Роспись игрушечных петушков, созданных в смешанной технике

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели.

    1. Познакомить с разнообразными видами росписи, созданной человеком.
    2. Обратить внимание на форму, строение петушков, на узор, формировать в детях способность “смотреть и видеть”.
    3. Учить выполнять декоративную роспись, используя графические средства выразительности: пятно, линию.
    4. Развивать у детей чувство гармонии и красоты, восприятие цвета.
    5. Развивать воображение детей, эстетический вкус.
    6. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование:

у педагога:

  • аудиокассеты с музыкой

“Деревенская песенка”,

“Воскресное утро”,

  • картинки с изображением:

- 2 цветовых спектра (основные и составные цвета),

- зрительный ряд (виды росписи петушков),

  • гуашь, акварельные краски, тушь, кисточки, палитра.

у детей:

- гуашь, акварельные краски, тушь,

- палитра для смешивания красок,

- ватные палочки (для тычка),

- кисти (пони, №2, №6),

- лист бумаги.

Ход урока

I. Орг. момент

(Проверка готовности к занятию)

II. Сообщение темы и целей урока

- Отгадайте загадку и скажите, о ком здесь говорится:

Догадались, кто у Жоры?
Пёстрый хвост! Сверкают шпоры!
Ярко – красный гребешок!
Ну, конечно… (Петушок) (Cлайд №2)

- Как догадались, что это петушок? (По словам пёстрый, шпоры, гребешок)

III. Сообщение нового.

Cвязь с окружающим миромб

Рассказ.

- Все вы, конечно, видели петухов: кто в деревне, кто в зоопарке, а кто и по телевизору. И наверняка запомнили, какая это нарядная и красивая птица – с разноцветными перьями, с огненно-красным гребешком и золотыми шпорами (слайд №3).

- Петухи – давние спутники человека.  В старину русские люди следили за временем по петушиному крику. Считалось всегда, что первое "кукареку" раздается в первом часу ночи, следующее - во втором, третий раз петух кричит в четыре утра. Отправляясь в дорогу, люди дожидались пения первых петухов. Домохозяйки вставали поставить хлеб и подоить коров после вторых петухов. Вместе с третьими - вся деревня была уже на ногах и приступала к работе.

Ложиться с курами - вставать с петухами... Непросто в наше быстротечное время соблюсти это золотое правило.

В старину было немало любителей петушиного пения, главным образом среди простого люда. Постепенно, отбирая лучших местных солистов в Орловской, Воронежской губерниях, любители вывели породу, которая со временем стала называться орловской голосистой.

Еще в Древней Греции и Риме были популярны петушиные бои. Для этого создавали специальные бойцовые породы, которые затем распространились по всей Европе. Древние греки - народ очень отважный, но и они брали у петухов уроки храбрости и упорства в бою. Фемистокл, знаменитый греческий полководец, собираясь на войну против персов, включил в программу боевой подготовки петушиные бои, чтобы солдаты, глядя на них, учились стойкости и отваге.

В наши дни боевые петухи в странах Южной Азии и Америки храбро защищают дома своих хозяев от змей и бродячих собак, то есть, петух – это ещё и замечательный сторож!

Издавна деревянные и глиняные петушки были любимыми игрушками ребят. Их делают народные умельцы в различных областях нашей страны.

Этот красивый деревянный петушок сделан в Горьковской области. Чтобы он зря не гордился своим оперением, для него не пожалели самых ярких красок (слайд №4).

Зрительный ряд (виды петухов).

Эти петушки тоже сделаны из дерева. У них недаром такой задиристый и независимый вид: ведь они родом из Орла!

(Слайд №5)

Посмотрите, каких фаянсовых петушков придумали мастера из деревни Конаково Калининской области. Эти мастера издавна славятся своим искусством (слайд №6).

Эти петушки, созданные умельцами из Московской области, не простые, а с секретом. Стоит петушку поднять голову – он превращается в чернильницу (слайд №7).

А это глиняные петушки. Делают таких петушков в деревне Дымково, близ города Кирова (слайд №8) .

Игрушечные петушки, которых делают в Ленинградской области, тоже очень нарядные. Отличаются они друг от друга только узорами (слайд №9).

Хоть эти петушки и деревянные, а того и гляди, бросятся в драку. Этот петушок из Эстонии (слайд №10).

А его не менее боевой собрат родом с Украины (слайд №11).

А здесь вы видите, какими разными бывают эти самодельные петушки. Ну, а какой вам больше нравится? (Cлайд №12).

А этого фетрового петушка сделали ребята из Ленинградского дома творчества. Если он вам понравился, попробуйте и вы сами нарисовать петушка. И постарайтесь, чтобы он был ярким, нарядным (слайд №13).

IV. Повторение пройденного

Стадии превращения.

- Как появляются петушки? (Слайд №14)

Куры откладывают яйца (слайд №15), из яиц появляются вот такие жёлтые пушистые цыплята (слайд №16), они вырастают и превращаются в красивых петухов и кур (слайд №17).

Из каких частей состоит петух? (Крылья, туловище, головка, лапки)

- Какой формы туловище? (Овальной)

- Какой формы крылья? (Треугольной)

- Какой формы хвост?

- Для чего петушкам нужны крылья? (Чтобы перелетать с места на место)

- Как они машут крыльями? (Показ движений педагогом и детьми под музыку “Воскресное утро”)

Пластика движений.

Физкультурная минутка

- Какие краски вы возьмете, рисуя петушка? (Красный, желтый, синий и т.д., то есть яркие, основные цвета)

- Какие ещё цвета используете? (Составные)

- Как их получить? (Смешиванием)

- Ещё какие цвета используем? (Ахроматические)

Работа по цветовым спектрам.

(слайд №18 – спектр основных цветов)

(слайд №19 – спектр основных и составных цветов)

- Рассмотрите узоры у петушков. Какие элементы используют народные мастера? (Растительный орнамент, геометрические фигуры, полоски, точки, волнистые линии, а то и просто раскрашивают)

V. Практическая работа

1. Показ педагога.

- Вспомним, как нужно держать и направлять кисточку, чтобы получить нужную полоску, завитушку, точку (печать тычком).

- Каждый мастер пишет по своему, не копирует, поэтому и вы постарайтесь придумать свой, оригинальный узор.

- Не забывайте, что по форме петушки могут быть тоже самыми разнообразными. Придумайте свою форму, своего петушка. Вначале рисуем туловище, затем голову, шею, крылья, лапы. Далее прорисовываем более мелкие детали: клюв, глаза, на лапах 3 пальца спереди и один сзади, на конце пальцев когти.

2. Самостоятельное рисование петушков детьми.

(Звучит музыка “Деревенская песенка”)

- Посмотрите на доску. Какие красивые получились у нас петушки!

(Все работы прикрепить на доску)

Самостоятельная работа учащихся.

VI. Итог урока

Выставка детских работ.

Вывод.

- Каких петушков запомнили?

- Какие петушки с секретом? В чём заключается секрет?

- Какие цвета используют, чтобы создать образ петушка?

- Для чего смешивают краски? (Чтобы показать богатство и разнообразие цвета)

Используемая литература

  1. Полянская О. “Петушки”, М., Малыш, 1979 г.
  2. Аллаярова И.Е. “Симфония красок”, М., “Издательство ГНОМ и Д”, 2006 г.
  3. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. “Увлекательное рисование методом тычка”.

Ход урока (таблица) в редакции автора (Приложение)