Цели.
Расширить представления детей о
представителях фауны нашей страны, познакомить с
жизнью бабочек, опыляющих растения и собирающих
нектар.
Оборудование
у педагога:
1) аудиокассеты с музыкой:
- Э.Григ “Бабочка”;
- “Как прекрасен мир вокруг”;
2) картинки с изображением:
- зрительный ряд (виды бабочек);
- зрительный ряд (стадии превращения в бабочку);
- дидактическая игра “Найди свою пару”;
3) гуашь для рисования:
у детей:
- гуашь для рисования;
- кисти (пони, №4);
- лист бумаги, согнутый пополам;
- фартуки;
- клеенки.
Основные этапы урока | Содержание урока |
I. Орг. момент II. Сообщение темы и целей урока Беседа Создание проблемной ситуации
III. Сообщение нового (связь с окружающим миром) зрительный ряд (виды бабочек) Рассказ
Зрительный ряд (стадии превращения в бабочку)
Беседа
Игровая ситуация
Пластика движений
Физкультминутка
IV. Повторение пройденного
V. Практическая работа
Проблемная ситуация. Объяснение нового (знакомство с цветом)
Работа в парах Самостоятельная работа учащихся
VI. Итог урока Выставка детских работ вывод |
(Проверка готовности к занятию) Прочитаю вам загадку, а вы скажите, о ком здесь говорится. Шевелились у цветка - Как догадались, что это бабочка? (По словам вспорхнул и улетел) - С чем бабочку сравнивают в загадке? (С цветком) - Бабочки летом весело порхают в саду, на лугу, в поле, радуя нас всеми цветами радуги. Их любят все. Любят-то любят, а вот знают ли? Давайте проверим … - Как появляются бабочки? - И всегда ли они такие красивые? - А почему они блекнут, если подержать их в руках? (Оветы детей) Жизнь бабочек коротка. Самая благодатная пора для них – лето. Питаются бабочки сладким соком цветов – нектаром, в теплые летние дни перепархивая с цветка на цветок. А вот бабочка бражник-языкан вечером и ночью порхает у цветов. Быстро трепеща крыльями, повиснет в воздухе перед цветком и сосет нектар длинным “языком”. Поэтому и прозвали его – языкан. (Слайд №3) Бражник “мертвая голова” по ночам “бражничает” - грабит пчел! Крепким хоботком проткнет соты и пьёт мед. При этом жужжит по-пчелиному. Но не всегда удается обман: бывает, набросятся пчелы на грабителя и закусают насмерть (слайд №4–5). Яркая окраска нужна бабочкам для того, чтобы никто не смог увидеть их на цветах и причинить зло. Дневной павлиний глаз. Красивые пятна на крыльях этой бабочки не для украшения, а для устрашения. Не всякая птица решится схватить “глазастую” бабочку, павлиньи глаза которой сами высматривают добычу (слайд №6). А вот медведица. Пестрые крылья этой бабочки – как сигнальный флаг! Предупреждают всех, кто захочет её съесть, чтобы зря не хватали. Кровь у неё горькая, ядовитая (слайд №7). У бабочки – пестрянки такой способ защиты. Увидев врага, она падает на землю и лежит неподвижно, будто умерла. Но опасность исчезнет и бабочка взлетит, сверкнув яркой вспышкой. Недаром её так назвали: пестрянка-пёстрая, яркая, весёлая (слайд №8). Часто окраска бабочек имеет сходство с окраской окружающей их среды. Когда бабочка-ленточница садится на дерево, её и не видно! Нижние яркие крылья она прячет под верхними, серыми – и словно нет её! Невидимкой сделается: с корой в один цвет сольётся (слайд №9), (слайд №10). Адмирал – бабочка – путешественник! Адмиралы летят низко над землей, не спеша:весной – на север, в конце лета - на юг. На тёмных крыльях красные полосы, как лампасы (т.е. полоски) у адмирала (слайд №11). Махаон – самая большая и самая красивая в наших краях бабочка! Её иногда кавалером называют. Мало стало махаонов-берегите их! Законы, охраняющие природу, запрещают ловить этих бабочек (слайд №12). Бабочки откладывают яйца на растениях. Названия многих бабочек происходят от растений, на которые они откладывают яйца: крапивница (слайд №13), (слайд № 14), капустница(слайд №15), (слайд №16), репейница (слайд №17), (слайд №18) Существует более 200 видов бабочек. Как размножаются бабочки? (Слайд №19) Они откладывают яйца (слайд №20), из яиц появляются гусеницы (слайд №21), они превращаются в куколок, обматывая себя собственной паутиной (слайд №22). В таком виде они зимуют. Весной, едва пригреет солнышко, куколка начинает шевелиться: это медленно, как из пеленок, появляется бабочка (слайд №23). Крылья у бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают ей яркую расцветку. Если её взять в руки, то на руках останется пыльца: бабочка может погибнуть. Перелетая с цветка на цветок, бабочка переносит на своих лапках пыльцу, тем самым помогая цветам цвести. - Из каких частей состоит бабочка? (Крылья, туловище, головка, усики) - Какой формы крылья? (Округлой) - Какие крылья по размеру вверху и внизу? (Вверху – крылья побольше, а внизу – поменьше) (Дидактическая игра “Найди свою пару”) (слайд №24). - Давайте прикроем левую часть бабочки, а теперь - правую. Что вы заметили? (Если бабочку разделить пополам, то видно, что её левая и правая стороны одинаковы, их называют симметричными) (слайд №25). - На доске крылья бабочек, найдите и прикрепите парное, одинаковое крыло (слайды №26-31). - Для чего бабочкам нужны крылья? (Чтобы передвигаться) - Как они передвигаются? (Порхают, плавно машут крыльями, перелетая с цветка на цветок) (Быстро трепещут крыльями перед цветком, когда сосут нектар) (Показ движений педагогом и детьми под музыку Э.Грига “Бабочка”) Физкультурная минутка - Мы подпрыгнем столько раз, сколько
бабочек у нас. - У бабочек, которые летают днем, более яркая окраска, весёлая, звонкая, звучная. Какие краски вы возьмете, рисуя дневную бабочку? (Красный, желтый, синий и т.д., то есть яркие, основные цвета) - А вот у ночных бабочек окраска более … какая? (Иягкая, грустная, даже тусклая, однотонная) - Какие краски вы возьмете, рисуя ночную бабочку? (Тёмные: чёрный, коричневый…) - Но есть и такие бабочки, в окраске которых сочетаются и яркие, и тусклые краски, например: ленточница. - Как вы думаете, о каких бабочках, дневных или ночных, говорится в стихотворении. Бархатные крылышки, - Почему вы так думаете? (Пёстренькие платьица, т.е. яркие) (Порхающий цветок – сравнивают бабочку с цветком, т.е. веселая, яркая окраска) - Давайте теперь нарисуем бабочку 1. Показ педагога. - Как сделать крылья бабочек симметричными, т.е. одинаковыми? В этом нам поможет техника монотипия (слайд №32). - На половинку листа наношу 2 разноцветных пятна (одно большое, другое поменьше), складываю половинки, проглаживаю ладонью. Теперь разворачиваю, что получилось? Теперь нужно дорисовать головку, туловище, усики. - Художники давно заметили, что некоторые цвета кажутся ярче, когда находятся рядом. Это зеленый и красный, желтый и фиолетовый, оранжевый и синий. Эти цвета как бы дополняют друг друга. Их так и называют – дополнительными цветами. 2. Дети самостоятельно рисуют бабочек. (Звучит музыка “Как прекрасен мир вокруг”) - Поменяйтесь работами. Дорисуйте узор на крыльях. - Посмотрите на доску. Какие красивые получились у нас бабочки (слайды №33-36)! (Все работы прикрепить на доску) - Какие виды бабочек запомнили? - Почему их так называют? - Какие цвета используют, чтобы создать образ дневной бабочки? - Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать ночную бабочку? - Для чего смешивают краски? (Чтобы показать богатство и разнообразие цвета) |
Приложение (таблица в редакции автора)