией, пятном, цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности.
  • Расширить знания детей о видах попугаев и среде их обитания. Учить бережному отношению ко всему живому. Обогащать словарный запас.

Оборудование:

у педагога:

  • Диск с музыкой:
    • Щебетание птиц.
    • “Звуки природы”
  • Картинки с изображением:
    • 2 цветовых спектра (основные и составные цвета)
    • дидактическая игра – конструктор “Птицы”
    • зрительный ряд (виды попугаев)
  • Гуашь, палитра, кисточки для рисования (пони № 5), щетинка (круглая, № 6)

у детей:

  • гуашь
  • палитра
  • кисточка (пони № 5), щетинка (круглая, № 6), простой карандаш
  • лист бумаги
  • клеенка
  • фартуки
Основные этапы урока Содержание урока
1. Орг. момент

2. Сообщение темы, целей

Музыкотерапия

(проверка готовности к уроку)

- Сейчас включу музыку, а вы послушайте внимательно и скажите, что вы услышали. Можете закрыть глазки

(звучит “Щебетание птиц”)

- Что вы услышали?

(пение птиц, щебетание...)

- Какое название можно дать этой музыке?

(Птичья песенка.

О птицах.

Птичья жизнь...)

3. Сообщение нового

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зрительный ряд (виды попугаев)

- Каких птиц вы знаете?

- Сегодня мы отправимся в царство птиц, познакомимся с особенностями жизни, строения и рисования попугаев.

- На кого похож попугай? Да на самого себя! Едва ли можно спутать его с другой птицей. Крючковатый нос. Когтистые лапы. Окрашены попугаи необыкновенно ярко: все цвета радуги сияют на перьях! Умные, степенные птицы. Живут долго – до 120 лет. Родина их – жаркие страны, а пища – фрукты, ягоды, орехи, семена, пыльца и нектар цветов.

Попугаев на земле около 330 разных видов. Некоторые крошечные: весят всего 13 граммов. А самые большие попугаи – ара. От клюва до хвоста – целый метр!

Ара живут в Южной Америке. Клюв у них такой мощный, что может перекусить стальную проволоку толщиной в два миллиметра (слайд 2)

Какаду – самые известные попугаи. В Австралии, Индонезии и на Филиппинских островах летают между деревьями или лазают по веткам, цепляясь клювом за сучья. На голове у всех какаду – хохол из перьев (слайд 3)

Чёрный какаду – самый крупный в своём племени и самый большеклювый попугай (слайд 4)

Волнистые попугайчики – вы их хорошо знаете. Чаще других можно встретить в зоопарках. Австралия – их родина (слайд 5)

Попугай жако. Больше ста слов может выучить жако. Родом он из тропических лесов Африки (слайд 6)

Амазоны. Живут в Южной Америке. Могут научиться говорить почти так же хорошо, как и жако (слайд 7)

Попугаи монахи строят сообща одно большое гнездо. До трёх метров в диаметре! У каждой семьи “своя квартира” в общем доме (слайд 8)

В Африке водятся попугаи неразлучники. О них говорят: “Если один погибнет, второй умрёт от тоски!” Когда неразлучники вьют гнёзда, веточки и травинки приносят так: втыкают их между перьями на спине и летят с грузом на плечах (слайд 9)

Лорикулюсы тоже на спине переносят груз для постройки гнезда. Спят эти попугаи, как летучие мыши, повиснув на суку вниз головой (слайд 10)

Лори – весёлые, дружные попугаи. У них на конце языка – “кисточка”. Просунут язык в цветок и достают из него нектар и пыльцу. Так и кормятся (слайд 11)

Попугай нимфа. Живёт в Австралии. Несмотря на длинный, неуклюжий хвост, летает быстро (слайд 12)

Розелла. От всех попугаев его можно отличить по белым “усам”. Снизу из-под клюва тянутся по красному горлу белые полосы, словно усы. Обитает в лесах Австралии (слайд 13)

Какапо – попугай, разучившийся летать! Крылья у него есть, но мышцы слишком слабы для полёта. Новая Зеландия – родина этого попугая – пешехода (слайд 14)

Кеа. Больше на земле, чем на деревьях, живут эти удивительные попугаи. Обитают в горах Новой Зеландии и зимой могут ходить по снегу (слайд 15)

4. Закрепление изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пластика движений

- Какого цвета бывают попугаи?

- Какие цвета используем при рисовании?

- Какие из них называются основными? (слайд 16)

- Какие относят к составным? (слайд 17)

- Какие контрастные цвета присутствуют в окраске?

- Какое настроение помогают передать эти цвета?

(работа по цветовым спектрам)

- Какой формы бывают попугаи?

(разнообразные, в зависимости от того, какой вид попугаев перед нами)

- Из каких частей состоит попугай?

(туловище, голова, хвост, крылья, лапы)

- Какой формы туловище?

- Какой хвост?

- Какие крылья?

- Для чего нужны крылья и хвост?

(махая крыльями, птица передвигается в воздушном пространстве, хвост – это руль, с его помощью птица меняет направление движения)

5. Повторение пройденного - Попробуйте собрать попугая из частей.

(Дидактическая игра – конструктор “Птицы”)

- Как передвигаются попугаи?

(показ движений педагогом и детьми)

- Чем попугаи питаются?

- Где живут?

6. Практическая работа

 

 

Обучение способу рисования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкотерапия

- Попробуем изобразить попугая сначала карандашом, а затем раскрасим так, чтобы было видно, что мы рады знакомству с этими удивительными птицами.

1. Показ педагога.

Вначале рисуем крупные детали. Лёгкими движениями карандаша рисуем овал (туловище), пририсовываем маленький овал (голову), шею, трапецию (хвост), уголки (крылья), лапы.Обратите внимание, что крылья и хвост могут быть длинными или короткими.

Далее прорисовываем более мелкие детали: глаз, клюв, на лапах 3 пальца спереди и один сзади, на конце пальцев когти.

(слайд 18)

Окраска и оперение весьма разнообразны. Чтобы передать пушистую фактуру поверхности туловища, рисуем тычком. Расположение перьев на крыльях и хвосте показываем мазками.

Заканчиваем рисунок прорисовыванием окружающей среды, свойственной данному виду попугаев. На палитре можно получить необходимый цветовой оттенок. Полученный оттенок перенести на бумагу.

2. Рисование детьми.

- А вы какого попугая хотите нарисовать? Наденем фартуки, приступим.

(звучит запись “Звуки природы”)

Итог урока

 

 

 

 

Выставка детских работ

- Очень красивые получились у нас попугаи!

(все работы прикрепляются на доску, из нескольких работ сложить одно большое птичье царство)

- С какими видами попугаев познакомились?

- Чем они питаются?

- Что нового о среде их обитания узнали?

- Какие цвета использовали при раскрашивании птиц?

- Какое настроениепомогают передать эти цвета?

Используемая литература.

  1. Акимушкин И. И. “Попугаи” (альбом для раскрашивания), М., “Малыш”, 1987 г.
  2. Дроздова С. Б. “Изобразительное искусство” (поурочные планы 2 класс), Волгоград, Учитель, 2008 г.
  3. Дубровская Н. В. “Приглашение к творчеству”, С-П., Детство - Пресс, 2002 г.