Цели.
Оборудование:
у педагога:
- аудиокассеты с музыкой
“Деревенская песенка”,
“Воскресное утро”,
- картинки с изображением:
- 2 цветовых спектра (основные и составные цвета),
- зрительный ряд (виды росписи петушков),
- гуашь, акварельные краски, тушь, кисточки, палитра.
у детей:
- гуашь, акварельные краски, тушь,
- палитра для смешивания красок,
- ватные палочки (для тычка),
- кисти (пони, №2, №6),
- лист бумаги.
Ход урока
I. Орг. момент
(Проверка готовности к занятию)
II. Сообщение темы и целей урока
- Отгадайте загадку и скажите, о ком здесь говорится:
Догадались, кто у Жоры?
Пёстрый хвост! Сверкают шпоры!
Ярко – красный гребешок!
Ну, конечно… (Петушок) (Cлайд №2)
- Как догадались, что это петушок? (По словам пёстрый, шпоры, гребешок)
III. Сообщение нового.
Cвязь с окружающим миромб
Рассказ.
- Все вы, конечно, видели петухов: кто в деревне, кто в зоопарке, а кто и по телевизору. И наверняка запомнили, какая это нарядная и красивая птица – с разноцветными перьями, с огненно-красным гребешком и золотыми шпорами (слайд №3).
- Петухи – давние спутники человека. В старину русские люди следили за временем по петушиному крику. Считалось всегда, что первое "кукареку" раздается в первом часу ночи, следующее - во втором, третий раз петух кричит в четыре утра. Отправляясь в дорогу, люди дожидались пения первых петухов. Домохозяйки вставали поставить хлеб и подоить коров после вторых петухов. Вместе с третьими - вся деревня была уже на ногах и приступала к работе.
Ложиться с курами - вставать с петухами... Непросто в наше быстротечное время соблюсти это золотое правило.
В старину было немало любителей петушиного пения, главным образом среди простого люда. Постепенно, отбирая лучших местных солистов в Орловской, Воронежской губерниях, любители вывели породу, которая со временем стала называться орловской голосистой.
Еще в Древней Греции и Риме были популярны петушиные бои. Для этого создавали специальные бойцовые породы, которые затем распространились по всей Европе. Древние греки - народ очень отважный, но и они брали у петухов уроки храбрости и упорства в бою. Фемистокл, знаменитый греческий полководец, собираясь на войну против персов, включил в программу боевой подготовки петушиные бои, чтобы солдаты, глядя на них, учились стойкости и отваге.
В наши дни боевые петухи в странах Южной Азии и Америки храбро защищают дома своих хозяев от змей и бродячих собак, то есть, петух – это ещё и замечательный сторож!
Издавна деревянные и глиняные петушки были любимыми игрушками ребят. Их делают народные умельцы в различных областях нашей страны.
Этот красивый деревянный петушок сделан в Горьковской области. Чтобы он зря не гордился своим оперением, для него не пожалели самых ярких красок (слайд №4).
Зрительный ряд (виды петухов).
Эти петушки тоже сделаны из дерева. У них недаром такой задиристый и независимый вид: ведь они родом из Орла!
(Слайд №5)
Посмотрите, каких фаянсовых петушков придумали мастера из деревни Конаково Калининской области. Эти мастера издавна славятся своим искусством (слайд №6).
Эти петушки, созданные умельцами из Московской области, не простые, а с секретом. Стоит петушку поднять голову – он превращается в чернильницу (слайд №7).
А это глиняные петушки. Делают таких петушков в деревне Дымково, близ города Кирова (слайд №8) .
Игрушечные петушки, которых делают в Ленинградской области, тоже очень нарядные. Отличаются они друг от друга только узорами (слайд №9).
Хоть эти петушки и деревянные, а того и гляди, бросятся в драку. Этот петушок из Эстонии (слайд №10).
А его не менее боевой собрат родом с Украины (слайд №11).
А здесь вы видите, какими разными бывают эти самодельные петушки. Ну, а какой вам больше нравится? (Cлайд №12).
А этого фетрового петушка сделали ребята из Ленинградского дома творчества. Если он вам понравился, попробуйте и вы сами нарисовать петушка. И постарайтесь, чтобы он был ярким, нарядным (слайд №13).
IV. Повторение пройденного
Стадии превращения.
- Как появляются петушки? (Слайд №14)
Куры откладывают яйца (слайд №15), из яиц появляются вот такие жёлтые пушистые цыплята (слайд №16), они вырастают и превращаются в красивых петухов и кур (слайд №17).
Из каких частей состоит петух? (Крылья, туловище, головка, лапки)
- Какой формы туловище? (Овальной)
- Какой формы крылья? (Треугольной)
- Какой формы хвост?
- Для чего петушкам нужны крылья? (Чтобы перелетать с места на место)
- Как они машут крыльями? (Показ движений педагогом и детьми под музыку “Воскресное утро”)
Пластика движений.
Физкультурная минутка
- Какие краски вы возьмете, рисуя петушка? (Красный, желтый, синий и т.д., то есть яркие, основные цвета)
- Какие ещё цвета используете? (Составные)
- Как их получить? (Смешиванием)
- Ещё какие цвета используем? (Ахроматические)
Работа по цветовым спектрам.
(слайд №18 – спектр основных цветов)
(слайд №19 – спектр основных и составных цветов)
- Рассмотрите узоры у петушков. Какие элементы используют народные мастера? (Растительный орнамент, геометрические фигуры, полоски, точки, волнистые линии, а то и просто раскрашивают)
V. Практическая работа
1. Показ педагога.
- Вспомним, как нужно держать и направлять кисточку, чтобы получить нужную полоску, завитушку, точку (печать тычком).
- Каждый мастер пишет по своему, не копирует, поэтому и вы постарайтесь придумать свой, оригинальный узор.
- Не забывайте, что по форме петушки могут быть тоже самыми разнообразными. Придумайте свою форму, своего петушка. Вначале рисуем туловище, затем голову, шею, крылья, лапы. Далее прорисовываем более мелкие детали: клюв, глаза, на лапах 3 пальца спереди и один сзади, на конце пальцев когти.
2. Самостоятельное рисование петушков детьми.
(Звучит музыка “Деревенская песенка”)
- Посмотрите на доску. Какие красивые получились у нас петушки!
(Все работы прикрепить на доску)
Самостоятельная работа учащихся.
VI. Итог урока
Выставка детских работ.
Вывод.
- Каких петушков запомнили?
- Какие петушки с секретом? В чём заключается секрет?
- Какие цвета используют, чтобы создать образ петушка?
- Для чего смешивают краски? (Чтобы показать богатство и разнообразие цвета)
Используемая литература
- Полянская О. “Петушки”, М., Малыш, 1979 г.
- Аллаярова И.Е. “Симфония красок”, М., “Издательство ГНОМ и Д”, 2006 г.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. “Увлекательное рисование методом тычка”.
Ход урока (таблица) в редакции автора (Приложение)